Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Цель данной работы, узнать как можно больше о появлении христианства на Руси, о том, как наши предки приняли новую религию, о том, как она приживалась и развивалась.
В процессе работы над рефератом, ставились следующие задачи:
1. Собрать как можно больше материала по теме крещения Руси, изучить и проанализировать его.
2. На основе изученной литературы, выявить причины введения христианства на территории Руси.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпосылки принятия христианства 4
2. Причины принятия христианства на Руси 8
3. Крещение князя Владимира 10
4. Последствия принятия христианства 14
5. Влияние христианства на развитие русской культуры 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Как отнестись  к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. 
Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Крещение князя Владимира 

 

О том,  как  крестился князь Владимир и как  он крестил свой народ, на  Руси  существовало  много преданий.  Не помня точных обстоятельств дела,  одни рассказывали,  сто князь  крестился  в Киеве; другие  указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе),  после того как взял этот город у греков.  Лет сто спустя после крещения  Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:

Пришли (говорит он) к  Владимиру сначала  волжские болгары, похваляя  свое магометанство,  затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий  философ с православным учением.  Все они хотели привлечь Владимира в свою веру.  Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников,  прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих  послов  посмотреть: "Кто како служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены  там  несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив,  что сами не хотят оставаться более в  язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил  его.  Город упорно сопротивлялся.  Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его.  Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну.  Цари  сказали ему, что  не могут выдать царевну замуж за "поганого",  то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру  свою и с нею духовенство,  которое крестило русского князя и венчало его с царевною.  Перед крещением Владимир  заболел и ослеп,  но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.  Помирясь с греками и отдав  им  Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

 

Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в  одну повесть разные предания:  1)  предание  о том,  Владимиру предлагали свою веру болгары,  хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; 2) предание о том,  что Владимир,  не только пребывавший во тьме язычества,  но пораженный и физическою слепотою,  чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами,  и 3) предание о том,  что для принятия греческой веры Владимир счел  нужным  осадить  греческий  город Корсунь, чтобы  вместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.3

По сказаниям  греков  и  арабов  вот что  известно о походе Владимира на Корсунь:  В то время в Византийской империи  произошло восстание  войска  под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира.  Союз был заключен в 987г: Владимир соглашался послать свои войска в помощь  Византии,  за что получал руку греческой царевны Анны,  а сам обязывался принять христианство.  Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб. Но Византийцы после победы не исполнили своих обещаний,  данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, главный греческий город в Крыму,  и настоял на исполнении греками договора. Он принял  христианство  и получил в супружество царевну. Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение,  в 988 или 989 году, точно неизвестно.

 Возвратившись  из корсунского похода в Киев  с греческим духовенством, Владимир  начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где  христианство  водворяли княжеские наместники.  По преданию, новая вера  распространялась  мирно,  за  исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди,  еще  целые  века;  да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались  с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Есть версия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного конца этого пути - Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всем вероятностям, путем водным, шекснинским, проповедники отправились к востоку, до Ростова.

Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила  в 990 году; в 991 он умер; легко представить, как смерть его должна была опечалить Владимира в его новом положении; князя едва могли утешить другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царя-града новый митрополит - Леон; с помощию поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь сокрушено окончательно.

Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: "Когда в Новгороде  узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все  не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, т. е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем.

Епископ Иоаким с священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько  могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров, Путята, приготовив лодки и выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники.

Путята дошел до двора  Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к  Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые  пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала, Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов, деревянных сжечь, а каменных, изломав. побросать в реку.

Мужчины и женщины, видя это, с воплем и слезами просили  за них, как за своих богов. Добрыня  с насмешкою отвечал им: "Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут; какой пользы вам от них ждать?". и послал всюду с объявлением, чтоб шли креститься. Посадник Воробей, сын Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже.

Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что  крещены; для этого Иоаким велел  всем крещенным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица. "Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Последствия принятия христианства

 

Крещение Руси не следует представлять себе, как  одну простую перемену верований.  Христианство, став господствующей религией на Руси,  выразилось не только в  проповеди и богослужении, но и  в  целом ряде новых установлений и учреждений, таких как: 

 

  1. Обеспечение этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Русов, славян, угро-финов и др. Вера в единого бога сплотила народы между собой.
  2. Христианство постепенно вытесняло языческие обряды и традиции (убийство новорожденных девочек, многоженство и т.д.), происходила гуманизация жизни общества.
  3. На основе христианства происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой.
  4. Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.
  5. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной стране.
  6. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Под влиянием христианства развивались книжное дело, литература, история, философия, появились первые летописи, в школах обучались люди из различных слоев населения.
  7. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства (особенно – иконографии).
  8. В X–XIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований, становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден, на Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм.
  9. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала Церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основаной на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей.

 

 

5. Влияние христианства на развитие русской культуры

 

Продолжительное время духовная жизнь на Руси после  принятия христианства определялась явлением, которое принято обозначать как  православно-языческий синкретизм. Синкретизм – объединение первоначально независимых или разнородных явлений, которое приводит к появлению некоего качественно нового образования. Возникшая на Руси уже к  ХI в. ситуация двоеверия - двукультурья сказывалась на всех уровнях средневекового общественного сознания, накладывая свой отпечаток на поведение, ценностную ориентацию и практические стороны деятельности людей. Двоеверие не замыкалось в кругу верований и обрядов, оно оказывало большое воздействие и на развитие философско мировоззренческих  идей, включая этическое и эстетическое  сознание, историческое мышление, представления об обществе. Памятники материальной культуры и письменность, устная словесность в своих древнейших слоях, живопись, данные исторической лингвистики и многие другие источники свидетельствуют о взаимодействии и взаимопроникновении в культуре Руси нескольких мировоззренческих традиций. 
  Эпоха Киевской Руси была во всех отношениях переломной для судеб восточных славян: происходила замена язычества христианством, однако, перемены были противоречивы и неоднозначны.  Альтернативная христианская вера сначала не получила на Руси никакого распространения. На стыке Европы и Азии смешалось столько различных религий, культов и традиций, что местное население не вникало особенно в их подробности и предпочитало придерживаться верований предков. Именно отсюда берет начало веротерпимость славянских народов. Очень часто люди с совершенно разными религиозными взглядами жили рядом.  На таком пестром фоне тяжело было разглядеть христианское учение как духовную концепцию жизни человека. Киевская Русь предстает государством, в котором после принятия христианства, ставшего актом большого культурно-политического значения, общество постепенно переориентируется на усвоение византийско-христианских духовных ценностей. Новое мировоззрение, новая для Руси культура формировались на определенной основе. В силу объективных причин они вынуждены были входить в тесное соприкосновение с дохристианскими культурными ценностями. Влияние язычества ощущалось даже в произведениях книжных, являвшихся принадлежностью «официальной» культуры. Христианство на Руси впитывало в себя «бытовые» представления о мире, сложившиеся на основе практических потребностей людей и не без влияния традиционных дохристианских представлений. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом новых религиозных образов и обрядов, являясь той основой, на которую ложились краски византийской образованности. Византийско-христианская традиция стала одной из двух главных составляющих древнерусской культуры. Вступив во взаимодействие, эти два культурных потока видоизменились. Соотношение христианского и языческого могло колебаться от противостояния до синтеза, в целом же в зависимости от конкретных условий преобладала либо языческая, либо христианская основа. Можно отметить, что неславянское язычество и разнообразные вариации христианства, приходящие на Русь с Востока, Запада и угро-финского Севера, от прибалтийских племен, оказывали в ряде случаев воздействие на те или иные аспекты духовной культуры, художественного творчества (орнаменты, белокаменная резьба, образы литературы и фольклора и др.). Целый ряд ирландских черт в православии : так, ирландскими миссионерами, видимо, были занесены на Русь колокола: Византия их не знала. Но в целом, несомненно, в Киевской Руси развитие религиозно-философской мысли происходило под воздействием двух главных сил - православия и дохристианских представлений. Складывался принципиально новый, подвижный тип мировоззрения – православно языческий двоеверный синкретизм. Под его влиянием православие на русской почве оказалось подверженным изменениям в содержательной части вероучения и связанных с ним представлениях. Б. Д. Греков, в частности, считал, что «русский человек не мог отказаться вдруг от своих убеждений, даже если бы действительно христианские идеи достигли до самых народных глубин. Но ведь как раз этого и не было: христианизация медленно шла из городов по деревням и, проникая в толщу народных масс, сливалась со старым, привычным образом мыслей и чувств. Под пером старых и новых русских книжников это были две веры, живущие рядом, «двоеверие», но в подлинной жизни этогo не было и быть не могло: это была одна синкретическая веpa, явившаяся результатом претворения христианства в русской народной среде, иначе —его обрусение».

Информация о работе Крещение Руси