Крещение Руси и его
значение.
В 988 г. великий князь киевский Владимир
Красное Солнышко, его дети, дружина,
тысячи жителей столицы Древнерусского
государства — города Киева были
крещены в водах Днепра византийскими
митрополитом и священниками. Эта
дата, отмеченная в древнейшей русской
летописи «Повести временных лет» (историкам
известна и другая дата — 989 г.), считается
годом принятия Русью христианства.
С 988 г. христианство стало государственной
религией Киевской Руси.
Принятие новой религии имело
свои предпосылки. Восточные славяне
были язычниками — почитали бога неба
Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца
Даждьбога, бога богатства и скотоводства
Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили
им жертвы, возводили идолов — каменные
и деревянные статуи божеств, молились
в священных рощах, строили святилища,
где совершали религиозные обряды. Историки
называют язычество религией родового
строя. Многобожие, обожествление сил
природы, представления о равенстве богов
соответствовали особенностям общественной
жизни племени или племенного союза. К
концу X в. в жизни древнерусского общества
произошли серьезные изменения: возвысилась
великокняжеская власть, усилилось имущественное
и социальное расслоение, киевские князья
наладили интенсивные контакты (военные,
торговые, дипломатические) с соседними
государствами. Сохранение язычества
мешало успешному развитию всех этих процессов.
Многобожие противоречило стремлению
киевских князей к укреплению их власти
и авторитета. Новые отношения, складывающиеся
в обществе, не получали в язычестве необходимого
идейного осмысления. Внешнеполитические
интересы Киевской Руси требовали отказа
от старинной веры и принятия одной из
религий, утвердившихся у ее западных,
северных или восточных соседей. Сначала
была предпринята попытка реформировать
язычество. Первая религиозная реформа
(980), проведенная великим киевским князем
Владимиром, успеха не имела. Покровитель
великокняжеской дружины бог Перун был
провозглашен верховным богом Руси. Князь
учредил пантеон из шести главных богов,
их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского
терема. Реформа была половинчатой по
характеру и серьезных положительных
последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится
легендарный рассказ о выборе князем Владимиром
новой веры. Отвергнув западное христианство,
ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение
византийскому (восточному) варианту христианства
— православию. За этим решением стояли
давние торговые, культурные и династические
связи Руси с Византией. Первой христианкой
на Руси считается княгиня Ольга, бабка
князя Владимира. Летопись свидетельствует
о возведении в еще языческом Киеве христианского
храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало
заключение брака князя Владимира и византийской
принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих
богов, крестившись сам и крестив дружину,
детей, киевлян, князь Владимир осуществил
важнейшую по значению и последствиям
реформу. Из Киева новая религия — мирно
или насильственно — в течение многих
десятилетий и даже столетий распространялась
по всей территории Древнерусского государства.
Киев стал центром русской митрополии,
которая подчинялась константинопольскому
патриарху, учреждались церковные округа
— епископства, строились церкви, создавались
монастыри.
Принятие христианства в
качестве государственной религии
является одним из наиболее
важных событий в истории Руси—России.Княжеская
власть получила в новой религии и исповедовавшей
ее церкви надежную опору — духовную и
политическую. Государство укреплялось,
а вместе с ним преодолевались межплеменные
различия. Единая вера давала подданным
государства новое ощущение единства
и общности. Постепенно складывалось общерусское
самосознание — важный элемент единства
древнерусской народности.Христианство
с его единобожием, признанием Бога источником
власти и порядка в обществе внесло серьезный
вклад в закрепление складывавшихся в
Киевской Руси феодальных отношений. Крещение
Руси превратило ее в равного партнера
средневековых христианских государств
и тем самым усилило внешнеполитическое
положение в тогдашнем мире .Духовное
и культурное значение принятия христианства
огромно. На Русь из Болгарии и Византии
пришли богослужебные книги на славянском
языке, возросло число тех, кто владел
славянской письменностью и грамотой.
Непосредственным следствием крещения
Руси стало развитие живописи, иконописи,
каменного и деревянного зодчества, церковной
и светской литературы, системы образования.Православие,
приобщив Русь к древней греко-римской
и христианской традиции, стало вместе
с тем одним из факторов, предопределивших
особенности экономической, социальной,
политической, религиозной, культурной,
духовной истории нашей страны.
Социально-экономическое
и политическое развитие России в
начале XX века.
Вступление российской экономики
в XX столетие было отмечено началом
серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический
застой продолжался до 1909 г., когда
он сменился новым подъемом. Неверно
считать кризис начала века доказательством
экономической отсталости России или
неразрешимости стоявших перед ней
проблем. Достижения и успехи в экономике
были, и немалые. Впрочем, острые проблемы
и трудности тоже были.Сначала об
успехах. Россия в начале XX в. была страной
со средним уровнем развития капитализма.
Отмена крепостного права в 1861 г., реформы
60—70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая
промышленность росла высокими темпами
(первое место в мире), возникли новые отрасли
(нефтедобывающая, химическая, машиностроение)
и новые промышленные районы (в первую
очередь Донбасс-Криворожский). Важные
изменения происходили на транспорте:
железные дороги связали Центр с окраинами
и стимулировали экономическое развитие
страны (в конце XIX в. вступила в строй первая
очередь Транссибирской магистрали). В
годы кризиса (1900—1903) ускорился процесс
создания крупных промышленных монополий
— картелей и синдикатов: «Продамет» (1902),
«Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др.
Производство, особенно в тяжелой промышленности,
концентрировалось на крупных и крупнейших
предприятиях. По уровню концентрации
российская экономика опережала экономику
других стран. В области банковского дела
и финансов также произошли значительные
сдвиги. Возникли крупные банки, тесно
связанные с промышленностью, — Петербургский
международный коммерческий банк (1896),
Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский
банк (1910). Финансовая система после проведенной
в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы
(введение золотого обеспечения рубля
и свободный размен бумажных денег на
золото) была одной из самых устойчивых
в мире.Россия вошла в пятерку наиболее
развитых промышленных стран. Она встала
на путь экономической модернизации, т.
е. изживания остатков крепостничества,
развития промышленности, создания основ
индустриального общества, в котором промышленность
преобладает над сельским хозяйством,
а городское население — над сельским.
Модернизация в России имела свои особенности:
приходилось догонять вырвавшиеся вперед
индустриальные державы;огромное влияние
на экономический рост оказывало государство.
Государственные субсидии, заказы, высокие
таможенные пошлины, содержание за счет
казны заводов, фабрик, железных дорог
были призваны поддержать и ускорить развитие
современной на тот период промышленности;в
финансировании промышленного роста заметную
— но не решающую — роль играл иностранный
капитал: немецкий, французский и др.Задача
модернизации была тем вызовом, который
России бросило само время. Ее решение
было сопряжено с трудными, даже тяжкими
проблемами. Назовем некоторые из них.Российская
экономика была многоукладной. Наряду
с динамично развивавшимися частнокапиталистическим,
монополистическим и государственно-монополистическим
укладами существовали уклады, не охваченные
модернизацией, — патриархальный, полукрепостнический,
мелкотоварный.Высокие количественные
показатели (темпы роста, уровень концентрации,
объемы производства) сочетались с довольно
низкими качественными. Низкой была производительность
труда. По уровню производства промышленной
продукции на душу населения и технической
оснащенности предприятий Россия далеко
отставала от ведущих индустриальных
стран. Развитие экономики было крайне
неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале
XX в. аграрный вопрос. Историки называют
сельское хозяйство ахиллесовой пятой
тогдашней России. Крупное помещичье землевладение
сочеталось с крестьянским малоземельем.
Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла
уравнительные настроения, весьма сильные
в крестьянской среде, и с осуждением относилась
к успехам «крепких хозяев». Большинство
помещичьих хозяйств жили по старинке:
сдавали землю крестьянам в полукабальную
аренду, а те обрабатывали ее собственным
примитивным инвентарем. Применение наемного
труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных
машин в начале XX в. было явлением едва
ли не исключительным. Экономическая модернизация
начала оказывать некоторое влияние на
социальную структуру страны. Заметнее
становилось несоответствие между традиционным
делением населения (126 млн человек) по
сословиям (потомственное и личное дворянство,
почетные граждане, купечество I, II, III гильдий,
мещане, крестьяне, казаки и др.) и делением
на классы (буржуазия, пролетариат и др.).
Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным,
политически господствующим сословием,
но его экономическое положение постепенно
ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб,
с сочувствием описанное И. А. Буниным
и А. П. Чеховым, было примечательным явлением
эпохи. Дворянство медленно, но неуклонно
размывалось, его представителей можно
было встретить среди предпринимателей,
служащих, интеллигенции. Буржуазия, приобретавшая
серьезное экономическое значение, не
была единой: рядом со старой московской
и провинциальной буржуазией (в основном
формировавшейся из купеческих родов,
в свою очередь восходивших к дореформенному
крепостному крестьянству) росла новая
петербургская буржуазия, тесно связанная
с государством, банками и передовыми
отраслями промышленности.Крестьянство
(более 80% населения) страдало от малоземелья,
пережитков крепостничества, оставалось
приверженным общинным ценностям коллективизма
и равенства. Крестьяне мечтали о «черном
переделе», разделе помещичьей земли между
общинниками. Равенства в крестьянской
среде при этом не было, расслоение деревни
на бедноту, середняков и кулаков зашло
довольно далеко.Положение рабочего класса
(менее 10% населения) в начале XX в. было
тяжелым. Длинный рабочий день, плохие
бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся
с изощренной системой штрафов, бесправие
— таковы причины, вызывавшие недовольство
рабочих. Особыми социальными группами
являлись чиновничество, духовенство
и интеллигенция. Социальные отношения
отличались высокой конфликтностью: основания
для недовольства имели все крупные социальные
группы. Добавим сюда проблемы, связанные
с многонационально-стью и многоконфессиональностью
России. «Тюрьмой народов» наша страна
не была, но отношения между населявшими
ее народами, говорившими на разных языках,
исповедовавшими разную веру (православие
как государственная религия, много последователей
имели ислам, католицизм, протестантизм
и др.), требовали продуманной и взвешенной
национальной политики.К началу века модернизация
практически не затронула политическую
сферу. В системе центральных органов
власти никаких изменений не произошло
(Государственный совет, Сенат, Синод,
Комитет министров и Совет министров,
министерства, губернаторы на местах).
Россия оставалась самодержавной (абсолютной)
монархией. Вступивший на престол в 1894
г. Николай II был убежден в том, что ограничение
прав самодержца, внедрение представительных
институтов и конституции приведет Россию
к краху. «Я буду охранять начала самодержавия»,
— обещал он в начале царствования.
Культура и быт Древней
Руси (устное народное творчество, письменность,
литература, художественное ремесло, зодчество).
Культура Древней Руси
— явление уникальное. По словам
исследователя, «древнерусское искусство
— это плод подвига русского
народа, который на краю европейского
мира отстаивал свою независимость,
свою веру и свои идеалы».
Ученые отмечают открытость и
синтетичность (от слова «синтез»
— сведение в единое целое)
древнерусской культуры. Взаимодействие
наследия восточных славян с
византийскими и, следовательно,
античными традициями создало
самобытный духовный мир. Время
его формирования и первого
расцвета — X — первая половина
XIII в. (домонгольский период).
Языческая древность
сохранилась, прежде всего, в устном народном
творчестве — фольклоре (загадки, заговоры,
заклинания, пословицы, сказки, песни).
Особое место в исторической памяти народа
занимали былины — героические сказания
о защитниках родной земли от врагов. Народные
сказители воспевают подвиги Ильи Муромца,
Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги,
Микулы Селяниновича и других былинных
богатырей (всего в былинах действуют
более 50 главных героев). К ним обращают
они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру,
за отечество, вы пос-тойте-тко за славный
стольный Киев-град!» Интересно, что в
былинах мотив защиты отечества дополнен
мотивом защиты христианской веры. Крещение
Руси было важнейшим событием в истории
древнерусской культуры.
С принятием христианства
началось быстрое развитие письменности.
Письменность была известна на
Руси в дохристианские времена
(упоминание о «чертах и резах»,
середина I тыс.; сведения о договорах
с Византией, составленных на
русском языке; находка под
Смоленском глиняного сосуда
с надписью, сделанной кириллицей
— азбукой, созданной просветителями
славянства Кириллом и Мефодием
на рубеже X—XI вв.). Православие принесло
на Русь богослужебные книги, религиозную
и светскую переводную литературу. До
нас дошли древнейшие рукописные книги
— «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника»
(сборника текстов) князя Святослава (1073
и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении
находилось 130—140 тыс. книг нескольких
сот названий: уровень грамотности в Древней
Руси был по меркам средневековья весьма
высок. Есть и другие доказательства: берестяные
грамоты (их археологи обнаружили в середине
XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах
соборов и ремесленных изделиях, деятельность
монастырских школ, богатейшие книжные
собрания Киево-Печерской лавры и Софийского
собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что
древнерусская культура была
«немой» — она, как полагали,
не имела самобытной литературы.
Это не так. Древнерусская литература
представлена различными жанрами
(летописание, жития святых, публицистика,
поучения и путевые заметки,
замечательное «Слово о полку
Игореве», не принадлежащее ни
к одному из известных жанров),
она отличается богатством образов,
стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших
до нас летописей — «Повесть
временных лет» — создана около
1113г. монахом Киево-Печерской
лавры Нестором. Знаменитые вопросы,
которыми открывается «Повесть
временных лет»: «Откуда есть
пошла Русская земля, кто в
Киеве нача первее княжити и как Русская
земля стала есть», — уже говорят о масштабе
личности создателя летописи, его литературных
способностях. После распада Киевской
Руси возникли самостоятельные летописные
школы в обособившихся землях, но все они,
как к образцу, обращались к «Повести временных
лет».
Из произведений ораторско-публицистическо-го
жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати»,
созданное Иларионом, первым русским по
происхождению митрополитом, в середине
XI в. Это размышления о власти, о месте
Руси в Европе. Замечательно «Поучение»
Владимира Мономаха, написанное для сыновей.
Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив,
образован, снисходителен и тверд в защите
слабых. Силы и доблести, верного служения
стране требовал от князя Даниил Заточник,
автор блестящего по языку и литературной
форме «Моления».
К согласию и примирению
князей призывал и неизвестный
автор величайшего произведения
древнерусской литературы «Слово
о полку Игоре-ве» (конец XII в.). Реальное
событие — поражение северского князя
Игоря от половцев (1185— 1187) — стало лишь
поводом к созданию «Слова», изумляющего
богатством языка, стройностью композиции,
силой образного строя. Автор видит «Русскую
землю с огромной высоты, охватывает мысленным
взором огромные пространства, как бы
«летит умом под облаками», «рыщет через
поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность
угрожает Руси, и князья должны забыть
распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней
Руси — это в первую очередь
архитектура и живопись. Византийские
традиции каменного зодчества
пришли с христианством. Величайшие
постройки XI—XII вв. (разрушенная в 1240 г.
Десятинная церковь, соборы, посвященные
Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове,
Полоцке) следовали византийским традициям.
На четырех массивных столбах в центре
здания, соединенных арками, покоится
цилиндрический барабан. На нем прочно
стоит полусфера купола. Следуя четырем
ветвям креста, к ним примыкают остальные
части храма, завершающиеся сводами, иногда
— куполами. В алтарной части — полукруглые
выступы, апсиды. Это и есть разработаннал
византийцами крестово-купольная композиция
церковного здания. Внутренние, нередко
и внешние стены храма расписаны фресками
(живопись по сырой штукатурке) или покрыты
мозаикой. Особое место занимают иконы
— живописные образы Христа, Богоматери,
святых. Первые иконы пришли на Русь из
Византии, но русские мастера быстро овладели
строгими законами иконописи. Почитая
традиции и старательно учась у византийских
учителей, русские зодчие и живописцы
проявляли удивительную творческую свободу:
древнерусская архитектура и иконопись
более открыты миру, жизнерадостны, декоративны,
чем византийские. К середине XII в. стали
очевидны и различия художественных школ
Владимиро-Суз-дальской, Новгородской,
южнорусских земель. Радостные, легкие,
пышно украшенные владимирские храмы
(Успенский собор во Владимире, церковь
Покрова на Нерли и др.) контрастируют
с приземистыми, основательными, массивными
церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице,
Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские
иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение»
отличаются от написанных владимиро-суздальскими
мастерами икон «Дмитрий Солунский» или
«Бого-любская Божья Матерь».
К числу величайших
достижений древнерусской культуры
относится и художественное ремесло,
или узорочье, как его называли
на Руси. Золотые украшения, покрытые
эмалью, изделия из серебра, выполненные
в техниках скани, зерни или
черни, узорчатый декор оружия
— все это свидетельствует
о высоком мастерстве и вкусе
древнерусских ремесленников.
Общественное движение
в России в начале XX в. Революция 1905—1907
гг.
Характер общественного
движения в России накануне
революции 1905—1907 гг. определялся
оппозиционными власти и политическому
порядку настроениями. Различия
состояли в степени оппозиционности,
в глубине программы преобразований,
в способах их проведения. Выделяют
два основных течения: либеральное
и революционное (радикальное). Монархические,
правительственные силы, чрезвычайно
разнородные (от К. П. Победоносцева,
отвергавшего даже мысль о
реформах, до Д. Н. Святополк-Мирского,
склонявшегося к ослаблению самодержавного
принципа правления), полноценными участниками
общественного движения не являлись. В
этом состояла одна из особенностей социально-политической
борьбы начала века.
Другой ее особенностью
были попытки организационного
оформления оппозиционных сил.
Либералы к началу революции
создать политические партии
не смогли. Они объединялись вокруг
«Союза земцев-конституционалистов»
и «Союза освобождения» (конец
1903 — начало 1904 г., лидеры П. Б.
Струве, П. Н. Милюков и др.).
Радикально-революционные силы нелегальные
политические партии имели: Партию
социалистов-революционеров (1902 г., лидеры
В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев
и др.) и Российскую социал-демократическую
рабочую партию (I съезд — 1898 г., II съезд
— 1903 г., лидеры В. И. Ленин, Ю. О. Мартов,
Г. В. Плеханов и др.).
Если обобщить требования
либералов, то они выступали
за ограничение самодержавия, созыв
органа народного представительства,
принятие конституции, обеспечение
политических свобод слова, печати,
собраний и др., расширение местного
самоуправления, проведение умеренных
аграрных и национальных реформ
мирными средствами.
Эсеры, ориентируясь
на рост крестьянского недовольства,
принимавшего в начале века
формы поджогов, захватов помещичьих
земель, неподчинения властям, требовали
ликвидировать самодержавие, учредить
демократическую республику, социализировать
(передать в общественную собственность)
всю землю, в том числе помещичью,
распределить ее на уравнительных
началах между крестьянами. Основным
средством борьбы эсеры считали
индивидуальный террор против
представителей власти (убийства
министров внутренних дел Д.
С. Сипягина и В. К. Плеве,
московского генерал-губернатора
великого князя Сергея Александровича,
губернаторов Уфы и Харькова).