Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:59, контрольная работа
Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха Николая I (1796-1855). «Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни…». В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сохранить эту клятву.
Николай I: особенности внутриполитического курса………………………. 3
Нэп, сущность и значение……………………………………………………...5
Общественно-политические течения первой половины XIX в.
(Славянофилы и западники. Теория«официальной народности»)………...6
4. Общественный и государственный строй Золотой Орды……………………9
5. Октябрь 1917г.: одно из главных событий ХХ в.
или социальная трагедия……………………………………………………11
6. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия………….13
7. Особенности российского абсолютизма при Петре I………………………..15
8. Отечественная война 1812г…………………………………………………….16
9. Оформление доктрины народничества и деятельность организации
революционных народников (70-е гг. XIX в.)………………………………..17
10. Перестройка. Провал попыток обновления социализма…………………….20
11. Победа Февральской революции 1917г. и ее результаты…………………....
12. Политика «большого скачка» на рубеже 20-30-х гг. и его экономические,
социальные и политические последствия…………………………………….
13. Политика «военного коммунизма», сущность и последствия………………
14. Политическая и государственная деятельность Н.С. Хрущева……………..
Выход из кризиса
правительство искало в
7. Особенности российского абсолютизма при Петре I
Предпосылки возникновения абсолютизма в России.
Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.
Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула, вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих интересов.
Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно становится более специализированным, требовались новые люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.
Для абсолютной монархии характерны:
Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у него были свои особенности.
Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.
Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).
Утверждение абсолютизма в России не вызвало сопротивления сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.
8. Отечественная война 1812г
Началась война 12 июня 1912г.
В июле у Смоленска
соединились русские армии
Отряды партизан
возглавляли местные помещики, крестьяне,
бежавшие из плена военные. Среди
партизанских командиров
В Смоленской
губернии широкую известность
получила старостиха Василиса
Кожина, возглавив отряд из подростков
и женщин. Кутузов, быстро оценил
значение кавалерийских
24 августа состоялся бой за передовой Шевардинский редут, и армии готовились к генеральному сражению. 26 августа битва началась.
Под Бородином французы потеряли 58,5 тысяч человек, русские 45,6 тысяч человек. В виду тяжелых потерь, Кутузов приказал отойти с поля сражения. 27 августа русские продолжили отступление к Москве.
1 сентября в военном совете в Филях, Кутузов принял решение оставить Москву без боя, сохранив армию и с надеждой и честью окончить войну. 2 сентября в Москве начались пожары. Сгорело три четверти города, в том числе провиантские склады. Французская армия оказалась на грани голода. В октябре Наполеон покинул Москву и у Малоярославца столкнулся с обновленной русской армией. Наполеон не решался давать генеральное сражение, чтобы прорваться к Калуге французская армия отступила.
Александр I не принимал должных мер для соблюдения континентальной блокады Англии и почти не обращал внимания на требования Бонапарта запретить посещение русских портов кораблями нейтральных государств.
Березино. В ноябре Наполеон отдал приказ начать переправу через речку Березину. Здесь 14-17 ноября произошла еще одна битва, в которой армия Бонапарта была разгромлена. Сам французский император, бросив остатки войск, тайно уехал в Париж.
9. Оформление доктрины народничества и деятельность организации
революционных народников (70-е гг. XIX в.)
Народничество – идеология и общественно-политическое движение демократической интеллигенции в России во 2-й пол. 19 в. Объективно выражало протест против становления капитализма, складывания новой социальной структуры, разрушения основ традиционного общества. Представляло собой попытку выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенной адаптации большинства населения к условиям модернизации страны. Народничество не являлось исключительно русским явлением и получило распространение на Украине, Кавказе, в Прибалтике, Польше. Как идеология, народничество характерно для стран с преимущественно аграрным характером экономики в период перехода к индустриальной стадии развития. В нем уживались элементы т. н. утопического социализма и конкретные проекты реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.
С момента зарождения в народничестве существовали два течения — радикальное (революционное) и умеренное (либеральное). Революционеры видели свою главную цель в насильственном свержении существовавшего режима власти и осуществлении на практике идеалов социализма. Представители умеренного крыла отдавали предпочтение ненасильственным мерам в проведении социальных, политических и экономических преобразований, имевших антикапиталистическую направленность. Намечавшиеся реформы должны были способствовать модернизации России с опорой на традиционные институты и ценности, национальные особенности и особую роль отечественной интеллигенции в общественной жизни страны принадлежала революционерам. Временем наибольшего влияния либерального народничества стали 1880-е — нач. 1890-х гг.
В 1870-х гг. либеральное народничество по своему влиянию уступало революционерам, но внесло значительный вклад в развитие народнической доктрины. Михайловский продолжил разработку субъективного метода в социологии. Созданные им теории простой и сложной кооперации, типов и степеней социального развития, борьбы за индивидуальность, героя и толпы служили важными аргументами в доказательстве центральной роли личности в прогрессе общества. Михайловский однозначно придерживался социалистической ориентации. Ключевую роль в эволюции России, по его мнению, должна была сыграть отечественная интеллигенция; ее нравственный и интеллектуальный потенциал служили залогом будущего справедливого общественного порядка. Но, отвергая законы буржуазной цивилизации, Михайловский не стал сторонником революционного насилия. Реформа как главное средство реализации назревших преобразований преобладала в его программе. Одновременно с этим Михайловский пришел к выводу о необходимости политической борьбы с существовавшим строем, завоевания демократических прав и свобод, их законодательного закрепления, принятия конституции, что стало новым шагом в развитии его концепции.
Наряду с появлением
политической тенденции в
морального долга просвещенного меньшинства перед народом, а требование осознания интеллигенцией его реальных нужд и запросов. Их идеал справедливого общества содержал требование «самостоятельного» развития русской деревни, невмешательства интеллигенции в ее патриархальные устои. В лучшем случае альтруистическая интеллигенция могла сыграть роль «бродильного элемента», обеспечивая реформирование, соответствующее «мнению народа». Отказ от социалистических идей, сужение понимания просветительства, апелляция к государственным интересам, акцентировка внимания на повседневных проблемах жизни крестьянства подталкивали к выводу о необходимости чисто культурнической деятельности. Эти идеи у Червинского и Каблица были выражены достаточно неопределенно, в основном касались социологического, а не экономического аспекта проблемы. Выдвигаемым ими требованиям не хватало четкости постановочных задач, конкретики форм работы. Этот пробел попытался восполнить в 1880-х гг. Я. В.Абрамов. Он определил характер деятельности интеллигенции (помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики) и указал на возможную форму организации практики (работа к земствах). Сильная сторона «абрамовщины» заключалась в ее четкой адресности, обращении к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь русскому мужику в его нелегком положении. Для многих земских служащих «малых дел» теория стала обоснованием полезности и необходимости культурнической деятельности.
В 70-е гг. среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху», будущее страны – в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.
В революционном народничестве
выделилось три течения: бунтарское,
пропагандистское и
Идеолог бунтарского течения М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин.
П.Л. Лавров – идеолог пропагандистского течения – не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.
П.Н. Ткачев – идеолог заговорщического течения – считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.
В 1874 г. опираясь на идеи
М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров
предприняли массовое «
В 1876 г. уцелевшие участники
«хождения в народ» образовали
тайную организацию «Земля и
воля», во главе которой стояли
Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов и др.
Было осуществлено второе «
После раскола «Земли и воли» образовались две организации – «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.) и «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание.
1 марта 1881 г. С.Л. Перовская организовала
покушение на царя Александра I
Народничество
как исследовательская
Главным результатом
прошедших дискуссий было
10. Перестройка. Провал попыток обновления социализма
Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"