Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха Николая I (1796-1855). «Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни…». В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сохранить эту клятву.

Содержание работы

Николай I: особенности внутриполитического курса………………………. 3
Нэп, сущность и значение……………………………………………………...5
Общественно-политические течения первой половины XIX в.
(Славянофилы и западники. Теория«официальной народности»)………...6
4. Общественный и государственный строй Золотой Орды……………………9
5. Октябрь 1917г.: одно из главных событий ХХ в.
или социальная трагедия……………………………………………………11
6. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия………….13
7. Особенности российского абсолютизма при Петре I………………………..15
8. Отечественная война 1812г…………………………………………………….16
9. Оформление доктрины народничества и деятельность организации
революционных народников (70-е гг. XIX в.)………………………………..17
10. Перестройка. Провал попыток обновления социализма…………………….20
11. Победа Февральской революции 1917г. и ее результаты…………………....
12. Политика «большого скачка» на рубеже 20-30-х гг. и его экономические,
социальные и политические последствия…………………………………….
13. Политика «военного коммунизма», сущность и последствия………………
14. Политическая и государственная деятельность Н.С. Хрущева……………..

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Отечественная история.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

     Выход из кризиса  правительство искало в административных  мерах. В ответ на бегство крестьян  было принято крепостническое  законодательство, которое фактически  закабаляло крестьян. Этому во многом способствовала опричная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Особенности российского  абсолютизма при Петре I

 

                Предпосылки возникновения абсолютизма в России.

 

          Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.

          Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула, вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих интересов.

          Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно становится более специализированным, требовались новые люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.

 

Для абсолютной монархии характерны:

 

          Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у него были свои особенности.

          Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.

Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).

Утверждение абсолютизма в России не вызвало сопротивления сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.

 

 

8. Отечественная война 1812г

      Началась война 12 июня 1912г.

      В июле у Смоленска  соединились русские армии Барклая  и Багратиона. Главнокомандующим  был назначен Кутузов. 17 августа  Кутузов прибыл в армию. 22 августа  главные силы русской армии  остановились у села Бородино, в 110км от Москвы, на новой Смоленский дороге и преградили Наполеону путь.

      Отряды партизан  возглавляли местные помещики, крестьяне, бежавшие из плена военные. Среди  партизанских командиров прославились  крепостной крестьянин Герасим  Курин, подполковник Фигнер, старостиха  Василиса Кожина, поэт и гусар Денис Давыдов.

       В Смоленской  губернии широкую известность  получила старостиха Василиса  Кожина, возглавив отряд из подростков  и женщин. Кутузов, быстро оценил  значение кавалерийских отрядов, они наносили чувствительные  дары по врагу. Подполковник А.С.Фигнер проник в оккупированную Москву и сделал донесение в штаб Кутузова. Затем он организовал партизанский отряд из оставшихся солдат и крестьян. Его донесения способствовали успеху русских войск в сражении под Тарутином.

      24 августа состоялся бой за передовой Шевардинский редут, и армии готовились к генеральному сражению. 26 августа битва началась.

     Под Бородином французы  потеряли 58,5 тысяч человек, русские 45,6 тысяч человек. В виду тяжелых  потерь, Кутузов приказал отойти с поля сражения. 27 августа русские продолжили отступление к Москве.

    1 сентября в военном  совете в Филях, Кутузов принял  решение оставить Москву без  боя, сохранив армию и с надеждой  и честью окончить войну. 2 сентября  в Москве начались пожары. Сгорело три четверти города, в том числе провиантские склады. Французская армия оказалась на грани голода. В октябре Наполеон покинул Москву и у Малоярославца столкнулся с обновленной русской армией. Наполеон не решался давать генеральное сражение, чтобы прорваться к Калуге французская армия отступила.

    Александр I не принимал должных мер для соблюдения континентальной блокады Англии и почти не обращал внимания на требования Бонапарта запретить посещение русских портов кораблями нейтральных государств.

     Березино. В ноябре Наполеон отдал приказ начать переправу через речку Березину. Здесь 14-17 ноября произошла еще одна битва, в которой армия Бонапарта была разгромлена. Сам французский император, бросив остатки войск, тайно уехал в Париж.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оформление доктрины народничества и деятельность организации

революционных народников (70-е гг. XIX в.)

 

         Народничество – идеология и общественно-политическое движение демократической интеллигенции в России во 2-й пол. 19 в. Объективно выражало протест против становления капитализма, складывания новой социальной структуры, разрушения основ традиционного общества. Представляло собой попытку выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенной адаптации большинства населения к условиям модернизации страны. Народничество не являлось исключительно русским явлением и получило распространение на Украине, Кавказе, в Прибалтике, Польше. Как идеология, народничество характерно для стран с преимущественно аграрным характером экономики в период перехода к индустриальной стадии развития. В нем уживались элементы т. н. утопического социализма и конкретные проекты реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

     С момента зарождения  в народничестве существовали  два течения — радикальное (революционное) и умеренное (либеральное). Революционеры видели свою главную цель в насильственном свержении существовавшего режима власти и осуществлении на практике идеалов социализма. Представители умеренного крыла отдавали предпочтение ненасильственным мерам в проведении социальных, политических и экономических преобразований, имевших антикапиталистическую направленность. Намечавшиеся реформы должны были способствовать модернизации России с опорой на традиционные институты и ценности, национальные особенности и особую роль отечественной интеллигенции в общественной жизни страны принадлежала революционерам. Временем наибольшего влияния либерального народничества стали 1880-е — нач. 1890-х гг.

       В 1870-х гг. либеральное  народничество по своему влиянию уступало революционерам, но внесло значительный вклад в развитие народнической доктрины. Михайловский продолжил разработку субъективного метода в социологии. Созданные им теории простой и сложной кооперации, типов и степеней социального развития, борьбы за индивидуальность, героя и толпы служили важными аргументами в доказательстве центральной роли личности в прогрессе общества. Михайловский однозначно придерживался социалистической ориентации. Ключевую роль в эволюции России, по его мнению, должна была сыграть отечественная интеллигенция; ее нравственный и интеллектуальный потенциал служили залогом будущего справедливого общественного порядка. Но, отвергая законы буржуазной цивилизации, Михайловский не стал сторонником революционного насилия. Реформа как главное средство реализации назревших преобразований преобладала в его программе. Одновременно с этим Михайловский пришел к выводу о необходимости политической борьбы с существовавшим строем, завоевания демократических прав и свобод, их законодательного закрепления, принятия конституции, что стало новым шагом в развитии его концепции.

     Наряду с появлением  политической тенденции в среде  либерального народничества обозначился  и отход от социалистической  направленности доктрины. Переоценка предыдущего опыта была наиболее характерна для П. П. Червинского и И. И. Каблица. Критически осмыслив идеи радикалов, они выдвинули на первый план не идею

морального долга просвещенного меньшинства перед народом, а требование осознания интеллигенцией его реальных нужд и запросов. Их идеал справедливого общества содержал требование «самостоятельного» развития русской деревни, невмешательства интеллигенции в ее патриархальные устои. В лучшем случае альтруистическая интеллигенция могла сыграть роль «бродильного элемента», обеспечивая реформирование, соответствующее «мнению народа». Отказ от социалистических идей, сужение понимания просветительства, апелляция к государственным интересам, акцентировка внимания на повседневных проблемах жизни крестьянства подталкивали к выводу о необходимости чисто культурнической деятельности. Эти идеи у Червинского и Каблица были выражены достаточно неопределенно, в основном касались социологического, а не экономического аспекта проблемы. Выдвигаемым ими требованиям не хватало четкости постановочных задач, конкретики форм работы. Этот пробел попытался восполнить в 1880-х гг. Я. В.Абрамов. Он определил характер деятельности интеллигенции (помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики) и указал на возможную форму организации практики (работа к земствах). Сильная сторона «абрамовщины» заключалась в ее четкой адресности, обращении к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь русскому мужику в его нелегком положении. Для многих земских служащих «малых дел» теория стала обоснованием полезности и необходимости культурнической деятельности.

 

     В 70-е гг. среди народников  сложилось два направления: революционное  и либеральное.

    Основные идеи революционных  народников: капитализм в России  насаждается «сверху», будущее страны – в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.

     В революционном народничестве  выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

     Идеолог бунтарского  течения М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин.

 

П.Л. Лавров – идеолог пропагандистского течения – не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.

 

П.Н. Ткачев – идеолог заговорщического течения – считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.

 

   В 1874 г. опираясь на идеи  М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров  предприняли массовое «хождение  в народ», надеясь поднять крестьян  на восстание. Однако движение  было разгромлено царизмом.

   В 1876 г. уцелевшие участники  «хождения в народ» образовали  тайную организацию «Земля и  воля», во главе которой стояли  Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов и др. Было осуществлено второе «хождение  в народ» - с целью длительной  агитации среди крестьян.

 

После раскола «Земли и воли» образовались две организации – «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.) и «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание.

 

1 марта 1881 г. С.Л. Перовская организовала  покушение на царя Александра II.

 

         Народничество  как исследовательская проблема  вернулась в историю русской  общественной мысли в виде  нескольких сменяющих друг друга  дискуссий, главная суть которых в том, как оценивать идеологию русского народничества и когда оно началось как движение. Одна из спорящих сторон считала, что народничество возникло на рубеже 60-70-х годов как протест против буржуазных тенденций пореформенного развития России. Другая говорит о народничестве как о синониме разночинского этапа революционно-демократического движения в России, осуществляющего антифеодальную идеологию. Итоги первой конференции 1959 г., состоявшейся в МГУ, были подведены в следующем году (См.: Колесниченко Д. А. Твардовская В. А. Научная конференция о революционном народничестве, а другой дискуссии (1966) – о внутренней периодизации разночинского этапа русского революционного движения были подведены еще в одной публикации (См.: Вандалковская М. Г., Колесниченко Д. А. Дискуссия о внутренней периодизации разночинского этапа русского революционного движения.

        Главным результатом  прошедших дискуссий было утверждение  актуальности изучения во всем  мыслимом объеме русского народничества  как движения и как идеологии. Усиление интереса к народничеству вызвало появление значительного числа работ, наиболее значительными из которых были: Антонов В. Ф. Революционное народничество (1965); Виленская Э. С. Революционное подполье в России (1965); Водолазов Г. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Перестройка. Провал попыток  обновления социализма

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"