Копституция 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе

Содержание работы

Введение
1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года
1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.
1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ
2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе
2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ
2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КПРОС.docx

— 47.42 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 Введение 

1. Предпосылки  и особенности принятия конституции  Российской Федерации 1993 года 

1.1. Исторические  условия принятия конституции  Российской Федерации 1993г. 

1.2. Структура  и основное содержание Конституции  РФ 

2. Характерные  особенности Конституции Российской  Федерации 1993 года и ее развитие  на современном этапе  

2.1. Общие  черты, свойства Конституции РФ 

2.2. Изменение  и пересмотр Конституции РФ 

 Заключение 

 Список  используемой литературы  

                                                        

 

Введение  

      Конституция для России сегодня  значит очень  много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

      Конституция, прежде всего, вносит  порядок и организацию  в  жизнь страны и, что особенно  важно, определяет основы положения   человека в обществе, принципы  взаимоотношений  человека и  государства. В конституции   закрепляются исходные принципы  права, функции и основы организации   государственных органов, формы   и методы их деятельности. Конституция   устанавливает пределы и характер  государственного регулирования  во всех основных сферах жизни  страны: в экономике, политике, социальной  сфере, духовной жизни. Конституция  определяет основные начала внешней  политики государства, соотношение  международного и внутригосударственного  права.

      Действительно, Конституция, как  правило, содержит нормы, определяющие  форму и структуру  государства,  функции и полномочия важнейших  государственных органов, основы  правового статуса человека и  гражданина. Но такое определение  в наше время недостаточно. Оно  не только не дает полного  представления о Конституции,  но и ограничивает ее общественное  предназначение, сужает рамки ее  реальных возможностей.

      Между тем Конституцию справедливо   называют главным, основным законом   государства. Если представить  себе многочисленные правовые  акты, действующие  в стране  в виде определенного  организованного  и взаимосвязанного целого, некой  системы, единого комплекса, то  Конституция — это основание,  стержень и одновременно вершина   всего права, фундамент всего   его развития.

      Будучи  принята в условиях  переходного  этапа, Конституция  1993 г. отличается тем, что ее  отдельные положения носят декларативный  характер и фиксируют скорее  принципы, цели, чем существующие  реальности. Речь идет как бы  об эффекте опережающего действия  Конституции. Возможно, что ее  создатели не учли сложностей  переустройства общества. Однако  есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

      И поэтому основной целью данной  работы является характеристика  основных положений  Конституции  Российской Федерации 1993 года.

      В рамках поставленной цели  необходимо раскрыть две ключевые  проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в  сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные  особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.

      В силу чего данная курсовая  работа разделена  на две  части, каждая из которых призвана  изучить соответствующую проблему.

 

 

  

  

 

 

1. Предпосылки  и особенности принятия  конституции  Российской Федерации  1993 года 

  1.1. Исторические условия принятия  конституции Российской Федерации  1993г. 

      Необходимость принятия новой  Конституции была осознана всеми 

 политическими  силами еще в ходе принятия  Декларации о государственном

 суверенитете от 12 июня 1990 г.

      На 1 Съезде народных депутатов  была образована Конституционная  комиссия, председателем  которой  стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии  вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий  (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

      Однако  два последующих Съезда  оказались  не в состоянии  принять 

 Конституцию  вследствие острых противоречий  между законодательной и

 исполнительной  ветвями власти. Седьмой съезд  постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.

      Возникшие разногласия практически  не затрагивали  положений  о правах и свободах человека  и гражданина, но приобрели острый  характер по ключевым вопросам  разделения полномочий двух властей.  Постепенно оппозиционное большинство  Съезда и Верховного Совета, осознав  свои политические интересы, твердо  заняло позицию недопущения сильной  исполнительной власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

      В мае 1993 г. проект Конституции,  одобренный Верховным Советом,  был 

 опубликован.  Он существенно исправлял многие  пороки старой Конституции, содержал  демократические положения о  правах и свободах человека  и гражданина. Однако в вопросах  организации государственной власти  доминировали прежние подходы.  Принцип разделения властей трактовался  в сторону уменьшения полномочий  Президента, и сохранялась все та же советская форма правления. Выдвигая  по политическим соображениям идею парламентаризма, но, игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться только президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

      Проект  ставил Президента под  контроль Верховного Совета, обязывая  его представлять Верховному  Совету ежегодные доклады об  осуществлении внутренней и внешней  политики, выполнении федеральных  программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти,

закладывали своеобразную «мину» под отношения  двух властей. Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.

  12 мая  1993 г. Президент РФ издал указ  № 669 «О мерах по завершению 

 подготовки  новой Конституции Российской  Федерации», согласно которому

 для  завершения подготовки проекта  Конституции 5 июня в Москве  созывалось Конституционное совещание.  Неделей позже (Указ от 20 мая  1993 г. № 718) был определен состав  Конституционного совещания. Оно  включало представителей федеральных  органов государственной власти  Российской Федерации; органов  государственной власти республик  в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических  партий, профсоюзных, молодежных, иных  общественных организаций, массовых  движений и религиозных концессий,  товаропроизводителей и предпринимателей.

  Предусматривалось,  что в состав Конституционного  совещания также должны войти  народные депутаты РФ члены  Конституционной комиссии Съезда  народных депутатов, Президента  и Правительства, Конституционного  Суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.

      Таким образом, Конституционное  совещание  было задумано как  широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

      Президент внес на обсуждение  Совещания свой проект Конституции,  но 

призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и  проекта Конституционной комиссии. Многие положения  президентского проекта  были подвергнуты критике участниками  Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал характеристики Российского государства как  социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов  Российской Федерации – в Совете

Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания,

вызывавшие обоснованную критику проекта.

Информация о работе Копституция 1993 года