Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 15:41, контрольная работа
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. История — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; политическая экономия, изучающая отношения людей в процессе производства или экономическую структуру общества; юридические науки, объектами изучения которых являются государство и право; лингвистика — учение о языке, и др.
Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.
Задание 5. Тест.
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра Истории
Факультет: Финансово- кредитный Специальность Баклавриат Экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине История
Тема Вариант
Владимир 2012
Содержание
1 задание. Раскройте сущность
исторического познания и
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. История — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; политическая экономия, изучающая отношения людей в процессе производства или экономическую структуру общества; юридические науки, объектами изучения которых являются государство и право; лингвистика — учение о языке, и др.
Многое сближает историю с остальными общественными науками. У них общий объект изучения — общество, единая теоретическая основа, сходные задачи и методы исследования. Все общественные науки по своему существу историчны. Однако история, как и всякая другая наука, имеет свой особый предмет, свои особые, четко очерченные задачи, свои познавательные особенности и обусловленные этим свои собственные исследовательские приемы, отличающие историческое знание от других областей обществоведения
Функции исторического познания
История выполняет несколько социально значимых функций.
Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
Третья функция - мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.
Четвертая функция - воспитательное воздействие. Эта функция по-моему самая важная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
2 задание.Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
Огромен был вклад народов
древнего Востока в мировую культуру.
Давно исчезли древневосточные
рабовладельческие государства, многие
из шумных когда-то городов лежат
в развалинах, занесенные песками, но
упорный труд народа не пропал даром.
Созданная в течение
В Уруке был построен комплекс
священных сооружений - заккуратов, которые
стали центром духовной культуры. В Шумере
хорошо развилась скульптура, а также
искусство пластики в металле: впервые
золото использовалось в комбинации с
серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми
применили способ беспрерывного рассказа
о событиях.
В то
время как в Европе лишь кое-где
ютились убогие поселки охотников,
рыболовов и первых земледельцев,
на древнем Востоке уже
Развитие хозяйства на древнем Востоке привело к возникновению там науки и письменности. Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.
Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.
Возникновение и развитие письменности были вызваны накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Различные народы древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки. Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке, люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движениями Солнца, Луны и других планет.
В странах
древнего Востока появились искусные
врачи, которые умели лечить некоторые
болезни и даже делали простейшие
операции. Китай - страна древней цивилизации:
на его территории выявлены остатки
первобытной культуры времен раннего палеолита
и бронзового века. В ХІV в до н э был сложен
в основных чертах месячный календарь
и изобретено письмо-праобраз современной
иероглифической каллиграфии.
Древний Китай является родиной таких
изобретений как компас, спидометр, сейсмограф,
порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли
математики был открыт метод развязывания
уравнений первой степени с двумя и тремя
неизвестными, вычисления отношения длины
круга и его диаметра.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.
Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.
Английское Просвешение.
Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству». Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII.
Французское Просвещение.
Идея
нравственного возрождения общества политическими
методами – народным восстанием, огосударствлением
широких сфер общественной жизни придала
особое своеобразие французскому Просвещению,
выдающимися представителями которого
были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье
(1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784)
и др. Политические взгляды Руссо изложил
в сочинении «Об общественном договоре»,
в котором на первый план выдвигает общество,
доказывая, что обществу раньше принадлежала
вся власть, которую оно по договору передало
правителям, чтобы они пользовались этой
властью в интересах самого общества.
Но поскольку правители стали злоупотреблять
властью в ущерб обществу, Руссо предлагает
обществу вновь взять власть в свои руки
для создания демократически-
Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты – члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан. Просвещенный абсолютизм.
Во второй половине XVIII в.
в связи с общеевропейским
экономическим и
Наиболее углубленно монархическую
концепцию просвещенного
Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.
Великая французская революция.
Примерно 99 процентов населения Франции составляло так называемое третье сословие и лишь один процент привилегированные сословия – духовенство и дворянство.
Третье сословие было в
классовом отношении
10 августа 1792 г. произошло
народное восстание, которое
Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.