Контрольная работа по «Отечественной истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

1. В каких сферах реформы Петра I вызвали наибольшее противодействие и почему?
2. Что такое “просвещенный абсолютизм”? Когда он был в России и каковы его результаты?
3. Каковы особенности внутренней политики Александра I?
4. Перечислите важнейшие буржуазные реформы, проводившиеся в 60-е – 70-е годы XIX в.?

Файлы: 1 файл

готовая 85.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

ПКЗ «Отечественная история» 


 

 

 

                                                                ЗАДАНИЕ   №2

 

  1.  В каких сферах реформы Петра I вызвали наибольшее противодействие и почему?

 
           При Петре поместья не раздавались служилым людям; если кому-нибудь дается земля, то в вотчину, т. е. в наследственную собственность. Мало того, законодательство Петра превратило и старые поместья в вотчины, расширив право распоряжения ими. При Петре закон уже не знает различия между поместным и вотчинным владением: оно различается только по происхождению. Кто может доказать право собственности на землю, тот вотчинник; кто помнит, что его наследственная земля принадлежит государству и отдана его предкам во владение, тот помещик. Но, превратив законом поместья в вотчины, Петр на вотчины смотрел как на поместья, считая их владениями, существующими в интересах государства. Прежде для государственной пользы не дозволялось дробить поместья при передаче их в потомство. Теперь Петр в тех же видах распространил это правило и на вотчины. Указом 1714 г. (марта 23-го) он запретил дворянам дробить земельные владения при завещании сыновьям. "Кто имеет несколько сыновей, может отдать недвижимое одному из них, кому хочет", — говорил указ. Лишь тогда, когда не было завещания, наследовал старший сын; поэтому некоторые исследователи несколько неправильно называют закон Петра о единонаследии законом о майорате. Этот закон, соблюдавшийся дворянством относительно поместий, вызвал сильное противодействие, когда был перенесен на вотчины.

 

2.Что такое “просвещенный абсолютизм”?  Когда он был в России и каковы его результаты?      

     Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических  стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

  В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60е гг. – время правления императрицы Екатерины II. 
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

 

3.Каковы особенности внутренней  политики Александра I?

    Главными задачами своего  правления он считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, т.к. за первую четверть 19 в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Стали разрабатываться проекты освобождения крестьян. После окончания Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное право. Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. В 1802 г. был реформирован сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Либеральный проект реформирования органов управления по поручению царя был создан статс-секретарем Непременного совета М.М. Сперанским. Однако из-за сопротивления дворянства он практически не был реализован. После завершения Отечественной войны 1812 г. император во внутренней политике предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 г. было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом . В мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1818 г. Александр дал задание Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект "Государственной уставной грамоты Российской империи", предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок.

 Одним из парадоксов внутренней  политики Александра I послевоенного  времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского  государства сопровождались установлением  полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости. Итак, Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху».

19 февраля 1861 года Александр  II подписал манифест о Всемилостивейшем  даровании крепостным людям прав  состояния свободных сельских  обывателей и об устройстве  их быта. Одновременно были подписаны  общие и местные положения,  разработанные на основе проектов губернских дворянских комитетов.  
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости провозгласило уничтожение крепостного права. Крестьянин был объявлен юридически свободным, получил личную свободу и имущественные права: владеть движимым и недвижимым имуществом, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, предъявлять иски и пр. Это было, несомненно, крупным прогрессивным шагом.  
Крепостное состояние крестьян отменялось немедленно. В течение двух лет после издания манифеста от 19 февраля 1861 года должны были быть составлены уставные грамоты, в которых на основании местных положений фиксировались размеры крестьянского надела и крестьянских повинностей. До введения уставных грамот крестьяне сохраняли свои наделы и несли старые повинности.  
Но подлинной свободы ни юридической, ни экономической крестьяне не получили.

 

 

 

4.Перечислите важнейшие  буржуазные реформы, проводившиеся   в 60-е – 70-е годы XIX в.?

 

   Естественным  продолжением отмены крепостного  права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой (многомиллионное крестьянство получило свободу).

     Судебная  реформа 1864 года. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства:

- суд стал бессословный ( формальное равенство всех сословий);

- несменяемость судей  и их независимость;

- гласность и состязательность  судопроизводства (прокурор-адвокат)

- высшей судебной инстанцией  стал Сенат;

- учреждалась адвокатура;

- создавался институт  присяжных заседателей для рассмотрения  сложных уголовных дел;

- упрощена система  судопроизводства;

- предварительное следствие  осуществлялось судебным следователем, а не полицией

 Но крестьяне подлежали  своему сословному суду, политические  процессы были закрытыми.

 

     Земская  реформа 1864 года:

- в губерниях и уездах  создавались земские учреждения- земства (выборные органы от  всех сословий);

- земства лишены политических функций;

- разрешалось заниматься  исключительно хозяйственными вопросами  местного значения (пути сообщения,  школы, больницы, торговля, промышленность);

- земства контролировали  органы центральной и местной  власти, которые имели право приостанавливать любое решение земского собрания 

 

Городская реформа 1870 «Городовое положение» создало в городах  всесословные органы – городские  думы. Главенствующая роль принадлежала буржуазии. Занимались вопросами благоустройства, решали просветительские  и медицинские проблемы. Находились под контролем правительственной организации. 

 

 

 




Информация о работе Контрольная работа по «Отечественной истории»