Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:59, контрольная работа
Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.
Реформация потрясла католическую церковь.
1.Введение………………………………………………………………….3
2. Проблема терминологии ……………………………………………….3
3. Католическая реформа до Реформации………………………………..3
4. Начало Контрреформации ……………………………………………..4
5. Новые ордена …………………………………………………………...4
6. Иезуиты………………………………………………………………….5
7. Ход Контрреформации…………………………………………………5
8. Тридентский собор……………………………………………………..6
9. Постановления Тридентского собора…………………………………7
10. Воинствующие папы контрреформации…………………………….8
11. Итоги Контрреформации…………………………………………….14
12. Список литературы…………………………………………………...15
3 декабря 1586 года папа Сикст V определил число кардиналов в 70 человек.
Таким образом, мы можем констатировать, что реформа папского управления, осуществленная Сикстом V (создание конгрегации, укрепление нунциатур), в значительной степени усилила папский централизм, результативно послужила папскому абсолютизму. Все это означало централизацию сил церкви в интересах приостановления и оттеснения Реформации.
В эпоху контрреформации Церковное государство получило новую роль: оно хотело стать незыблемым краеугольным камнем универсальной церкви. Эта реальная претензия освободила пап от внутриполитических перипетий и сложностей Италии, и они снова смогли сосредоточить свое внимание на проблемах мировой церкви.
После Сикста владыками церкви, быстро сменявшими один другого на срок от нескольких недель до нескольких месяцев, были три папы. В конце концов происпанские кардиналы избрали более молодого папу в лице кардинала Альдобрандини, принявшего имя Климента VIII (1592-1605). Став папой, он по-прежнему оставался уравновешенным и вдумчивым чиновником, много и охотно работавшим за письменным столом. С ним на папском престоле господство личности сменилось господством службы.
Влияние папы в это время - на рубеже XVI и XVII веков - было подобно его влиянию в XI-XII веках. Вновь ожили было идеалы Гильдебрандской эпохи, однако затем в кровавых бойнях Тридцатилетней войны они были навечно погребены. Это возросшее, но непрямое политическое влияние папство обеспечило себе благодаря тому, что церковное обновление совпало с развитием и расцветом абсолютной монархии, для формирования которой католицизм был наиболее подходящей идейной основой. Позднее, в середине XVII века, этот процесс вылился в свою противоположность, и абсолютные монархии окончательно разделались с влиянием папства на жизнь их стран.
Современную теорию папского суверенитета в соответствии с эпохой абсолютной светской монархии разработали иезуиты и в первую очередь кардинал Роберт Беллармин (1542-1621). Согласно его представлениям, светская власть - это тело, а церковная власть - душа; папа назначен Богом надзирать за государствами, для чего он наделен полной, непререкаемой церковной властью. В религиозных делах он имеет право вмешиваться и в управление государствами. Королевская власть по своему происхождению - тоже божественна, но государь осуществляет свое предназначение через руководство народом, поэтому народ может и лишить его этой власти. Так в рамки одного учения вместились и папский абсолютизм, и народный суверенитет. Сохранился и иезуитский тезис о казни тирана, но теперь основной упор в оценке короля делался уже на верность вере.
В то время как переживающее закат испанское владычество вынуждено было в 1609 году принять к сведению победу освободительной борьбы и буржуазной революции в Нидерландах, контрреформация при Клименте VIII и его непосредственных преемниках успешно продвигалась вперед во Франции, в Габсбургской империи (в том числе и в Венгрии) и в Польше. Климент VIII уже не поддерживал Филиппа II в его борьбе против Франции и Генриха IV (1589-1610). Его расчет оправдался, ибо Генрих до тех пор не мог укрепить свою власть на французском троне, пока не помирился с католической церковью. А для этого тогда был только один-единственный путь: возвращение в католицизм. В 1593 году Генрих IV в кафедральном соборе в Сан-Дени торжественно перешел в католическую веру, а папа освободил его от обвинения в еретичестве. Клименту VIII пришлось признать Генриха, коль скоро он не хотел, чтобы французская католическая церковь стала полностью самостоятельной и откололась от Рима. При посредничестве папы в 1598 году завершилась и франко-испанская война, благодаря чему вновь восстановилось европейское политическое равновесие, а папство освободилось от испанской зависимости. Новая французская ориентация принесла свои первые плоды: при поддержке Франции папа добился, что Феррара после того, как там вымерла династия Эсте, стала частью Папского государства. Однако в 1597 году Папское государство потеряло Модену и Реджо. Начиная с этого времени и вплоть до 1791 года - до аннексии революционной Францией Авиньона и графства Венессен - Папское государство существовало в неизменных границах.
Главной опорой контрреформации в Германско-римской империи было Баварское княжество. Реставрация стремилась завоевать на свою сторону имперское дворянство и князей. Сначала удалось в 1590 году обратить назад в католическую веру баденского князя. В австрийских провинциях и в Венгерском королевстве Рудольф II (1576-1608) открыл контрреформации свободный путь. При Фердинанде II (1619-1637) стали, по существу, полновластными хозяевами иезуиты, которые затем становятся "создателями" воспитанного в духе контрреформации высшего католического духовенства.
Итоги Контрреформации.
В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.
Список литературы:
1. История Средних веков: в 2 т. Т. 2: раннее Новое время: Учебник / Под ред. С. П.
Карпова. - М., 2008
2. История. Под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, М. Д. Приселкова. Вып. 14.
Часть I. А. Г. Вульфиус. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация,
католическая реформа. Птб., 1922
3. Бемер Г., Ли Г. Ч. Иезуиты. Инквизиция. - Спб: Полигон, 1999
4. Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат, 1986
5. Е. Гергей. История Папства - М.: Республика, 1996
15