Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:43, контрольная работа
1. Проведите сравнительный анализ сословно-представительной и абсолютной монархии в России.
Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.
Абсолютная монархия |
Сословно-представительная монархия |
1) такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти юридически принадлежит всецело и нераздельно одному лицу – монарху, который формально никем и ничем не ограничен, полностью безответствен и никому не подконтролен. Юридическая неограниченность полномочий монарха создает впечатление о надклассовости его власти. Фактически же вся власть в абсолютной монархии находится в руках придворной камарильи и верхушки чиновничества, направляющих деятельность самодержца в интересах господствующего класса феодалов. Самодержец — лишь представитель и защитник интересов этого класса. |
1) такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в. период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган. |
2) абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве. Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска |
2) В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами середины XVI в. Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в., выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную реформы. |
3) В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре. Губернская реформа
1708- 1710 гг. изменила систему местных
органов власти. Было ликвидировано
местное самоуправление, а во
главе всех административно- |
3) Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти: - царь, в деятельности
которого все явственнее специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.: 1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности; 2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право – обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем; 3. Выборного избрания
депутатов-представителей на |
Рассматривая и сравнивая далее абсолютную и сословно- представительные монархии можно отметить следующее:
одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства
является бюрократизация государственного аппарата. Складывание
бюрократического аппарата имело два направления:
1) Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело;
2) Создание
привилегированного круга,
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных
сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и
продаже водки, пива, меда. Это давало
возможность создавать и
государственный аппарат.
С ослаблением экономической
и политической роли бояр
значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами.
Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.
Подводя итог хотелось бы сформулировать две основные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во – первых, это социально-экономические причины. А, во – вторых, как отмечает О.И. Чистяков, во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной. Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни.
В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступившей против усиления царской власти. Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу.
«Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы с стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенных народов – все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа» Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию и суд, и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами. Основной функцией армии было все-таки не внутреннее поддержание порядка, как это следует из классового подхода к проблеме, а внешняя (охрана границ, защита от нападения, ведение войн).
Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось прежде всего внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.
Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.