Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:06, реферат
Цель данной работы, узнать как можно больше о появлении христианства на Руси, о том, как наши предки приняли новую религию, о том, как она приживалась и развивалась.
В процессе работы над рефератом, ставились следующие задачи:
1. Собрать как можно больше материала по теме крещения Руси, изучить и проанализировать его.
2. На основе изученной литературы, выявить причины введения христианства на территории Руси.
Введение 3
1. Предпосылки принятия христианства 4
2. Причины принятия христианства на Руси 8
3. Крещение князя Владимира 10
4. Последствия принятия христианства 14
5. Влияние христианства на развитие русской культуры 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Как отнестись
к этой легенде? Каковы истинные основания выбора
веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются
реальные факты, остановившие выбор Руси
на православной форме христианства. Это,
в первую очередь, прочные культурные
и экономические связи с Византией, наличие
собственной влиятельной православной
общины, сложившейся задолго до княжения
Владимира. Кроме того, князем, вероятно,
учитывалась и международная обстановка,
отношения церкви с государством, а также
некоторые догматические различия. Например,
притязания римского папы на светскую
власть, нежелание католической церкви
учитывать местные особенности и ее воинственность
не могли не оттолкнуть главу молодого
государства от этой формы христианства.
Православная же церковь подчинялась
светской власти. Это соответствовало
восточнославянской традиции, в соответствии
с которой князь был и главой религиозного
культа.
Помимо прочего, православие было более
терпимым к местным традициям, да и Византия
в то время являлась центром цивилизации,
наследницей великого Рима, самой развитой
и культурной страной Европы.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того как взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:
Пришли (говорит он) к Владимиру сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: "Кто како служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания: 1) предание о том, Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; 2) предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физическою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и 3) предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.3
По сказаниям
греков и арабов вот что
известно о походе Владимира на Корсунь:
В то время в Византийской империи
произошло восстание войска
под предводительством
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Есть версия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного конца этого пути - Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всем вероятностям, путем водным, шекснинским, проповедники отправились к востоку, до Ростова.
Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году; в 991 он умер; легко представить, как смерть его должна была опечалить Владимира в его новом положении; князя едва могли утешить другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царя-града новый митрополит - Леон; с помощию поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь сокрушено окончательно.
Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: "Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, т. е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем.
Епископ Иоаким с священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров, Путята, приготовив лодки и выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники.
Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала, Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов, деревянных сжечь, а каменных, изломав. побросать в реку.
Мужчины и женщины, видя это, с воплем и слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня с насмешкою отвечал им: "Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут; какой пользы вам от них ждать?". и послал всюду с объявлением, чтоб шли креститься. Посадник Воробей, сын Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже.
Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены; для этого Иоаким велел всем крещенным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица. "Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем".
Крещение Руси не следует представлять себе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений, таких как:
5. Влияние христианства на развитие русской культуры
Продолжительное
время духовная жизнь на Руси после
принятия христианства определялась явлением, которое принято
обозначать как православно-языческий
синкретизм. Синкретизм – объединение
первоначально независимых или разнородных
явлений, которое приводит к появлению
некоего качественно нового образования.
Возникшая на Руси уже к ХI в. ситуация
двоеверия - двукультурья сказывалась
на всех уровнях средневекового общественного
сознания, накладывая свой отпечаток на
поведение, ценностную ориентацию и практические
стороны деятельности людей. Двоеверие
не замыкалось в кругу верований и обрядов,
оно оказывало большое воздействие и на
развитие философско мировоззренческих
идей, включая этическое и эстетическое
сознание, историческое мышление, представления
об обществе. Памятники материальной культуры
и письменность, устная словесность в
своих древнейших слоях, живопись, данные
исторической лингвистики и многие другие
источники свидетельствуют о взаимодействии
и взаимопроникновении в культуре Руси
нескольких мировоззренческих традиций.
Эпоха Киевской Руси была во всех отношениях
переломной для судеб восточных славян:
происходила замена язычества христианством,
однако, перемены были противоречивы и
неоднозначны. Альтернативная христианская
вера сначала не получила на Руси никакого
распространения. На стыке Европы и Азии
смешалось столько различных религий,
культов и традиций, что местное население
не вникало особенно в их подробности
и предпочитало придерживаться верований
предков. Именно отсюда берет начало веротерпимость
славянских народов. Очень часто люди
с совершенно разными религиозными взглядами
жили рядом. На таком пестром фоне тяжело
было разглядеть христианское учение
как духовную концепцию жизни человека.
Киевская Русь предстает государством,
в котором после принятия христианства,
ставшего актом большого культурно-политического
значения, общество постепенно переориентируется
на усвоение византийско-христианских
духовных ценностей. Новое мировоззрение,
новая для Руси культура формировались
на определенной основе. В силу объективных
причин они вынуждены были входить в тесное
соприкосновение с дохристианскими культурными
ценностями. Влияние язычества ощущалось
даже в произведениях книжных, являвшихся
принадлежностью «официальной» культуры.
Христианство на Руси впитывало в себя
«бытовые» представления о мире, сложившиеся
на основе практических потребностей
людей и не без влияния традиционных дохристианских
представлений. Мифологическое мировоззрение
продолжало жить под покровом новых религиозных
образов и обрядов, являясь той основой,
на которую ложились краски византийской
образованности. Византийско-христианская
традиция стала одной из двух главных
составляющих древнерусской культуры.
Вступив во взаимодействие, эти два культурных
потока видоизменились. Соотношение христианского
и языческого могло колебаться от противостояния
до синтеза, в целом же в зависимости от
конкретных условий преобладала либо
языческая, либо христианская основа.
Можно отметить, что неславянское язычество
и разнообразные вариации христианства,
приходящие на Русь с Востока, Запада и
угро-финского Севера, от прибалтийских
племен, оказывали в ряде случаев воздействие
на те или иные аспекты духовной культуры,
художественного творчества (орнаменты,
белокаменная резьба, образы литературы
и фольклора и др.). Целый ряд ирландских
черт в православии : так, ирландскими
миссионерами, видимо, были занесены на
Русь колокола: Византия их не знала. Но
в целом, несомненно, в Киевской Руси развитие
религиозно-философской мысли происходило
под воздействием двух главных сил - православия
и дохристианских представлений. Складывался
принципиально новый, подвижный тип мировоззрения
– православно языческий двоеверный синкретизм.
Под его влиянием православие на русской
почве оказалось подверженным изменениям
в содержательной части вероучения и связанных
с ним представлениях. Б. Д. Греков, в частности,
считал, что «русский человек не мог отказаться
вдруг от своих убеждений, даже если бы
действительно христианские идеи достигли
до самых народных глубин. Но ведь как
раз этого и не было: христианизация медленно
шла из городов по деревням и, проникая
в толщу народных масс, сливалась со старым,
привычным образом мыслей и чувств. Под
пером старых и новых русских книжников
это были две веры, живущие рядом, «двоеверие»,
но в подлинной жизни этогo не было и быть
не могло: это была одна синкретическая
веpa, явившаяся результатом претворения
христианства в русской народной среде,
иначе —его обрусение».