Крещение Руси и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу.

Файлы: 1 файл

Крещение Руси и его значение ист культ.docx

— 17.59 Кб (Скачать файл)

Крещение Руси и его значение

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы  Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах  Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается  годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной  религией Киевской Руси. Принятие новой  религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славян- ском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Киевская Русь и ее место в исторической судьбе украинского народа (реферат)

Реферат на тему: Киевская Русь и ее место в исторической судьбе украинского народуПЛАН расцвета ГОСУДАРСТВА УКРАИНА РУСИ СВЯТОЙ ВЛАДИМИР И БОЛЬШОЙ принятия ХРИСТИАНСТВА БОРЬБА ЗА КИЕВ СВЯТОПОЛК ЯРОСЛАВ И мудрый АННА Ярославовна Иларион КУЛЬТУРА Древней Руси. Народ — творец КУЛЬТУРЫ. Устное народное творчество. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИТЕРАТУРА АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО. Историческое ЗНАЧЕНИЕ Киевской Руси. МЕСТО И РОЛЬ Киевской Руси В ИСТОРИИ восточно НАРОДОВ. Международное ЗНАЧЕНИЕ Киевской Руси. Расцвет ГОСУДАРСТВА УКРАИНА РУСИ СВЯТОЙ ВЛАДИМИР И БОЛЬШОЙ (980-1015) С загибиллю Ярополка Владимир стал единовластным обладателем огромного государства. В состав ЭЭ входило около 20-ти РАЗЛИчНЫХ земель, племен, среди которых были и славянские, и финские, и тюркские. Весь этот конгломерат еще не был объединена ничем, кроме княжеской власти, ослабленное при Святославе и междоусобной борьбы его сыновей. Так, Владимир должен был время от времени обуздывать восстания, суть которых летописи НЕ выясняет. Года 981 воссталы вятичи, Владимир победил их и наложили на них "дань от плуга». В следующем году он снова ходил на вятичей и победил их вторично. Года 984 ходил Владимир на радимичей с воеводой Волчий-Хвост, можно полагать, что радимичи поставили почтенный вооруженное сопротивление, потому летопись отмечает: "встретил (воевода) радимичей на реке Пищана и победил". Владимир наложили на них дань, "которую везут и до сего дне" — это есть XII в. Возможно, были и другие восстания, в которых упоминает летопись. Владимир пытался объединить соседние племена под своей властью. Еще Идя против Ярополка, он присоединил Полоцкую землю и убил тамошнего князя Рогволода. 981-го года ушел на запад "к ляхам», как говорит «Повесть временных лет», и «зая градьы их "Перемышль, Червень, Бузьк, Белз, Волынь. Слова летописи, что это были" панские "города, вызывают сомнение. Территория, захватил Владимир, была заселена Украинский населением — Дулиба, белыми хорватами — и НЕ принадлежала Польше; возможно, она входила в Великоморавской государства. Позже земли над верхними Вислой — Краковщина — до 990-х годов относились к Чешского государства. Масуди писал, что в 943 году Русь граничила с Богемии, есть Богемия владел Краковом и Белой Хорватии. Это подтверждает факт, что в походе Олега на Византию отмечается среди племен, участвовавших в армии, белых хорватов. Но в 960-м гг Святослав перенес внимание на восток и юг, и Белая Хорватия вышла из-под власти Руси. ее поделили Чехия и Польша, и чехи приняли Краков. Козьма Пражский писал, что в 980-х годов Краков принадлежала к Чехии. Также Ибрагим ибн Якуб причисляло Краков в чешских, а не польских городов. Действительно, если Волынь входила в состав Украины-Руси, а Краковщина — Чехии, тяжело предположить существование между ними польского клина , — писал М. Грушевский, — и пришел к выводу, что Владимир отобрала эти города НЕ от поляков, а вот Чехов. На зависимость то территории от Великоморавиы указывает также распространение моравской Методиивського епархии: грамота Оттона, половины X в.,


Информация о работе Крещение Руси и его значение