Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

1. Проведите сравнительный анализ сословно-представительной и абсолютной монархии в России.
Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.

Файлы: 1 файл

Проведите сравнительный анализ сословно.docx

— 19.85 Кб (Скачать файл)
  1. Проведите сравнительный анализ сословно-представительной и абсолютной монархии в России.

Абсолютная монархия

Сословно-представительная монархия

1) такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти юридически принадлежит всецело и нераздельно одному лицу – монарху, который формально никем и ничем не ограничен, полностью безответствен и никому не подконтролен. Юридическая неограниченность полномочий монарха создает впечатление о надклассовости его власти. Фактически же вся власть в абсолютной монархии находится в руках придворной камарильи и верхушки чиновничества, направляющих деятельность самодержца в интересах господствующего класса феодалов. Самодержец — лишь представитель и защитник интересов этого класса.

1) такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в. период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.

2) абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с

этого времени перестали  созываться Земские соборы, которые в определенной

степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без  них. Однако

еще проходили государственные  совещания с представителями  отдельных

сословий по вопросам: о  ценах на товары, о денежной системе, об условиях

договора о торговле с  армянскими купцами, о местничестве. Укрепилась приказная система управления, подчиненная

непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал

менее зависимым от дворянского войска

2) В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами середины XVI в.

 Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в., выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную реформы.

3) В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.

 Губернская реформа  1708- 1710 гг. изменила систему местных  органов власти. Было ликвидировано  местное самоуправление, а во  главе всех административно-территориальных  единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и  получающие за нее жалование  - губернаторы, провинциальные комиссары,  уездные и волостные воеводы.  Принцип взаимодействия этих  представителей власти на местах  тот же - подчиненность снизу доверху.

3) Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:

- царь, в деятельности  которого все явственнее усиливались  элементы самодержавия, т. е. такой  власти, которая готовая сотрудничать  с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.

специфические черты  российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:

1. Земские соборы созывались  по воле царя, а потому не  периодически, а по мере надобности;

2. Они не имели юридического  статуса, не обладали правом  законодательной инициативы; их  право – обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;

3. Выборного избрания  депутатов-представителей на Соборы  не проводилось. В качестве  представителей от сословий приглашались  преимущественно лица из местного  самоуправления: главы и выборные  местных дворянских и посадских  обществ: земские судьи, губные  и посадские старосты, излюбленные  головы, целовальники; от крестьянских  общин - сельские старосты.


 

Рассматривая  и сравнивая далее абсолютную и сословно- представительные монархии можно отметить следующее:

одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства

является  бюрократизация государственного аппарата. Складывание

бюрократического  аппарата имело два направления:

1) Создание  системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело;

2) Создание  привилегированного круга, осуществляющего  это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако, после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства.

Царь  приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных

сборов, возросших в связи с  развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и

продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать

государственный аппарат.

      С ослаблением экономической  и политической роли бояр снизилось

значение  Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами.

Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.

Подводя итог хотелось бы сформулировать две основные причины  отмирания  сословно-представительных  институтов.  Во – первых,  это    социально-экономические  причины.  А,  во – вторых, как отмечает О.И. Чистяков, во второй половине  XVII  в.  не  только возникла необходимость, но и сложилась возможность  установления  абсолютной монархии. Вместо  своевольного  дворянского   ополчения   было   создано постоянное   войско.   Развитие   приказной   системы   подготовило    армию чиновничества. Царь  получил  независимые  источники  дохода  в  виде  ясака (налог преимущественно пушниной  с народов Поволжья  и Сибири)  и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у  земских  соборов  на начало войны или  иное  серьезное  мероприятие.  Необходимость  в  сословно-представительных органах отпала и они были  отброшены.  Это означало,  что монарх освободился от всяких  пут,  что  его  власть  стала  неограниченной, абсолютной. Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни.

В результате развития товарно-денежных отношений  и других причин, возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступившей против усиления царской власти. Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу.

«Укрепление господства феодалов, а также положения  купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы с стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенных народов – все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа» Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию и суд, и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами. Основной функцией армии было все-таки не внутреннее поддержание порядка, как это следует из классового подхода к проблеме, а внешняя (охрана границ, защита от нападения, ведение войн).

Все предпосылки  перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось прежде всего внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.

Одной из положительных черт абсолютистского  государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"