Крещение Руси. Культура Киевской Руси и эпохи удельных княжеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков.
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов "волхвов" и "кудесников", то тем более должна была влиять христианская верана тех славян, которые могли ее познать.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………….3 1.Крещение Руси……………………………………………………….………4 - 5
2. Культурно-историческое значение крещения Руси……………….……..6 - 11
3. Причины принятия христианства………………………………….……...12 - 15
4. Русская Культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)………………………………………………………………………….…..16 - 31 4.1. Культура Киевской Руси (IX – начало XII в.)………………….…16- 27 4.2.Древнерусская культура эпохи удельных княжеств (XII–XIII вв.)…....28- 31
Заключение…………………………………………………………………….….32
Список литературы………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

artemu(1).doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Древнерусская культура эпохи удельных княжеств (XII–XIII вв.)

    После смерти Ярослава Мудрого (1054) началось дробление Руси на удельные княжества. Однако это не приостановило развития культуры, в котором все большую роль играли города. В XII – начале XIII в. на русских землях появились свои культурные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, смоленская и др.

     Нарастало соперничество возникавших культурно-цивилизационных регионов, которые со второй половины XII в. стали все заметнее дистанцироваться от Киева. В удельных княжествах складывались местные художественные традиции, архитектурные школы, литературные направления, охватывавшие древние жанры словесности (летописание, эпос, патерики и т.п.).

    Политический и культурный центр Древней Руси постепенно перемещался в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) Русь. Во Владимиро-Суздальском княжестве в середине XII в. возводились небольшие одноглавые храмы, напоминавшие новгородские постройки (церкви Спаса Преображения в Переяславле-Залесском, Святых Бориса и Глеба в Кидекше, храмы в Юрьеве). Но в годы княжения Андрея Боголюбского (1157– 1174) во владимиро-суздальском зодчестве рельефно проявились существенные особенности. Стремясь укрепить свою власть и претендуя на главенство среди русских князей, А. Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир, и его политические претензии нашли выражение в пышных, величественных постройках. Грандиозный Успенский собор (главная святыня г. Владимира) с пятью золочеными главами и галереями, богато украшенный резным камнем, соперничал в богатстве с Софией Киевской. Дмитриевский собор (домовая церковь князя) был меньше по размерам, но сверху донизу украшен искусной резьбой, за что получил название «поэма в камне».

    Подлинным шедевром архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. возле загородной резиденции князя Андрея Боголюбского (по летописи князь построил храм, печалясь о смерти любимого сына Изяслава). Гармонией форм, легкостью пропорций, поэтичностью архитектурного образа этот храм приобрел славу уникального творения древнерусских зодчих. В летописи сказано, что в строительстве Покровского храма принимали участие мастера «от всех земель». Существует легенда о том, что, когда Андрей Боголюбский вез из Киева икону «Богоматерь Владимирская», кони споткнулись в 10 км от Владимира. Это было расценено князем как знак строить на этом месте свою загородную резиденцию. Так возник в селе Боголюбове большой замок – крепость князя, состоявшая из оборонительных сооружений, белокаменного двухэтажного дворца и церкви, связанных между собой переходами. Остатки дворца сохранились до наших дней.

    Свои особенности проявились в архитектуре других древнерусских земель. В зодчестве Галицко-Волынского княжества преобладал региональный стиль, основанный на соединении местных архитектурных традиций с византийской композицией и романской строительной техникой. На смену пышным монументальным соборам пришли более скромные, строгие кубические храмы небольших размеров с одной массивной главой. Характерным примером является Успенский собор в Галиче.

    В Новгородской республике с ее вечевым демократическим правлением каменные церкви строились по заказам бояр, купцов, объединений ремесленников и отличались небольшими размерами, простотой и скромностью в оформлении экстерьера и интерьера. Они предназначались не для торжественных церемоний, а для повседневных церковных служб и хозяйственных надобностей; в их подвалах устраивали хранилища для ценных товаров и документов. Получил распространение в новгородской архитектуре XII–XIII вв. небольшой 4-столпный храм кубической формы с массивными стенами, одним куполом и деревянными хорами (церкви Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище, Спасо-Нередицы на Городище, церковь Благовещения).

    Литература. Выдающимся памятником древнерусской литературы является, бесспорно, уже упоминавшееся выше «Слово о полку Игоревен. Несмотря на феодальную раздробленность, идея единства всегда жила в сознании народа. «Слово о полку Игореве» – лучшее воплощение мечты о единой Русской земле. В поэме повествуется о неудачном походе князя Игоря Святославовича против половцев. Но это лишь повод для размышлений о судьбе Руси. Безымянный автор великой поэмы осуждал вражду русских князей, их эгоцентризм и призывал к воскрешению старых идеалов «братолюбия», иначе погибнет Русь и «врази наши половци, пришедши, возьмуть земьлю Руськую».

    Замечательным памятником художественной культуры удельных княжеств является «Киево-Печерский патерик» – сборник из десяти сказаний о знаменитом Киево-Печерском монастыре и его монахах, написанный епископом Симоном и монахом Поликарпом. Литературное и социокультурное значение «Киево-Печерского патерика» исключительно велико. Он не только подытоживал развитие русской агиографии XI–XII вв., но и, повествуя о славном прошлом знаменитого монастыря, пробуждал чувство общерусского патриотизма, в страшные годы ига напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси и вселял в читателей духовную силу, укреплял веру в грядущее возрождение могучего государства. В XII–XIII вв. развивались местные летописные центры со своими отличительными особенностями.Летописание периода феодальной раздробленности проявляло интерес к повседневным событиям. Общерусские проблемы по-прежнему находили свое отражение, но освещались в новых ракурсах в местных материалах. Вырабатывались региональные литературные традиции и приемы, благодаря этому более полно и многообразно отражалась жизнь русских земель.

   Церковная, житийная литература XII–XIII вв. соразмерялась с реальной жизнью. Сочинения вышеупомянутых религиозных мыслителей Кирилла Туровского и Климента Смолятича в этом плане представляют собой смелые интерпретации библейских текстов. Яркий памятник древней публицистики рубежа XII– XIII вв. – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (соответственно ок. 1119 и 1229). Автор, обращаясь из заточения к князю, выступал за сильную княжескую власть. Описывая социальные противоречия, он использовал едкие афоризмы, прибегал к поучениям. «Всяк человек мыслит о своей беде», «Ржа ест железо, а печаль ум человека». Заключительные части «Слова» и «Моления» призывают к единству Руси и в этом отношении перекликаются со «Словом о полку Игореве» и летописями.

   Распад древнего Киевского государства на «самостийные» княжества заметно изменил характер развития русской культуры и цивилизации и повлек за собой известные последствия. Тем не менее эпоху удельных княжеств, или феодальной раздробленности Руси вряд ли можно однозначно трактовать как время всеобщего кризиса и упадка. Конечно, удельная вражда, приводившая к разрушительным военным столкновениям, приводила к серьезным материальным потерям. Отсутствие организующего государственно-политического центра отрицательно сказывалось на развитии внутренних и внешних экономических связей в Древней Руси, снижало ее вес на международной арене. Древнерусская культура в эпоху феодальной раздробленности как бы автономизировалась в крупных и средних территориальных общностях соответственно размежевавшимся княжествам. Но, несмотря на удельные барьеры, продолжало развиваться хозяйство, росла сеть торговых связей, расширялось городское строительство, возводились храмы, писались иконы и книги. Более того, рядом с небольшими княжествами на территории раздробленной Руси во второй половине XII – первой трети XIII в. складывались достаточно крупные государственные образования. В частности, динамично развивалась экономика и культура Новгородской республики, отличавшейся демократическим строем и развитыми формами самоуправления, укреплялось самостоятельное Полоцкое княжество, в конце XIII в. вошедшее в состав Великого Княжества Литовского.

    В области храмовой архитектуры и изобразительного искусства усилились декоративные тенденции и стремление к созданию синтетических художественных образов, целостных стилей. Наблюдалось подспудное обмирщение церковной вокальной музыки. По мере профессиональной обработки музыкального фольклора совершенствовалось инструментальное исполнительское мастерство. Усиливались светские мотивы и реалистические тенденции в художественной литературе (обновленные летописи, «Слово о полку Игореве»). Началась дифференциация общерусского языкового единства, проявились отличительные фонетические черты, которые позднее составили особенности русского, белорусского и украинского языков. Эту дифференциацию, как уже говорилось в первой главе пособия, детально описал в своих работах Н.С. Трубецкой.

     В середине XIII в. раздробленную Русь постигла страшная беда, которая почти на полтора века задержала закономерный процесс объединения отдельных русских княжеств в единую державу. Разрушительное монголо-татарское нашествие затормозило прогресс древнерусской культуры и цивилизации и уничтожило немало достигнутого. Однако Древняя Русь мужественно выдержала тяжелейшее историческое испытание, сохранив свою культуру, веру, духовные и цивилизационные основы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Заключение.

 

   Крещение жителей древнего  Киева по распоряжению князя  Владимира Святославича, положившее начало официальному принятию христианства в качестве государственной религии Киевской Руси, не было предопределено свыше и не содержало в себе ничего мистического. Это была социально детерминированная акция дальновидного государственного деятеля, преследовавшего конкретные и вполне земные (политические и идеологические) цели. Он стремился использовать религию, сформировавшуюся в классовом обществе, для закрепления господства складывавшихся эксплуататорских сословий, усиления великокняжеской власти, упрочения Древнерусского государства и одновременно для примирения народных масс с усиливавшимся угнетением, для формирования у них смирения и покорности. 
 
    Обращение в новую веру киевлян не было началом исторического бытия нашей Родины; не им порождены русская государственность и культура славянских народов. Оно составило один из начальных моментов идеологической перестройки общественной жизни Киевской Руси на этапе перехода древнерусского общества от доклассового состояния в классовое, от первобытнообщинного строя к феодальному. Христианизация Древней Руси была вызвана к жизни потребностями феодального развития, которое нуждалось в религиозной санкции и получило таковую в нововведенной «греческой вере».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Платонов С.Ф «Систематический  курс русской истории»

2. Карташев А.В. «Очерки по  истории русской церкви» т.I

3. Л.А.Кацва, А.Л. Юрганов «История  России VIIIXV вв»

4. Эренгросс Б.А. Культурология.  Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

5. Булгакова С. В.  Культурология / Булгакова С. В.  – М.: Эксмо, 2009.

6. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е.  – Мн.: Экоперспектива 2010.

7. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005, 566 с.

8. Культурология. Учебное  пособие Под редакцией А. А.  Радугина – М., 2001.

 


Информация о работе Крещение Руси. Культура Киевской Руси и эпохи удельных княжеств