Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:33, реферат
Еще на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода и помощи в непрерывной борьбе за существование. Защитник и помощник — вот чем был для человека первобытный костюм. Существуя и видоизменяясь вместе с людьми, самый близкий из всех предметов материальной культуры — костюм стал выполнять множество функций: и прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение.
До маньчжурского завоевания
китайцы не стригли волосы, а собирали
их в тугой узел – цзы и укладывали на
темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом,
на висках и на затылке волосы были тщательно
приглажены.
В основе
женской прически лежал узел. Прически
были сложными, но легкими и изящными.
Их укладывали из прямых волос с несколькими
проборами, симметричными волосяными
петлями, валиками. Чтобы волосяные петли
хорошо держались, их смазывали клейкими
составами и наматывали на бархатные валики.
Пучки, представлявшие собой высокие петли,
в прическах закреплялись на темени или
на затылке. В каждой прическе было по
два-три пучка. С висков волосы зачесывались
наверх, а лоб обрамляла короткая редкая
челка. Были и другие варианты женских
причесок, без челки, со спускающимися
с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными
парными украшениями. Знатные дамы также
носили парики и шиньоны. (VI, Приложение B.)
Обувью всегда были легкие, либо матерчатые, либо плетенные из пеньки или соломы туфли, которые часто были украшены орнаментом.(VII, Приложение A.) Толстые подошвы были сделаны из нескольких слоев проклеенной бумаги или ткани, прошитых продольными рядами стежков. Иногда туфли делались из кожи. Торжественные туфли украшались кантиками. Боковая сторона подошвы белилась краской из толченых ракушек, а носок украшался парусообразной надставкой. В дождливую погоду, если приходилось ходить по грязи, использовали деревянные скамеечкообразные (аналогичные японским гэта) сандалии без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетеных жгутов.
Модель женского китайского костюма представлена штанами, юбкой, кофтой, халатом и поясом. Халат украшен аппликацией. Обувь – выбеленные тапочки с вышивкой. Для прически изготовлены украшения из искусственного жемчуга. (VII, Приложение B.)
Греческий костюм больше, чем костюм любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, свободу движений прекрасно выявляла драпировка - основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер, это — меандр, критская волна, пальметта.(VIII, Приложение A.)
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками - фибулами. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.(VIII, Приложение B.)
Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами.(VIII, Приложение C.)
Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.
Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).(VIII, Приложение D.) Выделяют два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей.
Второй тип - широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом.(IX, Приложение A.) Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.
Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко.(IX, Приложение B.)
Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой.
Я считаю, что наиболее ярко женский костюм Древней Греции можно представить в одеждах богини Геры.(X, Приложение A.) Данный костюм представлен хитоном с отворотом (диплойдием), крепящимся на плечах фибулами, декоративным и верхним гиматиями. Обувь – сандалии из красной кожи с золотыми шнурами. Прическа украшена диадемой. (X, Приложение B.)
Выводы.
На примере представленных мной моделей мы можем проследить как исторические костюмы повлияли на дальнейшее развитие кроя одежды, увидеть какие детали дошли до современных нарядов. Египетские парики, орнаменты, украшения, китайские халаты, кофты, юбки, прически, греческие драпировки, сандалии – все это очень актуально и модно сегодня.
Метод проектирования как нельзя лучше позволяет ученикам 5-6 классов представить, как одевались представители разных народов, окунуться в таинственную атмосферу эпохи Древнего мира. Через прошлое мы можем показать настоящее.
Народный костюм разных стран мира является источником творческих идей для модельеров-дизайнеров. Мне было очень интересно узнать исторические корни современной одежды. Мои работы могут представлять интерес для преподавателей и учащихся нашего лицея по истории, театральному творчеству, изобразительному искусству и труду, а так же для любителей исторического костюма.
Список используемой литературы.
Легпромбытиздат, 1986