Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и светских историков, поскольку религия в древних обществах неразрывно связана с культурой и необходима тончайшая операция, дабы с предрассудками не выбросить на свалку многовековой культурно-социальный и хозяйственный опыт. Эта тема привлекла и мое внимание. Меня заинтересовал вопрос: «Что дало Руси христианство?». Такого рода вопросы всегда не просты, поскольку учитывать надо не только приобретения, но и потери. Папа Иоанн-Павел II явно не договаривал, когда оправдывал «увлечения» насильственными акциями церкви в деле искоренения язычества. Там, где христианизация проводилась насильственно, она для большинства обращенных означала порабощение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. КАК ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» 4
1.1 РУСЬ НА ПОРОГЕ «КРЕЩЕНИЯ» 4
1.2 ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ? 5
1.2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ В ЛЕТОПИСНЫХ РАССКАЗАХ. 5
1.2.2 СКЛАДЫВАНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ. НЕОБХОДИМОСТЬ РАДИКАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ. 7
1.2.3 СОБЫТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 10
1.2.4 ВЫБОР ОРИЕНТАЦИИ: РИМ ИЛИ ВИЗАНТИЯ? 12
ГЛАВА II. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА. 19
2.1.ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. 19
2.2 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Файлы: 1 файл

Крещение руси.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Иначе и не могло быть. Как уже  отмечалось, потребность в новой  религии первоначально ощущали  лишь социальные верхи Киевской Руси. Владимиру и его ближайшему окружению она была нужна для укрепления великокняжеской власти. Формировавшееся сословие феодалов искало в ней оправдание своего привилегированного положения в древнерусском обществе и идеологическую узду для челяди и смердов. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насаждать в массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народные массы от активных форм социального протеста. Ради таких перспектив можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от привычных форм духовной жизни. В ином положении находились социальные низы древнего Киева. Ни смерды-крестьяне, ни ремесленники, ни бесправные холопы-рабы не получали от вводимого христианства, давно переставшего быть религией обездоленных, ничего такого, что отвечало бы их социальным потребностям. Идеология Византийской империи воспринималась народными массами Киевской Руси как что-то глубоко чуждое им, принудительно навязываемое ради прихоти власть имущих. Поэтому они принимали новую религию неохотно, по принуждению, уступая не столько уговорам, сколько угрозам. Были среди киевлян и такие, кто протестовал против крещения простейшим и доступным способом – убегал из Киева, надеясь в степной т лесной глуши сохранить прежнюю веру, близкую им, привычную и понятную. И поступали так не одни жители Киева. Судя по летописным и житейным материалам, редко где насаждение христианства обходилось без насилия и принуждения с одной стороны и сопротивления – с другой. Вот лишь несколько фактов.

Вторым по величине и значению городом  киевской Руси в период княжения Владимира  Святославича был Новгород. Поэтому  вслед за киевлянами предстояло креститься и новгородцам. Для этой цели в Новгород в 991 году был направлен епископ Иоаким Корсунянин, которого сопровождал новгородский воевода Добрыня (дядя Владимира по матери) – тот самый, который за десять лет до этого устанавливал кумира над Волховом по повелению киевского князя. В помощь им была призвана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира – Путятой. Узнав о цели прибытия Добрыни с епископом, новгородцы порешили на вече не пускать в город этих миссионеров и не принимать новой религии. Понимая, что киевские дружинники прибыли с Добрыней не на прогулку, жители Новгорода взялись за оружие. Их действия направлял тысяцкий Угоняй и языческий жрец Богомил Соловей. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Чтобы крестители не перебрались на нее с Торговой стороны, где они принудительно привели к новой вере несколько сот новгородцев, был разметан мост через Волхов. Путята с помощью военной хитрости проник со своим отрядом в центр Софийской стороны и захватил самого Угоняя и его соратников. Но восставшие новгородцы продолжали сопротивляться. Лишь после того, как тайком переправившийся через реку отряд Добрыни поджег дома участников восстания, сопротивление противников христианизации было подавлено. Конечно, восставшие новгородцы руководствовались в своих действиях не только религиозными мотивами, но и политическими соображениями – нежеланием попасть в полную зависимость от киевского князя. Именно последним обстоятельством объясняется участие в восстании многих представителей новгородской знати. И тем не менее неприятие новой веры было налицо, причем наиболее резко и открыто демонстрировал это неприятие простой новгородский люд, которому насаждавшееся христианство не несло ничего хорошего. Когда по приказу Добрыни языческие идолы были повержены и началась процедура принятия христианской веры, желающих креститься оказалось не так уж много. Воинам княжеской дружины пришлось перейти от уговоров к прямому принуждению и силой загонять упорствовавших новгородцев в реку. Вся эта процедура принудительного обращения Новгорода в христианство дала новгородцам основание заявить, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Немало драматических ситуаций, свидетельствовавших о неприятии христианства значительной частью горожан и селян Древней Руси и о насильственном обращении ослушников в новую веру, складывалось и в других местах. В частности, с большим трудом удалось приобщить к новой вере жителей древнего Ростова, Мурома. Об обстоятельствах приобщения к христианству

Жителей других городов и местностей Древней Руси сведений не сохранилось. Но вряд ли там крещение проходило иначе, чем в упомянутых городах.

Все это, вместе взятое, дает основание  говорить о том, что введение христианства на Руси при князе Владимире и  его преемниках не было мирным и  спокойным процессом, что новую веру насаждали с применением насилия, вызывавшего противодействие различных групп местного населения и прежде всего простого люда. Полемизируя с теми, кто утверждал,  будто наши предки приняли крещение «без борьбы и насилий», Е.Е.Голубинский писал: «Совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов, хотящих приносить здравый смысл в жертву своему патриотизму. Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе, что были открытые сопротивления и бунты»9.

 

1.4 Процесс, растянувшийся  на века. Двоеверие на Руси.

В современных богословских статьях  и церковных проповедях искажается не только характер крещения населения Киевской Руси, но и темпы этого процесса, сроки его протекания. Лишь очень немногие из нынешних поборников русского православия признают, что распространение христианства на Руси было длительным процессом. Обычно же на страницах официальных изданий Московской патриархии утверждается без какой бы то ни было аргументации, будто «крещение Руси» прошло не только гладко, мирно, бесконфликтно, но и быстро, прямо-таки стремительно – в считанные годы и десятилетия. Но обратимся к историческому материалу.

Как свидетельствуют древнерусские  источники, во времена Владимира  Святославовича (а умер он через 27 лет  после крещения киевлян) была христианизирована  – да и то чисто внешне, в значительной мере формально – лишь малая часть Древней Руси. Приобщили к новой религии киевлян, принудили принять христианство новгородцев, соорудили христианские храмы в Чернигове, Владимире Волынском, Белгороде, Переяславле, Турове, Полоцке и ряде других древнерусских городов. Остальную территорию Киевской Руси реформаторская деятельность князя Владимира Святославича не затронула даже поверхностно – там по-прежнему оставалось в силе язычество. Но и в городах, где прошло массовое крещение, христианами – пусть не убежденными, но даже номинальными – стали далеко не все жители. Одни из горожан приняли новую веру лишь для отвода глаз, чтобы избежать неприятностей, другие принять приняли, но как следует не усвоили, а третьи вообще не принимали, ударившись в бега или затаившись. Словом, должно было пройти немало времени, прежде чем христианство сколько-нибудь основательно утвердилось в формально христианских городах Киевской Руси. Медленно приживалось христианство в границах Киевской Руси. А за ее пределы новая религия мигрировала еще медленнее и приживалась там весьма болезненно. Вот основные хронологические рамки процесса христианизации народов нашей страны, начало которому положило крещение жителей древнего Киева при князе Владимире. Лишь в XII веке началось обращение в христианство славянского племени вятичей. Примерно в то же время и с теми же трудностями христианская вера стала проникать в Вологодскую землю, на берега Северной Двины и Камы. Только со второй половины XIII века началась христианизация чуди заволжской, а в XIII-XIV веках подверглись крещению карелы и прочее население Олонецкого края. К середине XIV века относится начало деятельности христианских миссионеров среди лопарей (саами), проживавших по берегам Онежского озера. Еще позднее стали приобщаться к христианству коренные жители Пермской земли – зыряне. С XVI века начали обращать в христианство народы Поволжья: Казанского края, бывшего Астраханского ханства и др. В XVIII веке проводилось крещение калмыков, народностей Сибири и Камчатки, и продолжался этот процесс до начала ХХ века.

Приведенные даты убедительнее всяких слов опровергают идеологов современного русского православия, заявляющих, будто христианство быстро распространилось по нашей стране. Процесс номинального насаждения новой веры занял не десятилетия, а многие столетия, и в ряде регионов страны затянулся до начала ХХ века. Но не стоит также думать, что с принятием христианства народное язычество исчезло. В домонгольский период на Руси складывается своеобразное двоеверие. Суть его заключалась в том, что за язычеством и христианством сохраняются самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Основное содержание язычества – обоготворение природы – сохраняется, и на эту область христианство, по существу, не распространяется. Оно приспосабливается к праздникам, отражающим опыт производственной сельскохозяйственной деятельности, пропитывается многими чисто языческими обрядами (масленица на стыке весны и зимы, троица в начале лета, покров осенью и др.). К языческим праздникам приспосабливались культы некоторых святых, в частности, вновь вводимых (смещение празднования св. Бориса и Глеба на 2 мая, вместо дат их гибели, как должно быть по традиции). Вопреки настояниям византийского духовенства христианство на Руси не разрушило локального хозяйственного опыта. Христианство не сумело сломить и постоянного спутника язычества – поэзию. Упоминаемый в «Слове о полку Игореве» Боян явно пользовался большим почетом в княжеских гридницах, а запись о «земле Бояна» в Киевской Софии свидетельствует и о неоскудевающей доходности этого языческого ремесла. В течение длительного времени на Руси были распространены обрядовые праздники. В них отражались уклад жизни, бытовые нормы или обычаи рода. Обрядами отмечались и все трудовые циклы – пахота, сев, жатва, сбор урожая, охота. Внутри дома также проводился целый ряд языческих празднеств. Речь идет не только об узкосемейных делах вроде крестин, сватовства, свадьбы, похорон. Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные сборы проводились в двух местах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а другая – каждой семьей в своей хоромине, у своей печи. Новогодние гадания и заклинания будущего урожая, колядки, маскарады, масленичные разгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым выгоном скота, поминание, празднование урожая и многое другое – все это начиналось в каждой семье, внутри дома, где глава семьи выполнял функции жреца и руководил всем праздничным церемониалом. Многие из этих  обрядов не искоренили себя, и мы, будучи христианами, празднуем языческие праздники и в настоящее время.

 

Глава II. Последствия принятия христианства.

2.1.Образование русской церкви.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью  в целях освящения феодальных отношений, которые складывались в Киевской Руси, то и привела она прежде всего к созданию организации, призванной обеспечить успех этой акции. Такой организацией явилась русская православная церковь. Именно церковь стала тем инструментом, с помощью которого сначала княжеская, а затем царская и императорская власть достигла важнейших социально-политических целей: укрепляла феодальный строй, помогала эксплуататорским классам сохранять свое господство над эксплуатируемыми, держала под контролем народные массы, стараясь отвлечь их от активных форм социального протеста. Христианизация древнерусского общества тем эпохальна, что создала русскую православную церковь и поставила ее на службу русскому самодержавию – вот главная мысль, красной нитью проходившая через проповеди, статьи и книги церковных авторов революционной поры. Что же касается других последствий «крещения Руси» (в частности, влияния этого процесса на развитие древнерусской культуры), то о них говорили как бы между прочим и относили их к разряду второстепенных.

2.2 Социально-культурные и хозяйственно-экономические последствия.

Одновременно христианство привносило в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал общезначимых гуманистических ценностей, оно укрепило единство страны и центральную власть(единая вера - единое государство – один государь); способствовало изживанию самосознания периода племенных союзов с делением на полян, кривичей и др. и сложению общерусского самосознания: став православным, человек уже осознавал себя русским. С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение – вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств.

Под влиянием христианства произошел  скачок в развитии строительного  дела, поскольку надо было сооружать  сначала деревянные, а затем каменные храмы, для чего требовались опытные мастера, а также надлежащие материалы, архитектурное искусство, мастерство интерьера. Необходимость украшать христианские храмы, изготовлять церковную утварь и одежду, обеспечивать духовенство разнообразными предметами богослужебного назначения – все это создавало дополнительные стимулы для развития ремесел на Руси. С христианством пришли на Русь и получили здесь дальнейшее развитие искусство фрески и мозаики, иконопись, церковное пение без музыкального сопровождения. Потребность в грамотном духовенстве и епископате дала толчок развитию просвещения, привела к появлению церковных школ, а нужда в богослужебных книгах стимулировала развитие книжного искусства, сделала необходимым появление библиотек.  

Введение христианского поста, предусматривающего многодневные запреты  на потребление мясной и молочной пищи, стимулировало развитие огородничества, расширение ассортимента овощей в меню не только монахов и духовенства, но и остальной части населения древней Руси.

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании  греческого церковного закона, принятого  и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т.п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. Таким образом, христианство имело и прогрессивные последствия.

 

Заключение.

Утверждение христианства на Руси -  явление исторически достоверное  и социально значимое, но одновременно сложное и внутренне противоречивое, исключающее возможность однозначных оценок, как говорится «сколько людей столько и мнений». Однако главное здесь – это использование объективных фактов, не зависящих от людей и времени. Исследование этих фактов показало, что «крещение Руси» не представляло собой ничего мистического, это был закономерный, социально-обусловленный переход к новой идеологии, которая в условиях феодального строя могла быть только религиозной. Совершался этот переход не в один год и даже не в десятилетия, а на протяжении нескольких веков, а в некоторых районах растянувшийся и до начала ХХ века. Причем процесс насаждения новой веры во многих районах происходил с применением жестокости и насилия. А оправдывает ли цель средства? Что дала христианизация?

Христианизация древнерусского общества создала русскую православную церковь  и поставила ее на службу русскому самодержавию. Приобщение к новой религии знаменовало собой начало утверждения классовой идеологии, которая оправдывала, защищала и стимулировала становление и развитие феодальных отношений. Простому народу новая религия была не нужна. Однако этот процесс неизбежен и через него прошли почти все народы по пути складывания государственности.

 

Список использованных источников и литературы:

1. «Как была крещена Русь», М.,1990

2. А.Кузьмин. Падение Перуна. М.,1988

3. Н.С. Гордиенко. Крещение Руси. Л.,1986

4. С.Ф. Платонов. Лекции пол русской истории. М., 2000

5. Е.Е. Голубинский. История русской церкви. М.,1901

6. С.Г. Пушкарев. Обзор русской истории. Ставрополь.1993

7. А.С. Орлов. Хрестоматия по истории России. М.,2006

 

1 Повесть временных лет, ч 1-2. М.-Л.,1950. с. 208.

2 Голубинский Е.Е. История русской церкви., М., 1901., т. 1, ч. 1. с. 28-29.

3 Повесть временных лет, ч 1-2. М.-Л.,1950. с. 273-274

4 Повесть временных лет, ч 1-2. М.-Л.,1950. с. 254

5 Там же.

6 Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XII-XVII вв.). М., 1973, с.110-128

7 Повесть временных лет, ч 1-2. М.-Л.,1950. с. 279-280.

8 Цит. по: Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев, 1981, с.128-129.

9 Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901. т. 1, ч. 1, с. 175-176


Информация о работе Крещение Руси