Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
– ФИЛИАЛ РАНХиГС
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО
И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра __________________________________________________________________
___История___
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного
обучения
|
Студент Колобова Наталья Михайловна |
|
Группа 14417 |
|
Дата 28.11.14 г. |
|
|
|
Преподаватель Демидов Валерий
Викторович |
|
|
|
|
|
|
|
|
Новосибирск 2014г.
Задание 1. Что такое исторический факт?
Какое место проблема исторического факта
занимает в методологии исторической
науки?
Исторический факт – это действительное
событие, имевшее место и обладающее всегда
следующими характеристиками: локализованностью
во времени и пространстве; объективностью;
субъективностью и неисчерпаемостью.
Историческое время предоставлено хронологическими
категориями и действиями (соотнесения,
сопоставления, определения длительности
и последовательности, соотнесения синхорнности/асинхронности).
Историческое время обеспечивает локализацию
исторического прошлого во времени и способствует
развитию временных ориентаций. Историческое
пространство представлено совокупностью
проиродно-географических, политических,
общественно-культурных процессов, протекающих
на определенной территории. Историческое
движение отражает деятельность человека
и общества в различных сферах деятельности:
трудовой, общественной, политической,
культурной познавательной, м6еждународной,
по саморазвитию.
Методология истории выделяет
три типа исторического факта:
- Факты исторической деятельности.
Эти факты объективны и по
отношению к творцам исторических
источников, и по отношению к
источнику. В них проявляется
все многообразие человеческой
деятельности и тех отношений,
в которых она осуществлялась.
- Факты исторического
источника. Это субъективные факты,
которые являются итогом отражения фактов
действительности создателя источника.
- Научно-исторический факт.
Это отражение ученым фактов
первого типа на основе фактов
второго типа, что усиливает его
субъективность.
Факт, как таковой, вне связи
с другими, может быть интересен или не
очень, но сам по себе он не имеет большого
значения. Только интерпретация его с
историком в связи с рядом других событий
и фактов, придает ему ту значимость, которую
можно использовать для выяснения истины.
Исторические факты чрезвычайно
многообразны по пространственно-временной
протяженности (факты простые и сложные),
по предметной содержательности, (факты
экономической, социальной, политической,
культурно-идеологической жизни и т. д.)
и по системе присущих им взаимосвязей.
Любой исторический факт всегда находится
в системе других фактов и взаимодействует
с ними. Поэтому при инвариантности каждого
отдельного выражения исторического факта
система этих выражений является многозначной.
Это служит объективной основой для исторических
фактов познающимс убъектом -историком.
Но от историка зависит лишь выбор угла
зрения на факт, но не его реальное содержание,
которое объективно.
Задание 2. Объясните, чем были вызваны
реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты
этих реформ?
Россия была отсталой страной.
Эта отсталость представляла собой серьезную
опасность для независимости русского
народа.
Промышленность по своей структуре
была крепостнической, а по объему продукции
значительно уступала промышленности
западноевропейских стран.
Русское войско в значительной
своей части состояло из отсталого дворянского
ополчения и стрельцов, плохо вооруженных
и обученных. Сложный и неповоротливый
приказной государственный аппарат, во
главе которого стояла боярская аристократия,
не отвечал потребностям страны.
Россия при Петре I, как и другие
страны, встала на путь модернизации. Её
экономическая, политическая и культурная
отсталость становилась тормозом дальнейшего
развития и представляла серьезную опасность
для национальной независимости. Нужны
били такие преобразования, которые бы
вывели страну из отсталости и дали бы
ей возможность догнать европейские державы
по уровню развития. Реформы, которые проводил
Петр I, имели для страны судьбоносное
значение. К этим реформам по разному относились
современники (сторонники преобразований
и яростные противники), неоднозначно
относятся и историки (слишком велика
социальная цена этих реформ, так как проведены
они были за счет российского народа.),
но они положили начало новому этапу в
развитии нашего государства.
Главным итогом всей совокупности
Петровских реформ стало установление
в России режима абсолютизма, венцом которого
стало изменение в 1721 г. титула российского
монарха – Петр объявил себя императором,
а страна стала называться Российской
Империей. Таким образом, было формлено
создание государства со стойкой системой
управления, сильной армией и флотом, мощной
экономикой, оказывающего влияние на международную
политику.
Россия стала самодержавным,
военно-бюрократическим государством,
центральная роль в котором принадлежала
дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость
России не была полностью преодолена,
а реформы осуществлялись в основном за
счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
При Петре были заложены основы
русской национальной культуры. Царь создал
также систему управления и административно-территориального
деления страны, сохранявшуюся в течение
долгого времени.
Задание 3. Объясните содержание двух
первых декретов советской власти («О
мире», «О земле») и их историческое значение.
26 октября 1917 года Вторым
Всероссийским съездом Советов рабочих
и солдатских депутатов было принято три
основных декрета Советской власти. Начинается
декрет с призвания всем воюющим странам
начать переговоры о справедливом, демократическом
мире. Под ним понимается, прежде всего,
немедленный мир без аннексий и контрибуций.
Правительство России предлагает заключить
такой мир всем воюющим народам немедленно
и выражает готовность сделать все решительные
шаги для утверждения мира. Отменялась
тайна дипломатия, выражалось твердое
намерение правительства вести все переговоры
открыто перед всем народом. Правительство
выразило готовность вести переговоры
любым способом, а для их облегчения назначило
своих полномочных представителей в нейтральные
страны.
В декрете выдвигается предложение
воюющим странам заключить перемирие
на срок не меньше, чем на три месяца, за
которые путем переговоров можно было
окончательно утвердить все условия мира.
Заканчивается декрет конкретным обращением
к Англии, Франции и Германии с призывом
завершить войну. Впервые в истории были
провозглашены новые принципы международной
политики мира и мирного сотрудничества,
пролетарского интернационализма, признания
полного равноправия всех народов, уважения
их национальной и государственной независимости,
невмешательства во внутренние дела других
стран. Впервые в истории верховный орган
власти признал законность и справедливость
освободительной борьбы угнетённых народов,
осудил позорную колониальную систему.
В основу «Декрета о земле»
был положен проект эсеров, отвечавший
не политике большевиков, а мелкобуржуазным
настроениям крестьянства. Декрет отменял
собственность помещиков на землю без
всяких компенсаций, только земля «простых
крестьян и рядовых казаков» не подлежала
конфискации. Частная собственность на
землю отменялась навсегда. Право пользования
землей давалось «всем гражданам России,
которые захотят обрабатывать ее собственным
трудом». Право на использование полезных
ископаемых перешло к государству. Запрещались
покупка, продажа, сдача земли в аренду,
а также использования наемного труда.
Декрет о земле был принят вторым
Всероссийским съездом Советов 26 октября
(8 ноября) 1917. Вошедший в декрет наказ о
земле определял новые принципы землевладения
и землепользования; право частной собственности
на землю отменялось, запрещалось продавать
землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся
земля обращалась во всенародное достояние.
Все полезные ископаемые (руда, нефть,
уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды
переходили в пользование государства.
Земледельцы, утратившие вследствие старости
или инвалидности возможность обрабатывать
землю, теряли право на пользование ею,
получали от государства пенсионное обеспечение.
Конфискация инвентаря не касалась малоземельных
крестьян, устанавливалось также, что
земли рядовых крестьян и рядовых казаков
не конфискуются. По отчуждении земля
поступала в земельный фонд, который периодически
должен был подвергаться переделам в зависимости
от демографических изменений и поднятия
производительности и культуры сельского
хозяйства.
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу,
покажите, какие задачи были решены в результате
проведения этой политики, какие проблемы
возникли при её реализации.
Новая экономическая политика
— экономическая политика, проводившаяся
в Советской России и СССР в 20-е годы. Была
принята 15 марта 1921 года съездом РКП(б),
сменив политику «военного коммунизма»,
проводившуюся в ходе Гражданской войны.
НЭП рассматривался как временная политика,
направленная на создание условий для
социализма.
Главная политическая цель
НЭПа — снять социальную напряжённость,
укрепить социальную базу советской власти
в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая
цель — предотвратить дальнейшее усугубление
разрухи, выйти из кризиса и восстановить
хозяйство. Социальная цель — обеспечить
благоприятные условия для построения
социалистического общества, не дожидаясь
мировой революции. Кроме того, НЭП был
нацелен на восстановление нормальных
внешнеполитических связей, на преодоление
международной изоляции.
Несомненным успехом НЭПа было
восстановление разрушенной экономики,
причём, если учесть, что после революции
Россия лишилась высококвалифицированных
кадров (экономистов, управленцев, производственников),
то успех новой власти становится «победой
над разрухой». В то же время, отсутствие
тех самых высококвалифицированных кадров
стало множества ошибок.
Значительные темпы роста экономики
были достигнуты лишь за счёт возвращения
в строй довоенных мощностей, ведь Россия
лишь к 1926-1927 году достигла экономических
показателей довоенных лет. Потенциал
для дальнейшего роста экономики оказался
крайне низким. Частный сектор не допускался
на «командные высоты в экономике», иностранные
инвестиции не приветствовались, да и
сами инвесторы особо не спешили в Россию
из-за сохраняющейся нестабильности и
угрозы национализации капиталов. Государство
же было неспособно только из своих средств
производить долгосрочные капиталоёмкие
инвестиции. В 20-е г. Удалось восстановить
народное хозяйство и даже превзойти довоенный
уровень, исключительно за счет внутренних
резервов. Успехи в возрождении сельского
хозяйства позволили накормить население
страны в 1927–1928 гг. СССР обогнал дореволюционную
Россию поуровню потребления пищевых
продуктов. С другой стороны, осуществление
НЭПа проходило трудно и сопровождалось
целым рядом негативных моментов. Главный
из них связан с непропорциональным развитием
основных отраслей народного хозяйства.
В деревне шла социальная и имущественная
дифференциация крестьянства, что приводило
к росту напряженности.
Однако главное противоречие
лежало не в сфере экономики, а между экономикой
и политической системой, рассчитанной
на использование административно-командных
методов управления. Это противоречие
стало непримиримым в конце 20-х гг., и политическая
система разрешила его путем свертывания
новой экономической политики
Задание 5. Перечислите основные источники
победы СССР в Великой Отечественной войне.
Вторая мировая война была самой
крупной и тяжелой войной в истории человечества.
В войне участвовало 61 государство с населением
1,7 млрд. человек, погибло более 50 млн.человек.
Основнымии источниками победы
советского народа были:
Истоками победы стали, героизм
и мужество бойцов и командиров Красной
Армии, беспримерный, трудовой подвиг
всех тружеников тила, военное искусство
советских полков Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского,
И. С. Конева, А.М. Василевского. Также победе
СССР способствовала помощь союзников
(материально-техническая и военная);
Героизм, сплочение народных
масс;
Окрепшая в войнесила Красной
Армии, выросшее военное искусство ее
полководцев, командиров и политработников;
Героическая борьба партизанских
соединений и подполья;
Возможности сверхцентрализованной
директивной экономики, помноженные на
огромные природные ресурсы;
Помощь тыла. Тыл сумел снабдить
армию всем необходимым, лишая себя последнего.
Ученые и конструкторы создали лучшие
образцы военной техники: реактивные мимолеты
«катюши», танки «Т-34», автоматы, пушки,
самолеты и др. советское оружие отличалось
простотой конструкции, надежностью.
Цена победы была огромной.
На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных
территориях, в блокадном Ленинграде,
в тылу погибло около 30 млн. Советских
людей. Была уничтожена треть национального
богатства страны. Было разрушено 1710 городов,
более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено
огромное количество заводов, фабрик,
шахт, многие километры железнодорожных
путей.
Список используемой
литературы:
Вторая мировая война: Итоги
и уроки. Издательство: Воениздат, 1985
Поляков Ю. А., Переход к нэпу
и советское крестьянство, М., 1967
"Россия при царевне
Софье и Петре I: записки русских
людей"/сост. А. П. Богданов. - М.: Современник,
1990.
Лебедева В. Г. Судьбы массовой
культуры России. Вторая половина XIX - первая
треть XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2007, с. 210-226
В.И. Буганов "Петр Великий
и его время" - М.: Наука, 1989.
Амелина В.В. , Юрьева В.Н., Михайлов
Д.А. История: Учебное пособие. - Новосибирск;
СибАГС. 2011