Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Крепостное право на Руси: понятие, причины установления, время существования, развитие, последствия.
Причины распада СССР.

Файлы: 1 файл

К.Р. ПО ИСТОРИИ готово.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Отечественной  истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Проверил: преподаватель 

                                                                                 И.Ч. Черниенко

 

       

                                                                                 Выполнил: студент I курса

                                                                                 И.Ф.Николаева

(специальность 080109-«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», гр.90, шифр 5359)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2007

Вариант 9

  1. Крепостное право на Руси: понятие, причины установления, время существования, развитие, последствия.

Крепостное право – форма  полной зависимости крестьян от феодала  и феодального государства. Основанная на прикреплении крестьян к земле феодала, ограничивающая свободу крестьянина, приближающая его к положению раба.

Крепостное право сложилось  в результате последовательного  издания серии указов, ограничивших, а потом на практике отменивших право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому.

Время существования крепостного  права – с середины XV века по 1861 год.

Процесс закрепощения крестьян в России был длительным и прошел несколько  этапов. Первый этап – конец  XV века – конец XVI века. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 года упорядочил это право, подтвердив право крестьян после выплаты «пожилого» уходить от помещиков в Юрьев день. Эта норма содержалась и в Судебнике 1550 года. Однако в 1851 году, в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел заповедные годы, запрещающие крестьянский выход на землях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной. В 1592 году вышел указ, запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Указ 1597 года установил урочные годы.

Новый этап в развитии закрепощения начался с конца XVI века и завершился изданием Соборного уложения 1649 года. Были отменены «урочные лета» и введен бессрочный сыск беглых. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне стали юридически бесправными.

В дальнейшем крепостное право развивалось  по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 года их можно было продавать без земли. В XVIII веке помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизилось к рабам. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII и XVIII веках.

Крепостничество легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали заложниками крепостнической системы, так как их безопасность и владение крестьянами могла гарантировать только сильная центральная власть. Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостничество препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от  смирения до разрушающего бунта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины распада СССР.

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся «перестройкой». Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской системы.

Почему распался СССР? Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго  до начала 90-х годов, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Экономический кризис как результат данной политики способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли решение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кроме того немаловажной предпосылкой распада явилось отсутствие у горбачевского руководства продуманной национальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.

Империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства – партийный аппарат, КГБ, МВД, армия – были парализованы в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с государством, которое должно были защищать. Решения XIX Партконференции фактически поставили крест на КПСС и СССР.

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции  СССР, краху его социально-политической системы.

 

 

Распад СССР явился результатом  целого комплекса причин:

  • Кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии составлявшей основу СССР;
  • Движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки, стремление новых национальных элит к власти и ресурсам .

       Последствия распада  СССР имели тяжелый характер  для народов бывших союзных  республик. Нарушились политические  и экономические связи между  республиками, имевшие многовековые  исторические и культурные традиции. Обострились межнациональные отношения, что привело к возникновению конфликтов во многих регионах бывшего СССР. Появилась проблема беженцев. Резко ухудшилось положение русскоязычного населения в национальных республиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Западники и славянофилы: сходства и различия (программы, состав, тактика).

Первая половина XIX веке стала временем рождения трех главных направлений общественной мысли, которые во второй половине века вылились в формирование основных направлений в общественном движении России – консерватизма, либерализма и радикализма.

Представителями отечественного либерализма считают западников и славянофилов.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х  годов. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.

Основные положения теории славянофильства: важнейшей характеристикой российского  общества и Российского государства  является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер; в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа; основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; Россия развивается ненасильственным путем; в России духовные ценности преобладают над материальными; Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты; крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни .

Западничество оформилось как идейное  течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов  Т.Н. Грановского,            К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г.Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; следует развивать образование и распространять научные знания; западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».

Таким образом, и славянофилы, и  западники, считали необходимым  изменение положения дел в  России. Хотя их политические идеалы и  представления о будущем страны различались, их объединяли представления о путях развития и достижения идеала: отмена крепостного права при наделении крепостных землей и сохранении вотчинного землевладения, ориентация на эволюцию и инициативу правительства в деле проведения реформ, отказ от революции и предотвращение ее путем допущения свободы в общественную жизнь и мысль. Именно поэтому западников и славянофилов считают предтечами отечественного либерализма.

 

 

 

 

 

  1. Объяснить происхождение прозвищ: Владимир Святой, Всеволод Большое гнездо.

Владимир Святой (980-1015) - истинный создатель огромной империи Руси, сделавший первую попытку объединения язычества на всей территории.

В 988 году в качестве государственной  религии было принято христианство, которое, по мнению Владимира (сын Святослава) являлось необходимым для Руси и открывало перед ней новые перспективы развития.

Крещение Руси привело к появлению  особого общественного института-церкви, деятельность которой постепенно стала  оказывать заметное воздействие  на жизнь русских людей. Так, например, на смену «злым» языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедь жертвенной любви Бога к людям и, как следствие, братской любви между людьми, равенства их перед Богом. Стала ярко выражена огромная просветительская деятельность: монастыри стали центрами книжности  грамотности. Так же это оказало влияние на экономическую и политическую сферу: церковь способствовала сближению племен, формированию древнерусской народности, развитию общерусского патриотизма.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. И именно поэтому Владимир был канонизирован церковью как Святой.

Всеволод Большое гнездо (1176-1212) один из правителей Владимиро-Суздальского княжества. Именно в период его правления  это княжество достигло наибольшего политического могущества. Назвали его так, потому что у этого князя было много сыновей.

 

 

 

 

  1. Раскрыть смысл следующих терминов: цивилизация, государство, идеология, вотчина, номенклатура, Боярская дума, протекционизм, капитализм, приватизация.

Цивилизация - совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.

Государство - политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика).

Идеология - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп.

Вотчина – земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности.

Номенклатура - перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки и прочее.

Боярская дума – орган, сочетавший в себе совещательно-законодательного и судебного учреждения, состоявший из 10-15 человек по выбору князя и поэтому не ограничивавший княжескую власть.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

Капитализм - тип общества, основанный на частной собственности, рыночной экономике и демократических институтах. В разных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества.

Приватизация - передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.

 

Литература:

  1. История Отечества: Учебное пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. В.Н Шевелев. Ростов н/Д, 2001; 2004.
  2. История России: Учебное пособие / Отв. ред. проф. Я.А.  Перехов. М., 1999.
  3. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  4. История России для студентов вузов / С.И. Самыгин. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"