Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 09:51, контрольная работа
Исторический факт – фундаментальная категория всех гуманитарных наук и исторического знания. Под историческим фактом понимается событие, которое произошло в прошлом, и было зафиксировано или упомянуто в каком-либо историческом памятнике (источнике). Факт, о котором у нас имеются какие-либо представления или соображения, но нет документального подтверждения, историческим не является, и не может быть доказательным при научном исследовании. Исторические факты составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации.
Задание 5. Перечислите основные источники победы СССР в Великой Отечественной войне.
ПКЗ «История» 2011-2012
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов и слушателей дистанционного обучения
Студент | Глинская А.О. |
Группа | 11423 |
Дата | 19.12.2011 |
Подпись |
|
|
|
Преподаватель | Михайлов Д.А. |
Дата |
|
Оценка |
|
Подпись |
|
Новосибирск 2011
Протокол проверки:
| |
Дата проверки |
|
Оценка |
|
|
|
Комментарии преподавателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменное контрольное задание
по «Истории»
Инструкция по выполнению задания:
1. Требования к содержанию работы
1.1. ПКЗ выполняется после ознакомления с рекомендованной обязательной и дополнительной литературой, которая содержится в соответствующем разделе (теме) учебно-методического комплекса, практикума или электронного учебника.
1.2. При изучении соответствующих разделов курса следует усвоить основные понятия, терминологию, даты важнейших событий и обязательно использовать их при выполнении заданий.
1.3. Ответы должны быть краткими, точными, раскрывать суть проблемы или вопроса.
1.4. Сканировать или переписывать соответствующие страницы учебника или учебного пособия нельзя. При использовании в работе дополнительных материалов обязательны правильно (согласно требованиям ГОСТ) оформленные ссылки.
1.5. Работа, выполненная с нарушением требований, не оценивается и отправляется на доработку.
2. Требования к оформлению работы
2.1. Объём работы – до 5 страниц текста (формат А – 4, шрифт 12).
2.2. Работа, выполненная с нарушением объёма, не оценивается и возвращается на доработку.
2.3. Задания выполняются в той логической последовательности, как они сформулированы. Нельзя произвольно менять структуру задания.
2.4. Все предложенные задания должны быть выполнены в полном объёме. Нельзя выполнять часть заданий. Работа не будет оценена и возвращается на доработку.
3. Содержание письменного контрольного задания
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации.
Задание 5. Перечислите основные источники победы СССР в Великой Отечественной войне.
ПКЗ обсуждено на заседании предметной комиссии по отечественной истории и рекомендовано к использованию в учебном процессе в новом учебном году.
27.06.11 г.
Задание 1.
Исторический факт – фундаментальная категория всех гуманитарных наук и исторического знания. Под историческим фактом понимается событие, которое произошло в прошлом, и было зафиксировано или упомянуто в каком-либо историческом памятнике (источнике). Факт, о котором у нас имеются какие-либо представления или соображения, но нет документального подтверждения, историческим не является, и не может быть доказательным при научном исследовании. Исторические факты составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории и зафиксированное в источнике (исторический факт); 2) как его отражение в исторической науке (факт-знание, научный факт).
Научный факт – это отражение исторического факта в сознании исследователя. Это – элемент логической структуры исторической науки. Это – продукт творчества ученого. Между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение.
Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научным фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины, к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории.[1]
Задание 2.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части со
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди госуда
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивала
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-
Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.[2]
Из всего сказанного видно, что взглядов на Петра, его эпоху – великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании, какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка. Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе. Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.
Задание 3.
Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный
внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года
единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового
общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке
продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным
для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим
народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении
справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет
исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими
странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной
политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма,
признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и
государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других
стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной
борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система.
Начинается декрет с призвания (предложения) всем воюющим странам
начать переговоры о справедливом, демократическом мире. Под ним понимается,
прежде всего, немедленный мир без аннексий и контрибуций. Правительство
России предлагает заключить такой мир всем воюющим народам немедленно и
выражает готовность сделать все решительные шаги для утверждения мира. Под
аннексией Ленин понимает всякое присоединение к большому или сильному
государству малой или слабой народности без ее согласия. Необходимо
заметить, что данное Лениным определение аннексии несколько отличается от
современного ее понимания. Отличие состоит в том, что в современном
понимании аннексия - это насильственное присоединение государством
территории другого государства, а в Ленинском понимании - это
насильственное присоединение народности, т.е. исторически сложившейся
общности людей.
Правительство считает, что продолжение войны является величайшим
преступлением против человечества, а так же выражает готовность подписать
условия мира на равно справедливых для всех условиях. В декрете обращается
особое внимание на то, что эти условия мира отнюдь не являются
ультимативными.
Отменялась тайная дипломатия, выражалось твердое намерение
правительства вести все переговоры открыто перед всем народом.
Правительство выразило готовность вести переговоры любым способом, а для их
облегчения назначило своих полномочных представителей в нейтральные страны.
В декрете выдвигается предложение воюющим странам заключить перемирие
на срок не меньше, чем на три месяца, за которые путем переговоров можно
было окончательно утвердить все условия мира. Заканчивается декрет
конкретным обращением к Англии, Франции и Германии с призывом завершить
войну.
Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили
советские мирные предложения. Декрет был восторженно встречен народными
массами России и зарубежных стран. 9 ноября 1917 года Ленин обратился по
радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в
переговоры с неприятелем о перемирии. На фронтах стали заключаться так
называемые «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась
волна демонстраций и митингов с требованием мира и поддержки Советской
России. После отклонения советских мирных предложений державами Антанты
Советское правительство вынуждено было начать переговоры с Германией,
результатом которых и стал Брестский мир 1918 года.
Декрет о мире заложил основы советской внешней политики.
Декрет о земле.
Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти.
Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов
26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа ночи, т.е. фактически 27 октября
(9 ноября). При работе над декретом Ленин использовал наказ, составленный
редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов», на
основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком
вошел в текст декрета). Декрет отменял помещичью собственность на землю
немедленно без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные,
монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в
распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских
депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения
порядка при конфискации помещичьих имений. При этом какая бы то ни было
порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу,
объявлялась тяжким преступлением. Такие преступления карались революционным
судом (трибуналом), которые состояли из председателя и 6 очередных
заседателей, избиравшихся губернскими и городскими Советами. Уездные Советы
крестьянских депутатов должны были принять все необходимые меры для
соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений.
Вошедший в декрет наказ о земле (ст. 4) определял новые принципы
землевладения и землепользования; право частной собственности на землю
отменялось, запрещалось продавать землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся
земля обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в
государственную собственность, что означало национализацию земли). Все
полезные ископаемые (руда, нефть, уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды
переходили в пользование государства. Земельные участки с высококультурными
хозяйствами, питомниками, конные заводы и пр., а так же весь хозяйственный
инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование
государства или общин; право пользования землей получали все граждане при
условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без применения
наемного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном
выборе форм землепользования, в том числе и артельной. Земледельцы,
утратившие вследствие старости или инвалидности возможность обрабатывать
землю, теряли право на пользование ею, получали от государства пенсионное
обеспечение. Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян,
устанавливалось также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не
конфискуются. По отчуждении земля поступала в земельный фонд, который
периодически должен был подвергаться переделам в зависимости от
демографических изменений и поднятия производительности и культуры
сельского хозяйства.
В тексте декрета сказано, что вопрос о земле во всем его объеме, , а
так же вопросы о выкупах могут быть разрешены только всенародным
Учредительным собранием, а положения декрета являются как бы напутствием,
т.е. как лучше, как должно быть. Государство брало на себя обязанность
организовать переселение и покрыть расходы, связанные с ним, а так же
расходы по снабжению инвентарем.
Декрет завершается положением о том, что этот документ носит лишь
временный характер. Он будет проводиться в жизнь вплоть до созыва
Учредительного собрания.
По декрету крестьяне России получали бесплатно свыше 150 млн. десятин
земли, освобождались от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду
земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей.
Декрет обеспечил поддержку Советской власти со стороны трудового
крестьянства, заложил экономическую основу для укрепления союза рабочих и
крестьян.[3]
Задание 4.
Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. Актуальность рассмотренной нами темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа. Можно без преувеличения сказать, что ни одно событие периода строительства Советского государства не привлекало такого пристального внимания исследователей, как НЭП. Изучению этой темы большое внимание уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Одни исследователи отдают должное тем мероприятиям, которые проводились в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после I Мировой войны, революции и гражданской войны. Но не менее актуальным является этот вопрос на фоне событий, происходящих сейчас в нашей стране. В середине 1980-х гг. в стране наступил тяжелый экономический и политический кризис. Произошло обострение противоречий во всех сферах жизни. Возникла необходимость глубоких перемен. В связи с радикальной реформой экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики. Мы видим, что реформы, проводимые в стране в этот период содержат тот же комплекс мероприятий, что и в период НЭПа. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа. НЭП – это цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера. И ни одну из них нельзя рассматривать отдельно, вне связи с другими. И ни одну из них нельзя ни переоценивать, ни недооценивать. Продразверстка с осени 1919г. стала трансформироваться в разверстку вообще: она распространялась на картофель, сено, а к середине 1920г. – на мясо и еще 20 видов продовольствия и сырья. Как только Красная армия разгоняла интервентов и белых, тут же и вводилась вся система разверстки в полном объеме. Советская власть одновременно вводила целый ряд повинностей: дровяную, подводную, гужевую и трудовую. Первой и главной мерой нэпа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению - либо государству, либо на свободном рынке. Ленин увидел в НЭПе возможность сомкнуть, сплотить город и деревню, укрепить союз рабочего класса и крестьянства, определить путь к социализму. Ленин увидел теоретическую возможность и практические условия включения в строительство социализма огромных масс населения России посредством соединения личного интереса с общественным. Решение этой задачи позволило использовать кооперацию как средство созидания социалистической экономики и воспитания мелкотоварного производителя, частного собственника в социалистическом духе. Таким образом, решались и тактические задачи (облегчить положение крестьянина, дать ему возможность трудиться в полную силу, ликвидировать нехватку продовольствия в городе) и стратегические. Решая насущнейшие, архизлободневные задачи, Ленин заглядывал далеко вперед. Именно поэтому мы и сейчас обращаемся к ленинским идеям новой экономической политики. Конечно, наше общество находится на совершенно иной ступени развития. Но неисчерпаем идейный, политический и методологический потенциал ленинских мыслей о путях, формах и методах строительства нового общества. Вот слова Ленина:«Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму; иначе вы не подойдете к коммунизму, иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей к коммунизму. Так сказала нам жизнь. Так сказал нам объективный ход развития революции».Самое удивительное – это как быстро продналог и другие меры дали результат. Тогда все были потрясены быстрым экономическим эффектом. С помощью смелой реформы за несколько лет удалось наладить нормальное снабжение продовольствием голодной и разоренной стране. Кстати говоря, уже в то время сами крестьяне, не принуждаемые никем, стали налаживать выгодные для них товарищеские кооперативные связи. Ленин оценил это новое явление и предсказал ему великое будущее.Радикальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает".ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, т.е., по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала. Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста. В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: «тресты государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли».Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению "военного коммунизма". Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда в период НЭПа, возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился. Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями. Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18% уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927-м, 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18%.Совершенно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными экономическими методами обеспечить сбалансированный рост. Развитие экономики страны в рамках нэпа осуществлялось в период с 1921 по 1929 гг. За этот период была не только восстановлена экономика, но и начался подъем хозяйства страны, основанный на планах, разработанных XIY и XY съездами ВКП(б).Однако Ленин стремится оправдать политику продразверстки, являющуюся ядром политики "военного коммунизма", признанного им не соответствующим нормальным отношения между рабочими и крестьянами. Он заявляет: «При гигантских трудностях, стоявших перед нами, вследствие отрезанности от России главных ее хлебных районов, в силу того, что продовольственные затруднения были до крайности доведены, наша продовольственная политика без разверстки не осуществилась бы на практике. Эта разверстка означала не только отобрание излишков, которых едва ли могло хватить даже при правильном распределении». Это – весьма красноречивое признание, говорящее о том, как далеко заходили реквизиции и изъятия, осуществляемые продармиями!В этих условиях стремление партийно-государственного руководства к ускоренной модернизации вело к сбоям в процессе общественного воспроизводства («кризисы НЭПа 1923, 1925, 1927 – 1929гг.)
Задание 5.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне спасла народы страны и все человечество от угрозы фашистского порабощения. Советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. Происходившее на нём сражения притягивали к себе крупные силы фашистской Германии и её союзников – здесь воевало более 70% сухопутных сил агрессора. Именно на европейском континенте, на Восточном фронте, а не на периферии (1941 – 1943 годы – сражение союзников в Восточной и Северной Африке, 1943 – высадка союзников в Италии, 1941 – 1945 годы – сражение с Японией на Тихом океане) решались судьбы стран и народов, втянутых в боевые действия второй мировой войны. Высадка англо – американских войск в Нормандию в 1944 году не могла оказать решающего влияния на ход войны, так как решительные наступательные действия Советского Союза уже практически разрушили судьбу фашистской Германии.
Именно Советский Союз, его сражающаяся армия и народ стали главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству. На советско – германском фронте было уничтожено более шестисот дивизий фашистской коалиции, немецко-фашистская армия потеряла здесь три четверти своей авиации, большую часть танков и артиллерии, боевых кораблей и транспортных судов.
Советский Союз оказал решающую помощь народам Европы и Азии в их борьбе за национальную независимость. В результате победы над фашизмом решительно изменилось соотношение сил в мире. Несмотря на тяжелейшие потери, Советский Союз вышел из войны окрепшем, значительно возрос его авторитет на международной арене. В странах Восточной Европы власть перешла к правительствам народной демократии, социалистическая система вышла за рамки одной страны, была ликвидирована географическая изоляция СССР и сорвалась попытка империалистических держав создать своеобразный « санитарный кордон » из враждебных Советскому Союзу государств. СССР превратилась в великую мировую державу, что стало ощутимым следствием становления новой геополитической ситуацией в мире, характеризующейся в будущем противостоянием двух различных систем – социалистической и капиталистической.
Начался распад мировой колониальной системы империализма. В ходе освободительного движения, толчком к которому стали победы над германским фашизмом и японским милитаризмом, колониальные страны, такие, как Сирия, Ливан, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Бирма, Филиппины, Корея, объявили себя независимыми.
Главным источником победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал героизм воинов Красной Армии, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс. Как бы не оценивать ныне роль социально – экономической и политической системы социализма в нашей стране тех лет, следует признать, что она выдержала тяжелейшие испытания военных лет и проявила все свои положительные качества в противоборстве с сильным и коварным врагом. С другой стороны, многие изъяны административно – бюрократических методов управления страной, столь отчётливо проявившиеся особенно в начальный, самый тяжёлый период Великой Отечественной войны, оказались очевидными не только для многих коммунистов и трудящихся, но и для руководства, попытавшегося направить в официальное русло пробудившейся в народных массах патриотизм.
Победа над фашизмом добыта кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными потерями советского народа, его неиссякаемой энергией и верой в неизбежную победу над врагом. Именно вера советского народа в неизбежный крах замыслов вероломного агрессора стала решающей силой, обеспечившей победу Советского Союза в самой страшной и кровопролитной войне всех времён и народов.
[1] История России с древнейших времен до второй половины XIX в. Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1993. Ч. 1. С. 8.
[2] Е. Анисимов «Время петровских реформ» Лениздат-1989 стр. 101.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII - XIX в. Москва: Мысль, 1995г.
[3] История Советской Конституции (сборник документов). М., 1976. 303 с.