Содержание
Введение
1. Предпосылки
и особенности принятия конституции
Российской Федерации 1993 года
1.1. Исторические
условия принятия конституции
Российской Федерации 1993г.
1.2. Структура
и основное содержание Конституции
РФ
2. Характерные
особенности Конституции Российской
Федерации 1993 года и ее развитие
на современном этапе
2.1. Общие
черты, свойства Конституции РФ
2.2. Изменение
и пересмотр Конституции РФ
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Конституция для России сегодня
значит очень много. В Конституции
и через нее российское общество реализует
свое видение обновляемой государственности,
а в известных пределах и свою национальную
идею. Разумеется, Конституция — это не
собрание политических программ и философских
концепций. В соответствии со своим назначением,
отведенной ролью в жизни страны она представляет
собой юридический акт со всеми чертами
и свойствами, присущими Основному закону.
Конституции отведено приоритетное, ключевое
положение в правовой системе. В ней закрепляются
идеи и принципы, определяющие характер
общества, базовые принципы экономики,
политики, социальной сферы, государства
и права. И Конституция тем успешнее выполняет
свою функцию в развитии общества, чем
она ближе к национальной идее, точнее
и полнее выражает ее установки. Конституция,
которая расходится с национальной идеей,
игнорирует ее, не говоря уже о ситуации,
когда она идет против национальной идеи,
не может иметь никаких шансов на понимание
и на его признание со стороны общества.
Конституция, прежде всего, вносит
порядок и организацию в
жизнь страны и, что особенно
важно, определяет основы положения
человека в обществе, принципы
взаимоотношений человека и
государства. В конституции
закрепляются исходные принципы
права, функции и основы организации
государственных органов, формы
и методы их деятельности. Конституция
устанавливает пределы и характер
государственного регулирования
во всех основных сферах жизни
страны: в экономике, политике, социальной
сфере, духовной жизни. Конституция
определяет основные начала внешней
политики государства, соотношение
международного и внутригосударственного
права.
Действительно, Конституция, как
правило, содержит нормы, определяющие
форму и структуру государства,
функции и полномочия важнейших
государственных органов, основы
правового статуса человека и
гражданина. Но такое определение
в наше время недостаточно. Оно
не только не дает полного
представления о Конституции,
но и ограничивает ее общественное
предназначение, сужает рамки ее
реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо
называют главным, основным законом
государства. Если представить
себе многочисленные правовые
акты, действующие в стране
в виде определенного организованного
и взаимосвязанного целого, некой
системы, единого комплекса, то
Конституция — это основание,
стержень и одновременно вершина
всего права, фундамент всего
его развития.
Будучи принята в условиях
переходного этапа, Конституция
1993 г. отличается тем, что ее
отдельные положения носят декларативный
характер и фиксируют скорее
принципы, цели, чем существующие
реальности. Речь идет как бы
об эффекте опережающего действия
Конституции. Возможно, что ее
создатели не учли сложностей
переустройства общества. Однако
есть и другая весьма важная сторона
дела. Авторитет Конституции используется
для того, чтобы ускорить продвижение
страны к намеченным целям. На государственные
органы, общественные организации, всех
граждан возлагается обязанность действовать
в соответствии с положениями Конституции,
реализовывать ее установления. Конституция
призвана также направлять и стимулировать
развитие всего права в заданном направлении.
И тот факт, что этот процесс начался с
самой Конституции, играет важную роль.
И поэтому основной целью данной
работы является характеристика
основных положений Конституции
Российской Федерации 1993 года.
В рамках поставленной цели
необходимо раскрыть две ключевые
проблемы:
Во-первых,
особенно важным представляется рассмотрение
процесса принятия Конституции РФ в
сложившихся исторических и политических
условиях, а также тех предпосылок,
которые послужили основной причиной
ее принятия
Во-вторых,
необходимо рассмотреть характерные
особенности Конституции Российской
Федерации 1993 года и ее развитие на
современном этапе.
В силу чего данная курсовая
работа разделена на две
части, каждая из которых призвана
изучить соответствующую проблему.
1. Предпосылки
и особенности принятия конституции
Российской Федерации 1993 года
1.1.
Исторические условия принятия
конституции Российской Федерации
1993г.
Необходимость принятия новой
Конституции была осознана всеми
политическими
силами еще в ходе принятия
Декларации о государственном
суверенитете
от 12 июня 1990 г.
На 1 Съезде народных депутатов
была образована Конституционная
комиссия, председателем которой
стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии
вошли представители всех республик, краев,
областей, национальных автономий
(102 человека). Поначалу работа комиссии
проходила довольно быстро и уже через
четыре месяца проект новой Конституции
был не только подготовлен, но и опубликован
для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся
общественные круги стали выдвигать один
за другим альтернативные проекты и различные
поправки к тексту. Проект Конституционной
комиссии рассматривался на пятом Съезде
народных депутатов, затем снова дорабатывался
и снова был опубликован в печати. Шестой
Съезд народных депутатов одобрил общую
концепцию конституционной реформы. Верховному
Совету и Конституционной комиссии было
поручено после доработки внести проект
на рассмотрение очередного Съезда народных
депутатов.
Однако два последующих Съезда
оказались не в состоянии
принять
Конституцию
вследствие острых противоречий
между законодательной и
исполнительной
ветвями власти. Седьмой съезд
постановил вынести основные положения
проекта новой Конституции на всероссийский
референдум, но восьмой Съезд отменил
это решение.
Возникшие разногласия практически
не затрагивали положений
о правах и свободах человека
и гражданина, но приобрели острый
характер по ключевым вопросам
разделения полномочий двух властей.
Постепенно оппозиционное большинство
Съезда и Верховного Совета, осознав
свои политические интересы, твердо
заняло позицию недопущения сильной
исполнительной власти. Обстановку развившегося
глубокого экономического кризиса использовали
левые силы, все решительнее противодействуя
реформам и с этой целью стремясь любыми
путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действия ми Президента.
Со своей стороны Президент все решительнее
ставил вопросы о необходимости укрепления
исполнительной власти, подчас даже требуя
пересмотра некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной комиссии
постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции,
одобренный Верховным Советом,
был
опубликован.
Он существенно исправлял многие
пороки старой Конституции, содержал
демократические положения о
правах и свободах человека
и гражданина. Однако в вопросах
организации государственной власти
доминировали прежние подходы.
Принцип разделения властей трактовался
в сторону уменьшения полномочий
Президента, и сохранялась все та
же советская форма правления. Выдвигая
по политическим соображениям идею парламентаризма,
но, игнорируя отсутствие для него условий
в современной России, авторы проекта
упорно утверждали ведущую роль парламента
в системе высших органов государственной
власти. Явно в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся «контрольными
полномочиями», а также правом принимать
решения по основным направлениям внутренней
и внешней политики России. Верховный
Совет приобрел право не только принимать
федеральный бюджет, но и контролировать
его исполнение. Среди членов Правительства,
которые могли назначаться только президентом
исключительно с согласия Верховного
Совета, были не только Председатель и
его заместители, но также министры экономики,
финансов, внутренних дел, иностранных
дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под
контроль Верховного Совета, обязывая
его представлять Верховному
Совету ежегодные доклады об
осуществлении внутренней и внешней
политики, выполнении федеральных
программ. Подчиненное Президенту Правительство
также обязывалось ежегодно представлять
отчет Верховному Совету. Эти и ряд других
положений существенно ограничивали права
Президента и исполнительной власти,
закладывали
своеобразную «мину» под отношения
двух властей. Решившись на принятие Конституции
на основе своего проекта, оппозиционное
большинство Верховного Совета назначило
для этого дату созыва Съезда народных
депутатов и начало подготовку к его проведению.
В самом Верховном Совете откровенно поднимался
вопрос об отрешении Президента от власти,
что планировалось осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту
и очевидный поворот к отказу от проведения
демократических реформ. Оппозицию не
остановило даже то, что в ходе референдума,
проведенного 25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в нем участие,
поддержали легитимность Президента.
12 мая
1993 г. Президент РФ издал указ
№ 669 «О мерах по завершению
подготовки
новой Конституции Российской
Федерации», согласно которому
для
завершения подготовки проекта
Конституции 5 июня в Москве
созывалось Конституционное совещание.
Неделей позже (Указ от 20 мая
1993 г. № 718) был определен состав
Конституционного совещания. Оно
включало представителей федеральных
органов государственной власти
Российской Федерации; органов
государственной власти республик
в составе РФ, краев, областей,
автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
местного самоуправления; политических
партий, профсоюзных, молодежных, иных
общественных организаций, массовых
движений и религиозных концессий,
товаропроизводителей и предпринимателей.
Предусматривалось,
что в состав Конституционного
совещания также должны войти
народные депутаты РФ члены
Конституционной комиссии Съезда
народных депутатов, Президента
и Правительства, Конституционного
Суда, Высшего арбитражного суда,
Генеральной прокуратуры РФ.
Таким образом, Конституционное
совещание было задумано как
широкий форум, сочетающий представительство
всех высших органов государственной
власти, а также общественности. Он таким
фактически и получился, хотя ряд приглашенных
членов Конституционной комиссии, народных
депутатов, а также политических партий
участия в его работе не приняли. 24 июня
1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать
с Конституционным совещанием под предлогом
причастность к делам о коррупции некоторых
его координаторов и участников.
Президент внес на обсуждение
Совещания свой проект Конституции,
но
призвал
участников к выработке компромиссного
текста на базе этого проекта и
проекта Конституционной комиссии.
Многие положения президентского проекта
были подвергнуты критике участниками
Конституционного совещания. Например:
за то, что проект не содержал характеристики
Российского государства как
социального. В нем не был выдержан
принцип равноправия субъектов
Российской Федерации – в Совете
Федерации
50 % всех мест предполагалось предоставить
республикам и национальным образованиям.
Президент по проекту обладал чрезмерными
правами по роспуску Государственной
Думы. Были и другие основания,
вызывавшие
обоснованную критику проекта.