Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:28, контрольная работа
Екатерина II Алексеевна (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729-1796) - российская императрица (с 28 июня 1762), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета "Великая". Родилась 21 апреля 1729 в Штеттине в семье обедневших князей Ангальт-Цербстских (север Германии), получила домашнее образование (немецкий - родной, французскому, танцам, музыке, основам истории, географии и богословия обучили домашние учителя). В 1744 прибыла в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, искавшей своему воспитанному в Голштинии племяннику Петру-Ульриху Федоровичу невесту в Германии.
ВВЕДЕНИЕ: «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕКАТЕРИНЫ II 3
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА: "ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ" ЕКАТЕРИНЫ II 4
«НАКАЗ» 4
Министерство высшего образования Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
по дисциплине «История России»
Вариант 16
Москва, 2009 г.
План:
Введение: «Золотой век» Екатерины II
Екатерина II Алексеевна (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729-1796) - российская императрица (с 28 июня 1762), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета "Великая". Родилась 21 апреля 1729 в Штеттине в семье обедневших князей Ангальт-Цербстских (север Германии), получила домашнее образование (немецкий - родной, французскому, танцам, музыке, основам истории, географии и богословия обучили домашние учителя). В 1744 прибыла в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, искавшей своему воспитанному в Голштинии племяннику Петру-Ульриху Федоровичу невесту в Германии. Крещеная в России под именем Екатерины Алексеевны, была выдана в 1745 замуж за Петра-Ульриха, будущего наследника престола. Пока инфантильный муж увлекался игрой в солдатики, Екатерина читала труды по истории, юриспруденции, сочинения французских просветителей и жаждала любви и власти. Природная расчетливость, волевой характер заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю, обычаи новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой-императрицей, Екатерина в 1754 родила сына (будущего императора Павла I), постоянно опасаясь, что ее вышлют из России. "У меня были хорошие учителя - несчастье с уединением" - вспоминала она позже.
Екатерина II, ставшая императрицей в результате очередного дворцового переворота, проводила гибкую внутреннюю и внешнюю политику, учитывая интересы дворянства внутри страны и создавая благоприятное общественное мнение о своих реформаторских планах за рубежом. Задача укрепления режима личной самодержавной власти, связанная с повышением её авторитета, являлась для новой правительницы Российской державы приоритетной и направляла её деятельность в течение всего первого десятилетия царствования.
Хотя Екатерина II взошла на
престол в 1762 г., уже с 1744 г,
с момента своего появления
в российской столице, она
Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории России XVIII в., а человек, долго и целеустремленно готовившийся к принятой на себя роли.
Внутренняя политика:
"Просвещённый абсолютизм" Екатерины II
Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Во второй половине XVIII века с наибольшей полнотой проявились программные установки и принципы просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно – политического развития, связанный с социально – экономическим разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, а также с поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией. С наибольшей наглядностью новые веяния проявились в правовой сфере: в кодификации законодательства, которая из технического метода упорядочения права в век Просвещения превратилась в своеобразную форму регулирования социальных отношений; в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления; в отделении суда от администрации и более четком устройстве судебных органов; в законодательном закреплении прав и привелегий сословий и общесословных организаций. При этом правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как сохраняли всю полноту власти (законодательной, судебной и административной) в руках монарха и утверждали незыблемость сословного деления общества с неполноправностью одних привилегиями других. Для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:
Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов.
Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.
«Наказ»
Детальность, доскональность, вдумчивость была присуща не только ее методу работы и взаимодействия с подданными. Эта черта ее характера ярко отразилась и на законотворчестве государыни. Постепенность, последовательность, плановость - важнейшая черта преобразований Екатерины. Каждый ее шаг был продуман, изучался и обрабатывался императрицей до тех пор, пока она не приходила к убеждению, что работа ее совершенна. «...Это не так легко...повеления мои, конечно, не исполнялись бы с точностью, если бы не были бы удобны к исполнению. Я разбираю обстоятельства, советуюсь, уведываю мысли просвещенной части народа и по тому заключаю, какое действие указ мой произвесть должен. И когда уже наперед я уверена в общем одобрении, тогда выпускаю я мое повеление и имею удовольствие то, что ты называешь слепым повиновением. И вот основание власти неограниченной». В другом месте Екатерина II писала, «если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого». Императрица писала своему сыну: «Кто идет медленно, идет безопасно».
Наилучшим примером такой кропотливой и обстоятельной работы императрицы являлся ее знаменитый «Наказ».
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. Воплощение принципов просвещенного абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765 – 1767 гг. "Наказ" состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье "О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". Тем не менее "Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма". Широкообразная императрица высказывала в нем свои заветные мысли, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, умножении народного благосостояния. В «Наказе», по существу, использовались труды Беккариа, Бильфельда, Юста и Монтескье, но при этом заимствование теоритических положений европейских мыслителей носило до известной степени формальный характер. Так, из текста «Наказ» были сознательно исключены ссылки на теорию общественного договора, подразумемавшую взаимные обязательства монарха и подданных; не упоменалось о «естественных правах» и «вольности». Напротив, в «Наказе» обосновывалась естественность неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. Пересматривались и важнейшие положения европейского конституционализма: теория разделения властей в «Наказе», по существу, была перечеркнута признанием самодержавия источником всякой власти; посредствующие власти подменялись бюрократическими инстанциями, полностью зависимыми от верховной власти. В окончательной редакции «Наказа» отсутствовали какие – либо конкретные подходы к решению крестьянского вопроса. Поэтому фразы о народном благоденствии оставались ничем не подкрепленной декларацией.
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: "Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её "Великой".
«Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения. Уложенная комиссия являлась особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно – бюрократических началах. В ней были представлены 564 депутата, из них 28 – от государственных учреждений, 161 – от дворянства, 208 – от городов, 167 – помещиками. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Османской империей Уложенная комиссия, начавшая уже тяготить императрицу, была распущена. Кодификационные работы продолжились в 19 частных комиссиях, некоторые из них действовали до 1796 г. Главная цель Уложенной комиссии – создание нового свода законов – так и не была выполнена. Вместе с тем отдельные идеи, высказывавшиеся в Уложенной комиссии, были использованы в правительственной политике 70-80 – х гг.
Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.
"Наказ" торжественно
Губернская реформа
В 1775 г. Екатерина II утвердила «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в соответствии с которыми была проведена обширная губернская реформа. Вместо трехзвенного административно – территориального деления (губерния – провинция – уезд) вводилось двухзвенное: губерния с населением в 300 – 400 тыс. ревизских душ и уезд – в 20 – 30 тыс. душ. Столичные губернии, а так же крупные регионы из 2 – 3 губерний образовывали наместничества во главе с наместником (генерал – губернатором). Губернскую администрацию возглавлял губернатор с губернским правлением. Ему предоставлялись широкие полномочия. Полицейские функции в уезде исполнял нижний земский уездный суд, состоявший из 2 – 3 заседателей с земским исправником во главе; в городе – городничий. Под контролем губернской администрации действовал Приказ общественного призрения, руководивший школами, медицинскими, благотворительными учреждениями и смирительными домами. Местным органом власти были переданы многие функции центральных учреждений, в значительной степени упраздненных: функции Камер - и Ревизион – коллегий унаследовала Казенная палата в губернии и Казначейство в уезде; дела Юстиц и Вотчинной коллегий перешли, соответственно, Палатам уголовного и гражданского суда, выполнявшим роль апелляционных инстанций для нижестоящих судов.
«Учреждения для управления
губерний» создавали
Реформа 1775 г., провозгласившая отделение суда от администрации и сделавшая в этом смысле большой шаг вперед в устройстве судебной системы, тем не менее сохранила единство суда и обвинения, тайное судопроизводство, административные принципы комплектования высших судебных инстанций. Около одной трети судебных чиновников избирало местное дворянское общество из своего состава, остальных чиновников назначали губернские власти.