Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Киевская Русь – одно из крупнейших государств Восточной Европы развивалось самостоятельно, и было открыто для культурных контактов со своими соседями – Византийской империей, тюркскими племенами «Великой степи», скандинавским миром, а также с многочисленными финно-угорскими племенами, с которыми приходили в соприкосновение при расселении на территории Восточной Европы. Славянский мир был знаком с мировоззрениями многих соседних народов, но оставался длительное время верным собственному языческому миру. Однако длительный период сохранения языческих традиций и верований в народе ставило Русь в невыгодное положение по отношению к другим европейским державам.

Файлы: 1 файл

доклад крещение руси.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Доклад: Крещение Руси.

 

 
 
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего 
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие хрис- 
тианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира 
с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от 
слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем 
- в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы свое- 
го правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новго- 
роде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 
970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в 
Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за терем- 
ным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, 
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им 
жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и 
холм тот" (под 980 год). В благодарность богам за победу, одержанную 
над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жре- 
бий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество 
языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но вер- 
но сказано: кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое 
христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с кня- 
зем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и ле- 
тописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения 
князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие при- 
зывающей благодати Божией. В "Слове о Законе и Благодати" святитель 
Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: "Пришло на него 
посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и 
воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и 
взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно 
всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле 
греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он 
быть христианином и обратить всю Землю в христианство." Понять превос- 
ходство христианства над язычеством и стать христианином князю Влади- 
миру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал 
"добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с хрис- 
тианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские хра- 
мы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопро- 
са о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. 
Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 
году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь 
Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987 году в Ва- 
силеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной 
видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор 
согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир 
после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по 
Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; лето- 
писец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 
6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества 
Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру, 
князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в 
христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только 
религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государс- 
твенными соображениями, ибо для русского народа христианизация означа- 
ла приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное 
развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская Русь имела 
давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь 
восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления 
своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, осо- 
бенно в деле организации церковного управления и развития духовной 
культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императо- 
рами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) 
в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супру- 
гой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град 
различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Вла- 
димир приступил к официальному введению христианства на Руси. 
 
 
Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви. 
 
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной рели- 
гии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных ос- 
ложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не 
обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волх- 
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих 
Он приказал уничтожить всех идолов,главного идола-Перуна 
сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В 
назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения 
в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - 
вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось 
там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по 
грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а 
уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была 
видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... 
Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что 
познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сот- 
воривший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, 
познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. 
Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против 
диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу." Это 
важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, прини- 
маемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 
989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру- 
гие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс- 
кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла- 
димире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую 
веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало 
необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из 
Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - 
священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; 
строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из 
русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир 
"приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли 
кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял 
идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим 
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить лю- 
дей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров 
в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества 
Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав- 
ноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный 
триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою 
"духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился 
и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 го- 
оод) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение 
книжное". Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира 
был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав- 
ление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи 
(под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы ста- 
ли умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и лю- 
ди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис- 
тианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники 
русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го- 
ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Кие- 
во-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее 
развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки 
духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко- 
торой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко- 
лы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в 
самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево- 
ды новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся 
рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), 
"книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и 
переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг 
множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божест- 
венным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их на- 
писав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть ос- 
новал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение 
русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины хрис- 
тианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси 
при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Мит- 
рополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению со- 
бытия Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насы- 
тившихся с избытком книжной мудростью". Говоря о значении христианс- 
ко-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, 
вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 
1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и 
жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир 
землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял 
книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая 
книжное". Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. 
"Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и 
поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и 
воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники 
мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаем- 
ся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, 
то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот 
беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие 
беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, 
получает душе великую пользу". В конце XI - начале XII века христианс- 
тво окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря 
миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого 
Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин 
(Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и 
радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век 
и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас- 
тыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи- 
лась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской 
Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра- 
вославной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие 
обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; воз- 
росли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской 
женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески- 
ми междоусобицами мир. "Князь, - говорил Митрополит Никифор II велико- 
му князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русс- 
кой, чтобы удерживать вас от кровопролития". Историки отмечают, что 
"Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на 
большую высоту и упрочила связь между частями государства". Воспитывая 
верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра- 
ивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежи- 
тия под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни 
христианских обществ". Принятие христианства способствовало широкому 
распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появле- 
нию богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению 
собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконо- 
писи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы 
и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на 
Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других 
городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и част- 
ные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как 
известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; приня- 
тый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо- 
наху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо- 
сия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем, свидетель- 
ствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по 
составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни- 
ги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые 
для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок 
Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели 
князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными 
священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин 
Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был... книгами" 
епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до- 
роги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные 
люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре- 
имущественно духовним. Это объясняется влиянием переводной литературы 
и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам хрис- 
тианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то 
время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане 
пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую 
оценку его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости 
ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому 
одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", - 
пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благо- 
дати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом 
при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный 
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей 
Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия 
Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный 
Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", кото- 
рая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литера- 
турно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена 
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 
год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории 
Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не 
только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор- 
ческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та- 
кие памятники русского канонического права, как "Канонические ответы 
Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089), "Кириково и Илиино воп- 
рошания" (1130-1156), "Определение Илии, архиепископа Новгородского" 
(1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мяг- 
костью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря- 
ду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже 
на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Та- 
ковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки Жи- 
дяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько 
лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, 
епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства 
зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо 
знавший лучшие образцы ораторского искусства античности, обличал тех, 
"иже прилагают дом к дому и села к селам", бичуя стяжательство и среб- 
ролюбие. Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон- 
ностью, глубиной и высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо- 
добного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят нес- 
колько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ- 
но христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс- 
кой Руси еще более расширились и углубились ее государственные и куль- 
турные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и дру- 
гими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, 
князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который 
ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отме- 
чает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями 
- с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешс- 
ким. И были между ними мир и любовь". Еще более оживились связи Киевс- 
кой Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной 
степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого 
Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия - за 
венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а 
затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Доброне- 
ге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти бра- 
ки, широко простирала и свое влияние в мире. 
 
 
 
Литература: 
 
"Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 
1988 г.


Информация о работе Крещение Руси при князе Владимире Святославиче