Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:31, контрольная работа
Киевская Русь – одно из крупнейших государств Восточной Европы развивалось самостоятельно, и было открыто для культурных контактов со своими соседями – Византийской империей, тюркскими племенами «Великой степи», скандинавским миром, а также с многочисленными финно-угорскими племенами, с которыми приходили в соприкосновение при расселении на территории Восточной Европы. Славянский мир был знаком с мировоззрениями многих соседних народов, но оставался длительное время верным собственному языческому миру. Однако длительный период сохранения языческих традиций и верований в народе ставило Русь в невыгодное положение по отношению к другим европейским державам.
Доклад: Крещение Руси.
При князе киевском Владимире (978-1015)
происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь
развития Руси - принятие хрис-
тианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного
князя Владимира
с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном
исцелении от
слепоты, но и в обращении ко Христу после
гонений на христиан и затем
- в ревностном обращении язычников в христианство.
В первые годы свое-
го правления князь Владимир, получивший
языческое воспитание в Новго-
роде, куда его в восьмилетнем возрасте
направил княжить Святослав (в
970 году), показал себя усердным язычником.
"И стал Владимир княжить в
Киеве один, - говорит летопись, - и поставил
кумиры на холме за терем-
ным двором: деревянного Перуна с серебрянной
головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла
и Мокоша. И приносили им
жертвы, называя их богами... И осквернилась
кровью земля Русская и
холм тот" (под 980 год). В благодарность
богам за победу, одержанную
над ятвягами (983 год) решено было принести
человеческую жертву. Жре-
бий пал на юношу из христианской семьи.
Его отец обличил ничтожество
языческих богов, и разъяренная толпа
язычников убила их обоих. Но вер-
но сказано: кровь мученников - семя христиан.
Погибли на Руси двое
христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились
ко Христу вместе с кня-
зем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский
Иларион, монах Иаков и ле-
тописец преподобный Нестор (XI век) назвали
причины личного обращения
князя Владимира к христианской вере,
согласно указав на действие при-
зывающей благодати Божией. В "Слове
о Законе и Благодати" святитель
Иларион, Митрополит Киевский, пишет о
князе Владимире: "Пришло на него
посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое
око Благого Бога, и
воссиял в сердце его разум. Он уразумел
суету идольского заблуждения и
взыскал Единого Бога, сотворившего все
видимое и невидимое. А особенно
всегда он слышал о православной, христолюбивой
и сильной верою земле
греческой... Слыша все это, возгорелся
он духом и возжелал сердцем он
быть христианином и обратить всю Землю
в христианство." Понять превос-
ходство христианства над язычеством
и стать христианином князю Влади-
миру было тем легче, что он, по слову Митрополита
Илариона, обладал
"добрым смыслом и острым умом" и
имел возможность ознакомиться с хрис-
тианством у себя в Киеве, где давно уже
существовали христианские хра-
мы и совершались богослужения на славянском
языке. Относительно вопро-
са о времени и месте Крещения князя Владимира
есть несколько версий.
Согласно общепринятому мнению, князь
Владимир принял крещение в 998
году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму);
по второй версии князь
Владимир крестился в 987 году в Киеве, а
по третьей - в 987 году в Ва-
силеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).
Наиболее достоверной
видимо стоит признать вторую, так как
монах Иаков и преподобный Нестор
согласно указывают на 987 год; монах Иаков
говорит, что князь Владимир
после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также
что на третий год по
Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход
на Корсунь и взял его; лето-
писец преподобный Нестор говорит, что
князь Владимир крестился в лето
6495-е от сотворения мира, что соответствует
987 году от Рождества
Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую
православную веру,
князь Владимир (в крещении Василий) решился
"обратить всю Землю в
христианство". Великого князя Владимира
побуждало к этому не только
религиозное воодушевление. Он руководствовался,
конечно, и государс-
твенными соображениями, ибо для русского
народа христианизация означа-
ла приобщение к высокой культуре христианских
народов и более успешное
развитие своей культурной и государственной
жизни. Киевская Русь имела
давние связи с христианской Византией,
откуда уже проникало на Русь
восточное Православие. Видимо в целях
более успешного осуществления
своих замыслов и надеясь получить из
Византии необходимую помощь, осо-
бенно в деле организации церковного управления
и развития духовной
культуры, князь Владимир вступает в родство
с византийскими императо-
рами (соправителями) Василием II (976-1025)
и Константином (976-1028)
в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне.
Возвратившись в Киев с супру-
гой-гречанкой, греческим духовенством,
привезя в свой стольный град
различную церковную утварь и святыни
- кресты, иконы, мощи, князь Вла-
димир приступил к официальному введению
христианства на Руси.
Крещение Руси и образование Поместной
Русской Православной Церкви.
Введение христианства в Киевской Руси
в качестве государственной рели-
гии было вполне закономерным явлением
и не могло вызвать серьезных ос-
ложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде,
Муроме, Ростове) не
обошлось без открытой борьбы, начатой
предводителями язычества - волх-
Прежде всего князь Владимир крестил 12
своих сыновей и многих
Он приказал уничтожить всех идолов,главного
идола-Перуна
сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать
в городе новую веру. В
назначенный день произошло массовое
Крещение киевлян у места впадения
в Днепр реки Почайны. "На следующий
же день, - говорит летописец, -
вышел Владимир с попами царицыными и
корсуинскими на Днепр, и сошлось
там людей без числа. Вошди в воду и стояли
там одни до шеи, другие по
грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые
держали младенцев, а
уже взрослые бродили, попы же совершали
молитвы, стоя на месте. И была
видна радость на небе и на земле по поводу
стольких спасаемых душ...
Люди же, крестившись расходились по домам.
Владимир же был рад, что
познал бога и люди его, посмотрел на небо
и сказал: "Христос Бог, сот-
воривший небо и землю! Взгляни на новых
людей этих и дай им, Господи,
познать Тебя, истинного Бога, как познали
Тебя христианские страны.
Утверди в них правую и неуклонную веру
и мне помоги, Господи, против
диавола, да одолею козни его, надеясь
на Тебя и на Твою силу." Это
важнейшее событие совершилось, согласно
летописной хронологии, прини-
маемой некоторыми исследователями, в
988 году, по мнению других - в
989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно
христианство приходит в дру-
гие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород,
Ростов, Владимир-Волынс-
кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются
епархии. При князе Вла-
димире подавляющее большинство русского
населения приняло христианскую
веру и Киевская Русь стала христианской
страной. Крещение Руси создало
необходимые условия для образования
Русской Православной Церкви. Из
Византии прибыли епископы во главе с
Митрополитом, а из Болгарии -
священники, привезшие с собой богослужебные
книги на славянском языке;
строились храмы, открывались училища
для подготовки духовенства из
русской среды. Летопись сообщает (под
988 год), что князь Владимир
"приказал рубить церкви и ставить их
по тем местам, где раньше стояли
кумиры. И поставил церковь во имя святого
Василия на холме, где стоял
идол Перуна и другие и где творили им
требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить
в них попов и приводить лю-
дей на Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров
в Киеве был построен величественный каменный
храм в честь Рождества
Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены
в него святые мощи рав-
ноапостольной княгини Ольги. Храм этот
символизировал собой истинный
триумф христианства в Киевской Руси и
вещественно олицетворял собою
"духовную Русскую Церковь". Равноапостольный
князь Владимир заботился
и о просвещении своего народа. По свидетельству
летописи (под 988 го-
оод) он велел "собрать у лучших людей
детей и отдавать их в обучение
книжное". Продолжателем апостольской
миссии святого князя Владимира
был его сын великий князь Киевский Ярослав
Мудрый (1019-1054), в прав-
ление которого христианская вера на Руси,
по свидетельству летописи
(под 1037 год), продолжала "плодиться
и расширяться, и черноризцы ста-
ли умножаться, и монастыри появляться...
и умножались пресвитеры и лю-
ди христианские. И радовался Ярослав,
видя много церквей и людей хрис-
тианских..." При Ярославе Мудром построены
такие выдающиеся памятники
русского церковного зодчества, как киевская
София (заложена в 1037 го-
ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан
знаменитый Кие-
во-Печерский монастырь (1051 год), во многом
определивший дальнейшее
развитие религиозной и культурной жизни
Киевской Руси. Для подготовки
духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году
открыл в Новгороде школу, в ко-
торой обучалось 300 детей. Есть основания
предполагать, что такие шко-
лы существовали и при других архиерейских
кафедрах, и прежде всего в
самом Киеве. Предметом особого попечения
Ярослава Мудрого были перево-
ды новой литературы и умножения книг
путем создани списков с имеющихся
рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает
летопись (под 1037 год),
"книги любил, читая их часто и ночью
и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский
язык. И написали они книг
множество, ими же поучаются верующие
люди наслаждаются учением божест-
венным... Ярослав же, как мы уже сказали,
любил книги и, много их на-
писав, положил в церкви святой Софии,
которую создал сам", то есть ос-
новал первую на руси библиотеку. Благодаря
книгам уже второе поколение
русских христиан имело возможность более
глубоко изучать истины хрис-
тианской веры. О высокой степени развития
просвещения в Киевской Руси
при Яроставе Мудром свидетельствует
"Слово о Законе и Благодати" Мит-
рополита Илариона, посвященное религиозно-философскому
осмыслению со-
бытия Крещения Руси и написанное, по словам
самого автора, "для насы-
тившихся с избытком книжной мудростью".
Говоря о значении христианс-
ко-просветительной деятельности святого
Владимира и Ярослава Мудрого,
вспомним ту образную характеристику,
которую дает нам летописец (под
1037 год): "Как если бы один землю вспашет,
другой же засеет, а иные и
жнут и едят пищу неоскудевающую, - так
и этот. Отец ведь его Владимир
землю вспахал и размягчил, то есть Крещением
просветил. Этот же засеял
книжными словами сердца верующих людей,
а мы пожинаем, учение получая
книжное". Со страниц летописи звучит
похвала книхному просвещению.
"Велика ведь бывает польза от учения
книжного; книгами наставляемы и
поучаемы на путь покаяния, ибо от слов
книжных мудрость обретаем и
воздержание. Это ведь - реки, напояющие
вселенную, это - источники
мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаем-
ся; они - узда воздержания... Если прилежно
поищешь в книгах мудрости,
то найдешь великую пользу душе своей.
Ибо кто часто читает книги, тот
беседует с Богом или со святыми мужами.
Тот, кто читает пророческие
беседы, и евангельские и апостольские
поучения и жития святых отцов,
получает душе великую пользу". В конце
XI - начале XII века христианс-
тво окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской
земле благодаря
миссионерским трудам епископов Ростовских
святого Леонтия и святого
Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин
(Ярослав) Святославович (1096-1129), среди
славянских племен вятичей и
радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век
и обращенных к Богу преподобным Кукшей,
иноком Киево-Печерского монас-
тыря. Крещение Руси явилось переломным
моментом в жизни народа. Появи-
лась новая многоплодная ветвь Единой
Святой Соборной и Апостольской
Церкви - Поместная Русская Православная
Церковь. Под воздействием Пра-
вославной церкви в жизни руского народа
изживались грубые языческие
обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание"
(похищение) девиц; воз-
росли грахданская правоспособность и
материнский авторитет русской
женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться
нарушенный княжески-
ми междоусобицами мир. "Князь, - говорил
Митрополит Никифор II велико-
му князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены
от Бога в земле Русс-
кой, чтобы удерживать вас от кровопролития".
Историки отмечают, что
"Христианская церковь подняла значение
княжеской власти в Киеве на
большую высоту и упрочила связь между
частями государства". Воспитывая
верующего для грядущего града, Церковь
постоянно обновляет и перестра-
ивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка
гражданского общежи-
тия под действием Церкви - таинственный
и поучительный процесс в жизни
христианских обществ". Принятие христианства
способствовало широкому
распространению на Руси грамотности,
наслаждению просвещения, появле-
нию богатой, переведенной с греческого
языка литературы, возникновению
собственной русской литературы, развитию
церковного зодчества и иконо-
писи. Появившиеся со времен Владимира
Святого и Ярослава Мудрого школы
и библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на
Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других
городах возникают новые библиотеки, в
том числе монастырские и част-
ные. Несомненно богатую библиотеку имел
Киево-Печерский монастырь, как
известно вырастивший целую плеяду русских
церковных писателей; приня-
тый в этом монастыре Студийский устав
вменял в обязанность каждому мо-
наху чтение книг из монастырской библиотеки.
Житие преподобного Феодо-
сия Печерского, написаное преподобным
Нестором Летописцем, свидетель-
ствует, что в келии преподобного Феодосия
шла напряженная работа по
составлению и изготовлению книг. Монах
Иларион днем и ночью писал кни-
ги, великий Никон переплетал их, и сам
Феодосий прял нити, необходимые
для переплета. Много книг имел постриженник
этого монастыря князь-инок
Никола Святоша - он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели
князь Черниговский Святослав Ярославич,
который "разными драгоценными
священными книгами наполнил свои клети",
князь Ростовский Константин
Всеволодович снабжавший "книгами церкви
Божии"; "богат был... книгами"
епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные
книги были очень до-
роги, приобретать их в большом количестве
могли только состоятельные
люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание
русских книг было пре-
имущественно духовним. Это объясняется
влиянием переводной литературы
и живым интересом новопросвещенного
русского общества к вопросам хрис-
тианской веры и нравственности и тем,
что русскими писателями в то
время были в основном лица духовные. Митрополит
Иларион, будучи в сане
пресвитера, написал "Слово о Законе
и Благодати", получившее высокую
оценку его современников и потомков.
"Нельзя не удивиться зрелости
ума, глубине чувств, обилию богословских
сведений и тому ораторскому
одушевлению и искусству, какими запечатлено
это образцовое слово", -
пишет историк Митрополит Московский
Макарий. "Слово о Законе и Благо-
дати" в Сербии в XIII веке было использовано
иеромонахом Дометианом
при составлении житий сербских святых
Симеона и Саввы. Преподобный
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря,
написал жития святых князей
Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015
году) и преподобного Феодосия
Печерского, положив начало русской житийной
литературе. Преподобный
Нестор составил новый летописный свод
- "Повесть временных лет", кото-
рая, по определению академика Д.С.Лихачева,
является "цельной литера-
турно изложенной историей Руси". "Повесть
временных лет " переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский
(1864 год), датский (1869
год), латинский (1884 год), венгерский (1916
год). XI-XII века истории
Русской Церкви ознаменованы появлением
канонических трудов. Они не
только переводятся на славянский язык,
но и не осуществляется их твор-
ческое применение к русским условиям
жизни. Этими чертами отмечены та-
кие памятники русского канонического
права, как "Канонические ответы
Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089),
"Кириково и Илиино воп-
рошания" (1130-1156), "Определение Илии,
архиепископа Новгородского"
(1164-1168). Эти памятники русской канонической
мысли поражают мяг-
костью и терпимостью, снисхождением к
человеческой природе. Так, наря-
ду со строгой требовательностью к монашествующим,
в Русской Церкви уже
на начальном этапе ее развития появилось
милосердие к ее пасомым. Та-
ковы и поучения православных русских
проповедников этой эпохи Луки Жи-
дяты, епископа Новгородского, Климента
Смолятича, бывшего несколько
лет Митрополитом Киевским, и русского
Златоуста - святого Кирилла,
епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает
верующих от чувства
зависти, учит их радоваться радости других.
Митрополит Климент, хорошо
знавший лучшие образцы ораторского искусства
античности, обличал тех,
"иже прилагают дом к дому и села к селам",
бичуя стяжательство и среб-
ролюбие. Проповеди епископа Туровского
Кирилла удивляют многосторон-
ностью, глубиной и высокими ораторскими
достоинстваим. Поучения препо-
добного Феодосия Печерского, русских
подвижников и аскетов носят нес-
колько иной характер. Они резко обличают
неправоту князей, недостаточ-
но христианскую жизнь бояр, неправоверие
иноземцев. С Крещением Киевс-
кой Руси еще более расширились и углубились
ее государственные и куль-
турные связи не только с Византией, но
и с Балканскими странами и дру-
гими государствами Европы. Вступив в
Брак с греческой царевной Анной,
князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который
ранее женился (в 971 году) на сестре Анны
- Феофании. Летописец отме-
чает (под 996 год): святой Владимир "жил
в мире с окрестными князьями
- с Болеславом Польским, и со Стефаном
Венгерским, и с Андрихом Чешс-
ким. И были между ними мир и любовь".
Еще более оживились связи Киевс-
кой Руси с европейскими странами при
Ярославе Мудром. В значительной
степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого
Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, Анастасия - за
венгерским королем Андреем I, Елизавета
- за Геральдом Норвежским, а
затем за Свеном Датским; польский король
Казимир был женат на Доброне-
ге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,
благословившая эти бра-
ки, широко простирала и свое влияние в
мире.
Литература:
"Русская Православная Церковь 988-1988"
Издание Московской Патриархии
1988 г.
Информация о работе Крещение Руси при князе Владимире Святославиче