Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 07:10, контрольная работа

Описание работы

Что такое история? Предмет исторической науки. Основные этапы изучения русской истории.
История России является частью всемирной истории, под которой понимается путь, пройденный человечеством в целом за многие тысячелетия своего существования.

Файлы: 1 файл

History 0-6.docx

— 175.02 Кб (Скачать файл)

Что такое история? Предмет исторической науки. Основные этапы изучения русской истории.

История России является частью всемирной истории, под которой понимается путь, пройденный человечеством в целом за многие тысячелетия своего существования.

Что такое история? Предмет исторической науки

В современном мире специалисты насчитывают более 2,5 тысяч наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.

Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т.д. Что же изучает история?

Термин, давший название истории как одной из наук, изучающей человеческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значений. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как синоним слова "рассказ" или "происшествие". Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).

Термин "история" используется также для названия одной из гуманитарных наук, изучающих человеческое общество. История — наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем История пытается воскресить прошлое, изучить и понять его в движении, открыть законы этого движения.

Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памяти Мнемозины — Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в до н.э. Труд Геродота "История" был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: "Здесь Геродот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забвение временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы". "Historia est magistra vitae" ("История — наставница жизни"), — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям.

Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.

Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать справедливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опрокинутая в прошлое".

Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонардо да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утверждение: между методами истории и естественными науками нет ничего общего. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то историки пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в психику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.

И все же большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания. так и определенного профессионального мастерства.

Как специалисты изучают историю

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка.

Роль теории в познании прошлого

Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского или труды современных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом определяют концепцию историка.

Репрезентативны ли исторические источники?

Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, которого он в большинстве случаев не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет тому назад.

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого — научно воссозданной картиной мира — стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником.

Исторический источник — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Принято выделять семь основных групп исторических источников: 1) письменные; 2) вещественные; 3) этнографические; 4) устные; 5) лингвистические; 6) фотокинодокументы; 7) фонодокументы. Давно замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Первый вопрос, которым мы задаемся при работе с источниками — насколько точно, адекватно они отражают прошлое. Ведь ясно, что очень многое из прошлого безвозвратно утрачено. И все-таки, как показывает опыт исследовательской работы многих поколений историков, наиболее важное и существенное для каждого периода, эпохи, события фиксируется источниками с той или иной полнотой. Задача историка-исследователя сводится к тому, чтобы с помощью научных методов "допросить" источник и выявить необходимую ему объективную информацию. Здесь многое зависит как от состояния и качества источников, так и от мастерства историка.

Практически без эксперимента

Историк даже с помощью самых современных приборов не имеет возможности наблюдать изучаемые им события (за исключением современных, происходящих в его время). Более того, в истории, как правило, невозможен эксперимент. Правда, были отдельные попытки воссоздать прошлое. Знаменитый норвежец Тур Хейердал совершил свое путешествие по следам народов Африки и Океании. Предпринимались попытки "пожить" с первобытными орудиями труда. Студенты-историки из Перми повторили поход Ермака и т.д. Многого можно ожидать от математического моделирования на ЭВМ, однако все это дает лишь дополнительный материал для исторического исследования.

Через уникальные факты к обобщению

Реально существовавшие в прошлом события или явления обычно называют историческим фактом. На основании выявленных фактов — кирпичиков научного знания — строятся исторические концепции. Одна из главных особенностей исторического факта — его уникальность, неповторимость. Исторический факт можно рассматривать с разных сторон, он многогранен. Он тесно связан с другими фактами, его невозможно отделить, изолировать от других фактов. Исторический факт не может быть понят вне места и времени.

Доказательность выводов — обязательная черта научного познания. История как наука оперирует установленными фактами. В ходе анализа фактов выясняется их внутренняя связь и взаимообусловленность.

Дальнейшее исследование должно идти по пути обобщения, оценки всей совокупности фактов. История позволяет понять, как явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло и во что вылилось. Она учит видеть каждое явление, каждый факт жизни, не вырывая его из конкретных, только ему присущих обстоятельств и окружения.

Неоднократно субъективизированное знание

Объект изучения (прошлое человечества) и субъект, его изучающий (историк), предельно сближены. При этом следует всегда помнить, что человек является активным действующим лицом истории — и в то время, когда эта история творилась, и в момент ее изучения. Он наделен разумом, чувствами, волей. И действительно, исторические источники крайне субъективны и не могут быть научно поняты без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц.

Но исторические источники изучает специалист или любой другой человек, и они, в свою очередь, подходят к ним с точки зрения своего мировоззрения, уровня подготовки и т.п. Изучающие источник люди также всегда субъективны. Многократно субъективизированное знание значительно затрудняет поиск истины.

Незавершенный процесс

Прошлое практически необозримо, а его познание безгранично. История — процесс, продолжающийся во времени и в пространстве. Более тою, развитие человечества не завершено, оно продолжаемся. Это диктует актуальность и необходимость научного знания не только современной нам истории, но и истории древнего мира, средневековья, нового времени, всей мировой истории. Необходимо, таким образом, изучение всех звеньев, всех эпох прошлого.

Основные этапы изучения русской истории

Результатом работы историков являются их труды — от первых несовершенных форм фиксации представлений человека о природе и обществе до монументальных книг о всемирной истории. Историей исторической науки, ее становлением и развитием во времени занимается специальная дисциплина — историография.

Фольклор

Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего исторического опыта от поколения к поколению. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов в догосударственный период.

Поскольку передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставалась верной. ( Другой важной чертой сознания на этом этапе было стремление людей объяснить факты общественной жизни и явления природы действиями сверхъестественных сил. Система знаний о мире и человеке заключалась в разнообразных мифах, отразивших в поэтической форме накопленный жизненный опыт поколений как результат действий богов, героев, демонов.

Фольклор восточных славян, таким образом, был начальной стадией возникновения у них элементов исторических знаний.

Средневековый провиденциализм

У восточных славян первые письменные сочинения, содержавшие исторические записи, возникли после изобретения азбуки великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

С конца Х в., как считают исследователи, берет свое начало русское летописание. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил самый знаменитый русский летописный свод "Повесть временных лет".

Летопись была делом государственным. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззрение составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борьбы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.

Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположение материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиозным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, литературному этикету. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: положительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицательные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргументом в борьбе властителей. В летописях преобладают сюжеты политической истории, написанные пером пристрастного сочинителя.

Начало рационализма и летописание XV-XVII вв.

XIV-XVI вв. вошли в мировую историю как эпоха Возрождения, эпоха гуманизма и рационализма (от латинского ratio — "разум"). Рационализм пришел на смену схоластике, основным тезисом которой было: "главное — верить, а не знать".

Это было время, когда в наиболее развитых странах Европы началось духовное раскрепощение человека. Человеческий разум становился единственным мерилом всего происходящего. Особенностью гуманистической историографии было то, что историческая мысль начала освобождаться от безусловного господства богословия. История трактовалась как результат деятельности людей; не Бог, а человек оказывался в центре исторического процесса. Эпоха Возрождения была временем Н.Коперника и Д.Бруно, Т.Мора и Т.Кампанеллы, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"