Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Люди XXI века не могут в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра историк М.П.Погодин в 1841 г., то есть спустя почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на всё наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту всё ещё как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее». [2]

Содержание работы

Преобразования Петра Ι и их результаты.
Эпоха Екатерины ΙΙ.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Екатерина II, известная на Западе как  сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желающая, чтобы её народ жил по справедливым законам, на первом же этапе своего правления принимает роковое для России решение, — решение, которое обрекло страну на вековое отставание в экономическом развитии, пагубно повлияло на «жизнь общественную, умственную и нравственную». Екатерина утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762г., освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости.

Крепостное право в России до 1762г. существовало как бы по государственной  необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикреплённый к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни и дворянина, и себя. В первой половине XVIII в. из-за неясностей в российском законодательстве всё более распространялся взгляд на крепостного как на полную собственность помещика. Тем не менее в законе это не нашло отражения.

Манифест «О даровании вольности  и свободы всему российскому дворянству» как бы предполагал следующий шаг правительства: если главное условие существования крепостной зависимости — обязательная государственная служба дворянства — устранено, то и крестьян также следует освободить... от помещиков. И в воле просвещённой монархини было если не отменить крепостное право, то хотя бы ограничить законом произвол землевладельцев в отношении крестьян. Например, установить, сколько должен работать на помещика и платить ему крепостной. Но Екатерина предпочла угодить дворянству. В результате крепостные крестьяне превратились почти что в рабов. Раскол в обществе ещё больше углубился, так как крестьяне не могли отнестись к подобной мере власти иначе, чем как к величайшей социальной несправедливости. Была брошена искра, которая, вспыхивая сначала сравнительно небольшими кострами крестьянских волнений, через 10 лет огненным валом Пугачёвского бунта прокатилась по империи и уничтожила саму возможность проведения в стране реформ.

22 августа 1767г., когда депутаты  Уложенной комиссии затаив дыхание слушали статьи «Наказа» о естественном праве каждого подданного на достойное существование и о государственной справедливости, Екатерина подписала новый указ. В нём говорилось о том, что как сам крепостной, который посмеет жаловаться на своего помещика, так и челобитчик крестьянина будут наказаны кнутом и сосланы на вечную каторгу в Нерчинск. Крестьяне стали совершенно беззащитны перед произволом землевладельцев. Впоследствии был принят закон, который позволял продавать с торгов крепостных крестьян без земли за долги помещиков. Крестьян не только продавали, но и дарили, отрывая отца от семьи, жену — от мужа, мать — от детей.

Екатерина щедро жаловала казёнными  землями с крестьянами сановников, дворян, отличившихся на службе, фаворитов. Например, около 18 тыс. душ получили её помощники в перевороте 1762г. Всего же за время своего правления она раздала почти миллион крепостных крестьян. А население Российской империи в год смерти Екатерины составляло 37 миллионов  человек...

 

Законодательная деятельность

 

Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала реформа законодательства. Главным действующим кодексом законов империи оставалось Соборное Уложение 1649г. Но вследствие реформ Петра I оно устарело и стало практически непригодным. Попытки обновить Уложение, заменить его сводом законов, соответствующих эпохе, делались и при Петре, и после него. Однако специальные комиссии, собиравшиеся для этой цели, в их числе и проработавшая более семи лет елизаветинская комиссия 1754 г., не имели успеха.

Екатерина лично занялась подготовкой нового законодательства. Прежде всего она ознакомилась с текстом Соборного Уложения и поняла, что составляющие его основу старинные русские, византийские и литовские правовые документы не соответствуют требованиям времени.

Своё внимание императрица сосредоточила  на новейших сочинениях по теории права. Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689— 1755) «О духе законов». В нём автор изложил теорию возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. По его мнению, законы «должны соответствовать физическим свойствам страны, её климату... положению, размерам, образу жизни её народов...».

Философ создал учение о происхождении  и сущности государства. Он утверждал, что на государстве «лежит долг обеспечить всех граждан верными средствами к жизни», что оно должно исходить из блага народа, которое есть «верховный закон».

Монтескье считал, что государство  справедливо по природе. Несправедливости и произвол присущи не государству, а его правительствам и должностным лицам. Мыслитель развил также идею, принадлежащую английским философам XVII в., о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях их равновесия.

Другим источником для законодательного творчества Екатерины был опубликованный в 17б4 г. трактат «О преступлениях и наказаниях» итальянского юриста Ч. Беккариа (1738-1794). Это произведение немало способствовало смягчению европейского уголовного права.

Беккариа выступал с решительным  протестом против суровых норм средневекового законодательства, так как оно допускало в качестве средств наказания смертную казнь, жестокие истязания, конфискацию имущества. Беккариа обосновал принцип защиты прав личности, необходимость проведения государственной политики по предупреждению преступлений, недопустимость наказаний за политические и религиозные убеждения.

Опираясь на сочинения Монтескье  и Беккариа, Екатерина приступила к формулированию общих принципов  будущего свода законов Российской империи. Этому всепоглощающему  труду она отдала полтора года. Шутливо называя свои занятия «законобесием», императрица тратила на них по 15 часов в сутки.

В результате появилось сочинение, отдельные части которого Екатерина  предложила для ознакомления сведущим людям. Многие из них были поражены и возмущены, прочитав о естественном праве каждого человека на свободу, о равенстве всех перед законами и других принципах, абсолютно чуждых традициям средневекового законодательства. Напрасно Екатерина защищала свое детище, ссылаясь на европейские и русские авторитеты. Ей пришлось сжечь или вымарать более трех четвертей написанного, переделать оставшуюся часть и издать ее под названием «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения».

Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерины. В соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения.

Согласно воле императрицы, депутаты получили полное содержание на время работы в Комиссии. В дальнейшем, в случае совершения преступления, они освобождались от смертной казни, телесных наказаний и конфискации имущества. Предусматривались суровые кары для обидчиков депутатов.

К началу работы Комиссии депутаты имели при себе наказы тех, кто отправлял их в Москву, с перечислением требований, нужд и пожеланий. Летом 17б7 г. в Грановитой палате Кремля начались заседания Комиссии, в которых участвовали около 500 человек.

Получив «Наказ» императрицы, в восторге и умилении от оказанной им чести они стали искать способ отблагодарить её. После долгих прений решили поднести ей почётный титул «Великая, премудрая и матерь отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».

На одном из первых заседаний  из числа депутатов были избраны  специальные комиссии. Одна из них — Дирекционная — во главе с генерал-прокурором и председателем-маршалом руководила всей деятельностью Комиссии. Другие занимались подготовкой отдельных частей будущего Уложения.

В ходе заседаний важное не отделялось от второстепенного: о средствах, помогающих при обморожении, говорили с не меньшим пылом, чем о правах купечества, а вопросы гигиены обсуждали вслед за проблемами управления инородцами.

Случалось, что важный законопроект не получал одобрения из-за невнятной речи чтеца: одна половина депутатов его не расслышала, а другая не поняла. Путаница, беспорядок и медлительность губили то разумное, что удавалось сделать на заседаниях.

Екатерина стала понимать, что её замысел кончился ничем: гармоничного соединения теории с практикой — «Наказа» с желаниями общества — не получилось. Депутаты не были готовы к восприятию принципов, предложенных императрицей: сказались отсутствие традиций правовой и политической культуры, откровенный консерватизм большинства депутатов.

Кроме того, интересы сословий часто  не совпадали, а компромисса найти  не удавалось. В конце 17б8 г. Комиссия была распущена на неопределённый срок под предлогом начавшейся войны с Турцией, и её работа более не возобновлялась.

Екатерина не смогла провести общую  реформу законодательства, но работа Комиссии не пропала впустую. Был собран огромный фактический материал о положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отразившие картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества.

Кроме того, Екатерина сумела заставить  россиян задуматься о государственной  вольности, политических правах, веротерпимости, вреде применения пыток, равенстве  всех подданных перед лицом Закона.

Работа в Комиссии явилась для  многих школой гражданственности, где  личная выгода уступала место стремлению к благу государства, где пробуждались чувства патриотизма и национального самосознания.

Знакомство с материалами  работы Комиссии позволило Екатерине со временем принять ряд законов в интересах развития русского общества. Особенно важное значение имела перестройка административной системы.

 

Реформа органов местного самоуправления

 

В 1775 г. вышел в свет обширный законодательный документ «Учреждение для управления губерний». В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения в местное управление. Эта система просуществовала почти столетие.

Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем — вице-губернатором.

Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника — генерал-губернатора. Органу исполнительной власти (губернскому правлению) подчинялись исполнительные органы уездов — нижние земские суды. Во главе последних стояли капитаны-исправники, избираемые на три года из уездных дворян. Полицейский надзор в городе был вверен особому лицу — городничему, назначаемому правительством.

Финансовыми делами (казёнными  доходами, постройками, подрядами и  т. д.) ведали казённые палаты (в губернских городах), а также губернские и уездные казначейства.

Очень сложным было судоустройство. Существовали раздельные суды для дворян, городского населения и государственных крестьян. Суды имели соответствующие названия: в уездных городах — уездный суд, Городовой магистрат.

Нижняя земская расправа; в губернских — Верхний земский  суд, Губернский магистрат. Верхняя  земская расправа. Высшей инстанцией для всех судов являлись палаты Уголовного и Гражданского суда, находившиеся в губернских городах.

Надзором за соблюдением  законности ведали губернские прокуроры и их помощники —стряпчие (уголовные и гражданские). Были прокуроры и при сословных судах в губернских городах, а при уездных судебных учреждениях их заменяли уездные стряпчие.

В уездных городах  существовала и так называемая Дворянская опека — орган, занимавшийся делами малолетних дворян и дворянских вдов. Для городского населения в такой же роли выступал Сиротский суд.

В губернских городах  находился и Приказ общественного  призрения — специальный орган, который ведал делами просвещения (школами), благотворительности (приютами, богадельнями) и здравоохранения (больницами, аптеками).

 

Административная деятельность

 

В год вступления Екатерины на престол  вельможа Н. И. Панин представил ей на рассмотрение проект учреждения императорского Совета, в который вошли бы немногие особо доверенные лица, наделённые всей полнотой власти. Императрица под благовидным предлогом отвергла проект, резонно усмотрев в нём реальную возможность превращения страны из самодержавной монархии в государство, управляемое аристократами.

Не удовлетворяла Екатерину  и деятельность сената, который обладал, по её мнению, избытком власти и подавлял всякую самостоятельность подчинённых ему учреждений. Сенат возник в 1711 г. и на несколько десятилетий стал высшим органом государственного управления, подчинённым лишь монарху и закону.

В годы, когда правящая особа не уделяла достаточно внимания государственным  делам, сенат получал почти самодержавную  власть. Постепенно императрица превратила сенат в центральное административно-судебное учреждение, передав часть его функций иным ведомствам и полностью взяв на себя законодательную инициативу.

Прежде, согласно территориальному делению  России, введённому Петром I, губернии состояли из провинций, а те — из уездов. При неодинаковой численности населения с губерний взимался равный налог. Екатерина упразднила провинции, а для губерний и уездов установила определённое количество жителей: по 300—400 тыс. и по 20— 30 тыс. человек соответственно.

С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована. Прежде её представляли губернатор и воевода, которым подчинялся небольшой штат чиновников.

Слабость местной власти проявлялась  в её неспособности собственными силами подавить антиправительственные выступления. Это убедительно доказали события московского «чумного бунта» 1771 г. (широкого выступления, вызванного строгостями карантина), а особенно восстание Пугачёва. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения, любое вооружённое выступление встретило бы скорый и жестокий отпор.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"