Коренные изменения в мире после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 13:52, реферат

Описание работы

Положение нашей страны было непростым. С одной стороны, она вышла из самой страшной, самой разрушительной из войн окрепшей морально и политически, возрос ее авторитет и влияние во всем мире. С другой стороны, СССР понес наиболее тяжелые потери, прежде всего человеческие. В послевоенные годы требовалось решить сложнейшие задачи восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Расширились задачи советского государства и во внешнеполитической деятельности. В мире произошли коренные изменения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Изменение соотношения сил в мире. Начало «Холодной войны»…............4
2. Образование Мировой системы социализма…………………………..….....9
3. Национально-освободительное движение. Крах колониальной системы....14
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

История.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

МТ РФ

Сибирский государственный университет путей сообщения

 

 

Кафедра «истории и политологии»

 

 

 

 

Реферат

 

Коренные изменения в мире после второй мировой войны

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр.

Проверил: канд. ист. наук, доцент

.

 

 

 

Новосибирск

2014

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3  

  1. Изменение соотношения сил в мире. Начало «Холодной войны»…............4
  2. Образование Мировой системы социализма…………………………..….....9
  3. Национально-освободительное движение. Крах колониальной системы....14

Заключение………………………………………………………………………15

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии положил начало коренным изменениям в международном развитии, углубил кризис капитализма и раскол мира.

Послевоенный период – это не только радость Победы в Великой Отечественной и второй мировой войнах, но и горечь огромных потерь, не только выход социализма за рамки одной страны, но и углубление раскола в мире, не только пафос мирного созидания, но и новый виток гонки вооружений.

Положение нашей страны было непростым. С одной стороны, она вышла из самой страшной, самой разрушительной из войн окрепшей морально и политически, возрос ее авторитет и влияние во всем мире. С другой стороны, СССР понес наиболее тяжелые потери, прежде всего человеческие. В послевоенные годы требовалось решить сложнейшие задачи восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Расширились задачи советского государства и во внешнеполитической деятельности. В мире произошли коренные изменения.

В развитии международных отношений в послевоенный период можно выделить два этапа:

I этап (1945 г. – середина 50-х  годов) характеризуется борьбой  за послевоенное устройств мира, поляризацией сил между сторонниками демократического обновления и политического гегемонизма, завершившийся расколом мира на две противоборствующие системы.

II этап (охватывает следующие  десятилетия) характеризуется тем, что в условиях сложившегося  военно-экономического и политического  противостояния капитализма и  социализма международные отношения  строятся на хрупкой опоре  “равновесия страха”, переплетении  политического диалога, договоренностей  с идеологической и политической  конфронтацией, взаимными обвинениями  в агрессивных устремлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изменение соотношения сил в мире. Начало «Холодной войны»

Учреждая осенью 1945 ООН, государства антигитлеровской коалиции видели в ней механизм поддержания и упрочнения международного мира и безопасности развития мирного сотрудничества между государствами. Надежду на прочность такого механизма давали итоги Второй Мировой войны. Победа СССР и его союзников над фашистским блоком спасла мировую цивилизацию, укрепила авторитет нашей страны, внесшей в нее решающий вклад.

Победа советского народа в Великой отечественной войне означала крушение надежд империалистов на решение исторического спора между капитализмом и социализмом военным путем.

Сложилось новое соотношение сил внутри капиталистической системы. Фашистские государства – Германия, Италия, Япония – и их союзники были разгромлены. Их вооруженные силы, экономика, политика, идеология потерпели крах. Фашистские режимы были ликвидированы, фашистские партии были запрещены, а главари отданы под суд и понесли заслуженное наказание.

Великобритания и Франция были экономически ослаблены войной, и необходимо было время для восстановления их былого престижа на мировой арене. К тому же в этих странах обострились классовые противоречия. Быстро росла организованность и сознательность рабочего класса, усилилось влияние профсоюзов и коммунистических партий на широкие слои трудящихся.

США, укрепившие свои позиции и обогатившиеся, были полны амбиций на мировое господство. Монопольное владение атомной бомбой усиливало их претензии. СССР, вынесший основную тяжесть борьбы с агрессорами, естественно, был ослаблен экономически, но грозен военным могуществом, а главное — един в национальном и политическом отношениях, имел большой международный авторитет. Советские люди были настроены оптимистически и полны желания мирного созидания.

Разгром агрессоров, ослабление колонизаторов, усиление социализма способствовали борьбе народов за национальную независимость. До второй мировой войны в колониальных и полуколониальных странах проживало 1,5 млрд. человек, т.е. 65% всего населения. К началу 50-х годов от колониального ига освободились 1,2 млрд. человек. Самостоятельными государствами стали Бирма, Индия, Индонезия, Иордания, Ливан, Пакистан, Сирия, Филиппины, Цейлон и др.

Изгнание оккупантов из Польши и Чехословакии, Франции, Бельгии и Голландии, Югославии, Албании и Греции, Дании и Норвегии, Китая и Кореи, Вьетнама и других стран избавило многие народы от иноземного владычества. В Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Финляндии, которые были союзниками гитлеровской Германии, произошли кардинальные изменения, поставившие народы перед выбором дальнейшего пути своего развития.

Таким образом, мировое сообщество вновь было разобщено, как и после первой мировой войны, но отчетливо намечались два противоположных социально-политических лагеря во главе с США и СССР. Предстояло не просто идеологическое противоборство, а самая ожесточенная борьба за союзников, сферы жизненных интересов.

Урегулирование отношений с бывшими союзниками фашистской Германии по мере разгрома немецко-фашистских войск от гитлеровской Германии откалывались ее союзники: Италия, Румыния, Болгария, Венгрия, Финляндия. Они принимали предложенные им условия перемирия и объявляли войну Германии.

В течение 1945—1946 гг. на сессиях и совещаниях Совета министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции, созданного по решению Потсдамской конференции специально для выработки мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, шло столкновение политических курсов.

Советский Союз добивался того, чтобы мир с бывшими союзниками Германии стал прочным и справедливым демократическим миром, который избавил бы народы от угрозы новой агрессии в Европе, создал бы основы европейской безопасности, обеспечил этим странам возможность демократического развития.

Советские предложения шли вразрез со стремлением западных держав во главе с США обеспечить свое господство в послевоенном мире, навязать свою волю Советскому Союзу, продиктовать побежденным государствам кабальные условия мира, подчинить их экономику и политическую власть империалистическим кругам США, Англии, Франции.

В сентябре 1945 г. на Лондонской сессии представители западных держав ультимативно потребовали устранения народно-демократических правительств в Румынии и Болгарии. Более того, они настаивали на создании «инспекционных комиссий» для проверки выполнения Румынией, Болгарией и Венгрией ограничения их вооружений, предусмотренных мирными договорами. Все это, по мнению советской стороны, было неприкрытым вмешательством во внутренние дела суверенных стран, о чем твердо заявили советские представители, подчеркнув, что правительства этих стран пользуются доверием подавляющего большинства населения.

Советское правительство не согласилось и с требованием США и Англии привлечь к разработке мирных договоров с Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией представителей Франции и гоминьдановского Китая, так как ни Франция, ни Китай даже не объявляли войны этим странам.

США и Англия неоднократно настаивали на расширении мирных конференций в Москве и Париже. По их мнению, кроме пяти великих держав должны были участвовать Австралия, Белорусская ССР, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. Таким образом, западные державы надеялись навязать выгодные им решения за счет механического голосования зависимых от них государств.

Активная позиция СССР не позволила обусловить какое-либо определенное общественное устройство или политический режим в Италии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Финляндии. По предложению Советского Союза вопросы границ с бывшими союзниками Германии определялись соглашениями о перемирии.

СССР в принципе признавал необходимость компенсации утраченной или поврежденной во время войны собственности стран Объединенных Наций. Но он настаивал на том, что такая компенсация должна быть лишь частичной. Советские представители считали, что требовать от разоренных войной стран полного возмещения иностранной собственности значило бы возлагать на них непосильное бремя. Предлагалось, как и в вопросе о репарациях, применить принцип частичного возмещения в размере 25% понесенного ущерба. США и Англия требовали 75%, Советскому Союзу удалось добиться снижения размеров компенсации почти до 66%.

10 февраля 1947 г. мирные договоры  с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией  и Финляндией были подписаны  в Париже государствами, принимавшими  активное участие в войне, и  вступили в силу 15 сентября после  ратификации их СССР, США, Англией  и Францией. Таким образом, бывшие  союзники фашистской Германии  становились полноправными членами  мирового сообщества.

После войны были заложены основы раскола мира на два противостоящих друг другу лагеря, определившего на долгие годы всю мировую политику. В годы мировой войны сложившийся союз великих держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Наличие общего врага позволяло преодолевать разногласия, находить компромиссы. Решения Тегеранской (1943 г.), Крымской (1945 г.), Потсдамской (1945 г.) конференции носили общедемократический характер и могли стать основой послевоенного мирного урегулирования. Однако этот уникальный шанс создания прочного мира для многих поколений остался неиспользованным. На смену второй мировой войны пришла “холодная война”.

“Идеологическим манифестом” империализма после окончания войны явилась речь бывшего премьер-министра Англии, лидера консерваторов У. Черчилля, который, выступая в американском городе Фултоне 5 марта 1946 года в присутствии президента США Р. Трумэна, провозгласил “Крестовый поход” против СССР и выдвинул программу англо-американского мирового господства. Идея антифашистской солидарности, окрепшая в годы войны против общего врага, была заменена идеей атлантической солидарности против социализма. Так нашла оформление тенденция к отказу главных империалистических стран от сотрудничества с СССР.

Народы и правительства всех стран были представлены перед выбором: с США к старым довоенным порядкам – или с СССР к новому мировому порядку, опирающемуся на достижения народов в войне. Однозначность этого выбора, как видно из послания президента Р. Трумэна конгрессу, была навязана американской стороной. В соответствии с этой концепцией американские конгрессмены выделяли ассигнования на поддержку реакционных режимов в Греции и Турции, а сама эта концепция легла в основу внешнеполитического курса США, и вошла в историю как “доктрина Трумэна”.

Экономическая помощь европейским станам, осуществленная США в соответствии с “планом Маршалла”, провозглашенным 5 июня 1977 года, была использована не только для восстановления Европы, но и для экономической экспансии американских монополий в Европе. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию).

Пущенный в политический оборот в 1947 году термин “холодная война” стал обозначать состояние политической, экономической, идеологической, психологической конфронтации между государствами, сочетаемую с гонкой вооружений и высокой степенью угрозы войны. Суть этой конфронтации заключалась в том, чтобы держать человечество на грани новой горячей войны, создавать зыбкое равновесие страха.

Империалистические круги, провозгласив “холодную войну” против стран социализма, взяли курс на усиление милитаризации, наращивание военной мощи созданного в 1949 году Северо-атлантического блока (НАТО). За первые 5 лес существования НАТО (1945–1953 гг.) военные расходы увеличились с 18,5 по 65,5 млрд. долларов. С созданием этого блока начался разгул милитаризма в странах капиталистического лагеря, ускорилось строительство военных баз США в разных капиталистических странах. Они окружили Советский Союз и страны народной демократии. США заключили двухсторонние военные союзы с 42 странами.

Кроме НАТО были созданы еще три агрессивных блока – СЕАТО, СЕНТО и АНЗЮС. Росла гонка вооружений. США перешли к прямой агрессии на Дальнем Востоке (начало агрессивной войны против корейского народа, 1950–1953 гг.), подавлению освободительной борьбы трудящихся Греции и ряда других стран. Этому агрессивному курсу противостояла миролюбивая политика СССР и всего социалистического содружества.

В связи с этим страны социалистического содружества на своем Варшавском совещании в мае 1955 г. приняли решение о создании организации Варшавского договора. Тем самым была создана форма коллективной обороны стран социализма от угрозы империалистической агрессии.

С позиции сегодняшнего дня видны серьезные просчеты в советской внешней политике. Разрабатывая различные предложения, направленные на оздоровление международного климата, советское руководство исходило из концепции непримиримой борьбы между двумя враждебными лагерями. Само понятие “два лагеря”, введенное нами в политическую лексику, нацеливало на противоборство, соперничество. Это определило стиль советской дипломатии того времени. Тогдашний министр иностранных дел СССР А.Я. Вышинский внес во внешнеполитическое общение свое пристрастие к “разоблачительству” сформировавшееся в годы его прокурорской деятельности и активного участия в политических процессах 30-х годов.

Информация о работе Коренные изменения в мире после второй мировой войны