Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:09, контрольная работа
1.Сравните двух отечественных правителей и их правление (на выбор).
2.Проследите изменения социальной организации российского общества (по основным категориям населения), начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Объясните причины происходивших изменений.
3.Раскройте взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР конца 1920х-1930х гг.
Контрольная работа
Вариант №3
Петр Великий (1682-1725)
В малом возрасте (до 10 лет) Петр проходил древнерусскую, почти церковную школу, а с 10 лет после стрелецкого мятежа интриги Софьи-правительницы гонят его из кремлевского дворца. Он ведет чрезвычайно подвижную жизнь, среди военных игр, занятий математическими и техническими науками и поездок по дворцовым селам.
Свое образование Петр заканчивает за границей. Он много видел, многому научился и развил в себе необыкновенную сообразительность и деловитость. Он покровительствовал иностранцам ради развития в стране наук, искусств, фабрик и торговли. До поездки за границу Петр взял у турок крепость азов. В 1700 году в союзе с Данией и Польшей, Петр начал северную войну против Швеции. Первые военные действия русских против шведов, сражавшихся под начальством своего молодого, но даровитого короля Карла -XII, были неудачны и окончились крупным поражением русских войск под Нарвой: Но вскоре, благодаря неутомимой подготовке Петром новых полков для борьбы с неприятелем, шведы начали терпеть от русских поражения. Петр взял в Ингрии шведскую крепость Нотебург, древний орешек, переименовал ее в Шлиссельбург и в 1703 году на берегах Невы основал новую столицу Санкт-Петербург, а на острове Котлин заложил крепость Кронштадт. Основанием новой столицы Петр создавал сильную крепость, которая обеспечивала России выход в балтийское море. Удобный порт, к которому стягивалось много торговых путей с русского севера и из центра. Новая столица облегчала наши сношения с западной Европой. Между тем Карл -XII, покорив Польшу и воспользовавшись помощью изменника Мазепы, гетмана малороссийского, быстро двинулся в Малороссию и здесь в 1709 году осадил город Полтаву. Полтавский бой окончился полным торжеством Петра, Карл -XII бежал в Турцию и вызвал неудачный для России прутский поход. Россия должна была отказаться от Азова, за то продолжавшаяся северная война была счастливой и закончилась ништадским миром, по которому Швеция отказалась от Ливонии, Эстонии, Ингрии и части Финляндии с городом Выборгом. Петру был поднесен титул императора всероссийского. Из внутренних преобразований Петра наиболее замечательны: уничтожение патриаршества, передача управления всеми церковными делами в руки "местоблюстителя патриаршего престола", а с 1721 года святейшего синода, - учреждение правительствующего сената, в 1711 году, вместо прежней боярской думы, - коллегии вместо "приказов", по каждой отдельной отрасли государственного управления, преобразование сословий, разделение государства на 12 губерний, учреждение в важнейших городах надворных судов, организация специальных школ и училищ и создание регулярного войска. Всюду, во все непосредственно входивший, державный преобразователь заботился о развитии русской торговли и промышленности, о прекращении затворничества женщин, о смягчении нравов общества, об улучшении быта низших слоев народа и обладал замечательным умением выбирать себе сподвижников, между которыми известны: Меньшиков, Шереметьев, Долгорукий, братья Голицыны, Куракин, Матвеев, Шафиров, Ягужинский и иностранцы - Остерман, Брюс, Миних и другие. Сын Петра от разведенной его жены Лопухиной царевич Алексей, за явное отвращение к преобразованиям отца, был отдан Петром под суд. Царевичу был вынесен смертный приговор, но царевич скончался до исполнения приговора. От второго брака Петра с Екатериной Алексеевной родились две дочери: Анна и Елизавета. Петр умер, простудившись при спасении тонувших солдат во время великого наводнения и наименован в потомстве Великим.
Екатерина II (1762-1796)
Царствование Екатерины II одно из замечательнейших после Петра Великого. От природы Екатерина обладала большим умом и характером. Самообразование и наблюдательность расширили ее кругозор. При помощи умело выбранных сподвижников императрица создала блестящий период в русской истории. В ее царствовании были две войны с Турцией. В первой особенно отличились Румянцев Задунайский и Орлов Чесменский. Благодаря их победам, Россия приобрела берега азовского моря, а Турция признала независимость Крыма. По настоянию Потемкина, Крым был занят русскими. В Новороссии стали возникать города. Появляется русский черноморский флот. Турция объявляет вторую войну. В ней прославились: Суворов, взятием крепости Измаила и победами при Фокшанахе и Рымнике. Турция признала все северные берега черного моря владениями России. В самом начале царствования Екатерине пришлось вмешаться в польские дела. Беспорядки в польском государстве и притеснения диссидентов (не католиков) было причиной польских разделов. По первому разделу Россия получила большую часть Лифляндии и Белоруссию до Двины, Друч и Днепр, по второму разделу остальную Белоруссию, Украину, Подолию и восточную часть Полесья и Волыни, по третьему разделу - Литву. Безрезультатными были войны со Швецией и Персией. К народным бедствиям можно отнести появление чумы в Москве в 1771 году и пугачевский мятеж в 1773-1775 году. Императрицу занимала не только внешняя борьба. Она занималась и внутренние преобразования. Екатерина поспособствовала развитию сословий. Она дает жалованную грамоту дворянству, дородовое положение. В связи с сословными реформами был созыв "комиссии для сочинения проекта нового уложения", нечто вроде земского собора. Для руководства этой комиссии сама Екатерина написала "наказ", но цель была вполне не достигнута и комиссия вскоре была распущена. Относительно губерний императрица придерживалась политики централизации. Учреждением о губерниях в 1775 году Россия делится на 50 губерний, с усиленной властью губернаторов. В экономическом отношении важны: Передача церковных имуществ в ведение коллегии экономии, устройство государственного банка, введение откупной системы. Многочисленные заботы Екатерины II о народном здравии медицинская коллегия, оспопрививание и просвещение. В Петербурге были учреждены кадетские корпуса (инженерный и артиллерийский), смольный институт для девиц, воспитательные дома в Москве, был выработан общий устав для народных училищ, открыта российская академия для ученой обработки отечественного языка. Екатерина II, одаренная литературным талантом, покровительствовала литературе и сама принимала в ней живое участие. В своих комедиях, сказках и других статьях, она служила делу просвещения не меньше, чем своими законами. В ее царствование, кроме Ломоносова, наиболее известными были писатели Державин, Фонвизин и Новиков.
Итог: В периоды правления Петра I и Екатерины II были проведены колоссальные по эффективности преобразования в виде резкого подъема промышленности, наращивания военной силы государства и, что особенно важно, создания пространственно-географических условий экономического развития страны. Наряду с народом-тружеником, с крестьянством, немалую роль сыграло здесь и сплоченное царем российское дворянство.
Так что же общего мы можем найти между Петром I и Екатериной II? На мой взгляд, два правителя России, оставившие глубокий след в истории нашей страны, схожи лишь в одном: и Петр I и Екатерина II делали всё возможное для блага и процветания Российской империи, пускай с разными целями, но стремились укрепить положение страны в Европе.
Годы |
Глава |
Столица (центр) |
Орган власти |
Особенности населения |
Армия |
Особенности | |
Киевская Русь |
9-12 века |
Власть принадлежала Киевскому князю, некую роль играла в это время и Вече |
Киев |
Боярский совет, совет при князе |
Население делилось на 3 категории: 1)свободные: -князь, бояре, дружина. -жители
городов (юридически были -крестьяне (смерды) владели землей и скотом. 2)полузависимые: Закупы( смерды временно утратившие хозяйскую самостоятельность) 3)зависимые: Холопы (пленные) |
Рядовое население вооружено, организовано по десятичной системе. Народное ополчение было решающей силой в походах, в войнах. Подчинялось оно вече. |
Форма государства раннефеодальная монархия |
Русские княжества. Московское государство |
С середины 12- начало 16 века |
монарх избираться крупными феодалами из своей среды, при этом ресурсы избранного монарха, ограничиваются ресурсами его исходного княжества, и он не может передавать верховную власть по наследству |
Москва |
Боярская Дума |
Крестьяне с ростом крупного землевладения попадали под власть феодала и теряли независимость |
Образование полка |
Период феодальной раздробленности |
Русское государство |
С конца 15 века по 1721 г |
Князь делил с удельным и служащими князем боярской Думы |
Москва |
Боярская Дума, Церковь |
Произошло закрепощение крестьян. Основные сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство |
Регулярная армия |
Государство было сословной монархий |
Российская империя |
С 1721- 1917г |
Император (абсолютная власть) |
Москва. Санкт-Петербург |
-правительствующий сенат -комитет министров -совет министров -гос. совет -гос. дума |
Сословия: -дворянство -духовенство -город.население (купцы. -сельское население ( |
Постоянная армия |
Полное закрепощение крестьян, в дальнейшем отмена крепостного права, переход от царя к императору. |
СССР |
С 1922-1991 |
Глава государства |
Москва |
Верховный совет СССР |
Все люди равны |
Регулярная армия |
Социалистическое государство. Коммунизм |
РФ |
С 1991- по настоящее время |
Президент |
Москва |
Федеральное правительство РФ |
Равенство всех людей. Демократия |
Регулярная армия |
Ускоренную индустриализацию и коллективизацию СССР иногда называют «великим переломом» или «второй революцией» -настолько огромны были их размах, темпы и влияние на дальнейшую судьбу общества и государства.
Хронологически их чаще всего датируют 1928-1940гг. Большая часть данного отрезка времени приходится на два первых пятилетних плана (1928-1932 и 1933-1937гг.), когда происходили ключевые события «великого перелома».
Индустриализация:
Во второй половине 20-х
годов важнейшей задачей
Главное
внимание в первые годы
На рубеже 20 -30-х годов руководством страны был принят курс на всемерное ускорение, "подхлестываше" индустриального развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полно” воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства.
В годы второй пятилетки (1933-1937) построили 4500 новых промышленных предприятий. По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии. Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн. человек. Производительность труда увеличилась на 60 %. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937-1941) темпы роста промышленного производства значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно вырос объём производства военной продукции.
В конце 30-х годов было преодолено отставание народного хозяйства СССР, ключевые сектора экономики поднялись на ту же технико-технологическую стадию, на какой находились тогда промышленно развитые страны. Это значит, что производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента превосходило или вплотную приблизилось к показателям развитых европейских стран.
Несмотря на значительные достижения, сталинская индустриализация, как и все предыдущие российские модернизации, носила поверхностный характер. Не случайно она получила название "контрмодернизация".
Мобилизационная сталинская модель могла дать эффект лишь на первых порах. По мере развития индустриализации, усложнения техники и технологии проявлялась неспособность системы справляться с управлением экономикой, тем более, что в ходе репрессий были ликвидированы способные умело действовать специалисты. Поступательное развитие общества сдерживалось склонностью работников и руководителей к уравнительности и круговой поруке, а также их боязнью проявить инициативу. Кризис сталинской модели достаточно четко обозначился с конца 30-х годов. Общество нуждалось в социокультурной и политической модернизации. Великая Отечественная война, а затем восстановление народного хозяйства способствовали оживлению мобилизационной модели. Однако в конце 40-х – начале 50-х годов окончательно выявилась неспособность сталинской модели преодолеть экономическое и технологическое отставание СССР от Запада.
Коллективизация:
Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Часть экономистов и хозяйственников видели причину кризиса в ошибочности курса партии. Для выхода из создавшегося положения предлагалось изменить взаимоотношения между городом и деревней, добиться их большей сбалансированности. Но для борьбы с хлебозаготовительным кризисом был избран иной путь. Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам, напоминающим политику периода "военного коммунизма". Запрещалась свободная рыночная торговля зерном. При отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголовной ответственности, местные Советы могли конфисковывать часть их имущества. Особые "оперуполномоченные" и "рабочие отряды" изымали не только излишки, но и необходимый крестьянской семье хлеб. Эти действия привели к обострению отношений между государством и сельским населением, которое в 1929 г. уменьшило посевные площади. В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств. В соответствии с постановлениями конца 20-х - начала 30-х годов прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы. Все эти меры вызывали их протесты и террористические действия против колхозных активистов.