Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 18:37, контрольная работа
1.Начало политических и экономических реформ в СССР (1985—1991).
2.Курс на суверенную демократию (1999- 2008).
1.Начало политических и экономических реформ в СССР (1985—1991).
2.Курс на суверенную
1.Начало политических и
Политические и экономические реформы 1985-1991 гг.
Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому , что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.
Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне. Митинги, демонстрации, зажигательные речи, забастовки. Встречи лидера страны с президентами и лидерами других стран. Создание первых неформальных организаций. В национальных республиках взвиваются флаги с национальной символикой. Заключается договор об уничтожении целого класса ядерного оружия - ракет средней дальности.
Провозглашается гласность.
Пресса постепенно поляризуется. Партийное
руководство один за другим покидают люди,
десятилетиями находившиеся у власти.
Прекращается глушение западных радиостанций.
В обиход входят такие понятия, как "свободные
выборы", "многопартийность", "права
человека", "свобода слова". Мучительно
идет поиск путей подъема экономики страны.
Пустеют магазины, останавливаются предприятия,
появляется безработица.
1. Общественно-политическая жизнь страны
/1985-1991 гг. /
В марте 1985 г. на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Начальный период деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г. ) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г. ), XIX партконференции (1988 г. ).
XIX партконференция
высказалась за реформу
Стратегической целью перестройки политической системы являлось формирование правового государства и гражданского общества, где будет обеспечено верховенство закона и равенство всех перед законом, где гарантированы права и свободы каждому гражданину, где гражданин и государство будут выступать равноправными субъектами права.
В марте 1989 г. впервые в СССР состоялись свободные выборы. На I и II Съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III Съезд народных депутатов СССР (1990 г. ) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М. С. Горбачев. Съезд отменил 6-ю статью Конституции, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. Отмена 6-ой статьи способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой, оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 г. На первом этапе перестройки (первые три года перестройки) важнейшим элементом политической жизни стала постоянно расширявшаяся гласность. В 1990 г. она получила правовую основу - Верховный Совет СССР принял закон о печати и других средствах массовой информации.
Существенным элементом общественной жизни стали выборы новых органов власти в республиках. В 1989-90 гг. республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, о введении должности президентов. В марте 1990 г. высший орган власти - Съезд народных депутатов избрали россияне. С мая 1990 г. Председателем Верховного Совета России стал Ельцин Б. Н. 12 июня 1991 г. в России прошли всенародные выборы первого Президента - Ельцина Б. Н.
Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. Было подписано соглашение "9+1", которое регулировало отношения между центром и республиками. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако, попытка государственного переворота , предпринятая группой высокопоставленных лиц 19 августа, изменила ситуацию. Практически все республики объявили о своей самостоятельности и независимости. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г. ) объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, часть которого формировалась из представителей республик. Был создан Государственный Совет СССР, состоящий из Президента и высших должностных лиц республик.
В декабре 1991 г. в Минске
встретились лидеры России, Украины и
Беларуси. Они заявили о прекращении действия
Союзного договора 1922 г. , о создании Содружества
Независимых Государств (СНГ), в которое
вошли 11 бывших союзных республик. (без
Грузии и Прибалтийских государств). Президент
М. С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил
свое существование.
2. Экономическая реформа.
На апрельском (1985 г.
) Пленуме ЦК КПСС, а затем на XXVI съезде
партии в 1986 г. был выдвинут курс на ускорение
социально-экономического развития, который
потерпел неудачу. В 1992 г. была выдвинута
совершенно новая по своей сути реформа.
Сущность экономической реформы - переход
от командно-административной к регулируемой
рыночной экономике.
Она предполагала :
1. Разгосударствление экономики и ликвидацию
монополизма.
2. Многообразие
форм собственности и
4. Основным регулятором
экономической жизни должен
Осуществление экономической реформы.
В начале второй половины 80-х гг. провозглашались различные пути выхода из кризиса . На II съезде народных депутатов СССР в конце 1989 г. правительство предложило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1991-1992 г. ) должен был быть осуществлен комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 г. ) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.
Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры : ускоренный переход к рыночной экономике, для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:
1. ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по более низким ценам.
2. ввести свободный
рынок (коммерческие цены), который
должен был постепенно
Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако, уже вскоре стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.
На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н. И. Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в 3 раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.
31 июля 1990 г. состоялась
встреча Президента СССР М. С.
Горбачева с Председателем
В качестве первого шага предусматривалась
стабилизация финансово-денежной системы.
При этом, цены на основные продукты и
товары планировалось сохранить на неизменном
уровне и лишь по мере стабилизации рубля
они должны были "отпускаться" по
группам товаров при сохранении контроля
над ценами по другим товарам. Авторы программы
четко расписали по периодам, какие меры
должны быть осуществлены в течение каждого
из них. Это дало возможность осуществлять
постоянный контроль за выполнением программы.
В ней были также проработаны вопросы
разгосударствления и приватизации экономики,
структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической
деятельности и валютной политики, социальной
защиты населения и т. д.
В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила ее начало-1 сентября 1990 г. Затем эта программа была изложена на Верховном Совете СССР. Одновременно был заслушан доклад Н. И. Рыжкова о правительственной программе. Обсуждение не привело к принятию ни той, ни другой программы. По предложению М. С. Горбачева была выработана единая /компромиссная/ программа, хотя эти программы концептуально были не совместимы.
19 октября 1990 г. Верховный
Совет СССР утвердил новый
вариант программы, получивший название
"Основные направления по
После подавления августовского
путча 1991 г. создались более благоприятные
условия для перехода к рынку. В октябре
1991 г. на X съезде народных депутатов РСФСР
Президент России Б. Н. Ельцин объявил
об осуществлении программы реформ, включающих
либерализацию цен, приватизацию предприятий,
создание благоприятных условий для предпринимательства.
Однако время было потеряно, и реформы
начали осуществляться с большими осложнениями.
3. Внешняя политика СССР 1985-1991 гг.
С началом перестройки
во внешней политике СССР произошли серьезные
изменения. В ее основу легла философско-политическая
концепция, получившая названиенового
политического мышления. Эта концепция
исходило из тезиса о многообразном, но
взаимозависимом и целостном мире. В системе
взаимосвязанных государств все глобальные
проблемы: ядерного разоружения, экологии,
медицины и т. д. можно решать только совместно,
исходя из признания:
а) приоритета общечеловеческих ценностей
перед классовыми,
б) перехода от конфронтации
к диалогу, как основной формы международных
отношений,
в) деидеологизации международных отношений,
г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы, д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и важности поиска баланса интересов.
В Заявлении М. С. Горбачева от 15 января 1986 г, в подписанной им Делийской декларации /ноябрь 1986 г. /, в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому решению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Новый курс внешней политики, в том числе и по отношению к своим союзникам в Восточной Европе, привел к крушению коммунистических режимов в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, к объединению Германии, к распаду организации "Варшавского Договора" и Совета Экономической Взаимопомощи. Важнейшими событиями стали: вывод советских войск из Восточной Европы, и из Афганистана.
Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 г. было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 г. , во время визита М. С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. Летом 1991 г. впервые на ежегодную встречу лидеров семи ведущих стран мира был приглашен и советский Президент. В октябре 1991 г. СССР участвовал в работе международной конференции по урегулированию положения на Ближнем Востоке. После ликвидации в декабре 1991 г. СССР начался процесс дипломатического признания бывших советских республик странами мирового сообщества. СССР взломал лед международной конфронтации, выступил лидером глобальной перестройки международных отношений, означающие окончание “холодной войны. ”
2.Курс на суверенную демократию (1999- 2008).
Развитие экономики
Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI в., включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели – завершение перехода к современной рыночной экономике.
Уже в 2000 г. экономика начала избавляться от затяжных последствий кризиса 1998 г. В 2001 г. увеличение доходов населения впервые опережало рост стоимости жизни. Это обеспечило рост реальных денежных доходов населения. По сравнению с 2000 г. они увеличились на 6%. В 2002 г. они выросли еще на 9%, в 2003 г. – на 14,5%, в 2004 г. – на 11%, в 2005 г. реальные денежные доходы выросли на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Постоянно повышался уровень минимальной оплаты труда, росли пенсии и средняя заработная плата.
Экономический спад, продолжавшийся первое десятилетие реформ, сменился подъемом. В 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. – на 5%, в 2002 г. – на 4,3%, в 2003 г. – на 7,3%, в 2004 г. – на 7,1%, в 2005 г. – на 6,4%. Во многом эти показатели были обеспечены благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на нефть и газ), но также свидетельствовали и о развитии отечественного производства.