Крещение руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:18, реферат

Описание работы

Трудно представить современное государство, в котором не было бы религии. Религия в разное время занимала то или иное место в социальной и культурной жизни общества. В разные исторические времена глава государства по-разному относилась к религии, в одно время заручались ее поддержкой, в другое стремились отделить государственный аппараты власти от влияния религиозных структур, отказывались от нее, пытаясь заменить идеологией, но никогда не игнорировали. Ведь религия обладает главным оружием, которого может не быть у государства – верой.

Содержание работы

Введение.
1.Предпосылки становления христианства.
1.1. Несостоятельность язычества.
1.2. Русь до принятия христианства.
2. Главные события.
2.1. Причина принятия христианства.
2.2 Крещение Руси.
3.Итоги становления.
3.1. Как прижилась новая вера.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»


Кафедра :История, Археология и Краеведение.

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История»

на тему: «Крещение Руси»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса, гр. МНк-213

Моторжин Е.Ю

 

Проверила:

                                                                                         Голубкина Т.М.

                                

 

                                                 Владимир, 2013

Содержание.

 Введение.

1.Предпосылки становления  христианства.

               1.1. Несостоятельность язычества.

               1.2. Русь до принятия христианства.

2. Главные события.

               2.1. Причина  принятия христианства.

               2.2 Крещение Руси.

3.Итоги становления.

               3.1. Как прижилась новая вера.

 Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Я обратился к теме – становление христианской религии на Руси . На мой взгляд эта тема самая интересная и познавательная. Одной из причин выбора этой темы послужило элементарное чувство того , что современный человек стал забывать истоки своей религии , ведь религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, исторически сложившееся с учетом обычаев, обрядов, которое так или иначе устанавливает порядок взаимоотношений в обществе.

Трудно представить современное государство, в котором не было бы религии. Религия в разное время занимала то или иное место в социальной и культурной жизни общества. В разные исторические времена глава государства по-разному относилась к религии, в одно время заручались ее поддержкой, в другое стремились отделить государственный аппараты власти от влияния религиозных структур, отказывались от нее, пытаясь заменить идеологией, но никогда не игнорировали. Ведь религия обладает главным оружием, которого может не быть у государства – верой.

Религия характеризуется признанием Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремлением согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

Актуальность темя на сегодняшний день достаточно велика – сегодня наблюдается спад религиозной активности населения. Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом.

Целью данной работы является рассмотрение становления религии на Руси, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основными законами Российской Федерации . Так же чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была – ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие.

 

 

 

                                                                 

1.Предпосылки  становления христианства.

1.1Несостоятельность язычества.

Мы видели, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством; ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, дать ему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше показывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то же самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юлиане: ревность этого императора к язычеству всего более способствовала к окончательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все средства язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умственной и нравственной жизни человека, и тем всего резче выказалась его несостоятельность, его бедность пред христианством. Так обыкновенно бывает и в жизни отдельных людей, и в жизни целых обществ, вот почему и неудивительно видеть, как иногда самые страстные ревнители вдруг, неожиданно, покидают предмет своего поклонения и переходят на враждебную сторону, которую защищают с удвоенною ревностию; это происходит именно оттого, что в их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения.[4,стр.160]

Язычество не было единым. Эту мысль, повторявшуюся нами и выше, следует понимать также и в том смысле, что в язычестве была “высшая” мифология, связанная с основными богами, которых хотел объединить Владимир еще до принятия христианства, устраивая свой пантеон “вне двора теремного”, и мифология “низшая”, состоявшая главным образом в связи с верованиями земледельческого характера и воспитывавшая в людях нравственное отношение к земле и друг к другу.

Первый круг верований был решительно отброшен Владимиром, а идолы ниспровержены и спущены в реки — как в Киеве, так и в Новгороде. Однако второй круг верований стал христианизоваться и приобретать оттенки христианской нравственности.[2, стр.254]

 

                                                                 4

1.2.Русь до принятия христианства.

Убийство варягов - Иоанна и отца его, Феодора, произвело сильное впечатление на Владимира.

С тех пор он чаще стал задумываться над вопросами религии, и все более и более охладевал к язычеству. Конечно, он должен был видеть все преимущества веры Христовой над своей, тем более что в Киеве среди купцов и других жителей было много христиан еще со времен Аскольда и Ольги; попадались они даже и в рядах княжеской дружины: их чистая жизнь, сравнительно с языческой, резко кидалась всем в глаза.

Сомнения князя в истине языческой веры, которую он до сих пор так ревностно исповедовал, стали скоро известны всем. И вот к нему начинают являться камские болгары, исповедовавшие магометанство, хазары - иудейского закона, немцы, принявшие латинство и поддавшиеся папе римскому и, наконец, православные греки. Все стали выхвалять свою веру и уговаривать могучего русского великого князя перейти в их закон со всем русским народом. Ты, князь, мудрый и смышленый,- говорили ему камские болгары,- а закона не знаешь. Прими наш закон и поклонись Магомету.- А в чем ваша вера? - спросил их Владимир. Мы веруем в Бога,- отвечали они,- а Магомет учит нас: творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, и по смерти Магомет даст каждому по семидесяти прекрасных жен. Выслушав их внимательно, Владимир решил: Питие есть веселие Руси; не может без того быти. Затем пришли немцы от папы и стали его уговаривать принять католичество. А какая заповедь ваша? - спросил их Владимир. Пощенье по силе,- отвечали немцы.- Если же кто пьет и кто ест, то все во славу Божию,- говорит учитель наш Павел.- Ступайте домой,- сказал им на это Владимир,- отцы наши этого не приняли. После немцев пришли к Владимиру хазарские жиды. Чтобы унизить христианскую веру, они начали говорить великому князю, что христиане веруют в того, кого они распяли. Мы же веруем,- продолжали они,- в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева.- А что у вас за закон? - спросил Владимир. Обрезание,- отвечали хазары,- свинины не есть, ни заячины, субботу хранить.- Где же находится ваша земля? - продолжал князь. В Иерусалиме,- получил он ответ. Там ли вы теперь живете? - задал тогда им вопрос Владимир. Наш Бог прогневался на наших отцов,- сказали жиды,- и за грехи наши рассеял нас по всем странам; землю же нашу отдал христианам.- Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваши законы, то не рассеял бы по чужим странам. Или думаете, что от вас и нам то же принять?. Наконец, и греки прислали к Владимиру ученого мужа. Муж этот вначале рассказал по порядку лживость и заблуждения других вер. Магометанство он изобразил так, что Владимир плюнул и

                                                                  5

сказал: Не чисто это дело. Затем о католичестве ученый муж сказал, что это такая же

вера, как и греческая, но есть неисправления, и служат на опресноках, когда Господь повелел служить на хлебах, так как, разломив хлеб, Он сказал ученикам на Тайной Вечере: Сие есть Тело Мое, ломимое за вы. Выслушав эти речи ученого грека, Владимир сказал ему: Ко мне приходили жиды хазарские и говорили: немцы и греки в того веруют, кого мы распяли на кресте. На это грек ответил так: Воистину в Того веруем, ибо так пророчествовали и пророки: один - как Господу нашему суждено родиться, а другие - что быть Ему распяту и погребенну, а в третий день воскреснуть и взойти на небеса. А жиды таких пророков избивали, а когда все сбылось по пророчеству, и Господь сошел на землю и принял распятье, а затем воскрес и вознесся на небеса, Он ожидал их покаяния сорок шесть лет, но не покаялись они; и послал тогда Бог на них римлян, и разрушены были города их, самих же рассеял по разным странам, где и работают.

Речь эта понравилась и князю, и всему совету. Было выбрано десять мужей добрых и смышленых, которые отправились прежде всего к камским болгарам, потом к немцам, а затем и к грекам. По их возвращении у великого князя собрались опять бояре его дружины и старцы городские. Послы стали рассказывать собранию, что видели в разных странах: Видели мы у болгар,- говорили они,- поклоняются в храме, стоя без пояса; поклонившись, сядут и глядят туда и сюда, как сумасшедшие. Нет веселья у них, но печаль и страх великий, нет добра в их законе... Когда были мы у немцев, то видели многое на их службе, но красоты не видали никакой. Когда же пришли мы к грекам и они повели нас туда, где служат своему Богу, то мы в изумлении не ведали, на небе ли мы, или на земле. Нет на земле такого вида и такой красоты. И рассказать не умеем! Знаем только, что там сам Бог с людьми пребывает, и служба у них выше всех стран! Не забудем мы той красоты! Всякий, кто вкусил сладкого, не захочет уже горького; тоже и мы не можем уже больше оставаться в язычестве. Слушавшие послов бояре и старцы вполне согласились с ними и сказали Владимиру: Если бы дурен был закон греческий, то и Ольга, бабка твоя, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его.

Где же приму крещение? - спросил тогда великий князь.

Где тебе будет любо,- ответила ему его верная дружина.[3.стр.832-839]

 

 

 

                                                                 6

2. Главные события.

2.1.Причина  принятия христианства.

Язычество , кроме видимой бедности своего содержания, не могло соперничать с христианством по самой отдаленности своей. Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. Речи их имели большую силу, потому что это были обыкновенно многоопытные странствователи, бывшие во многих различных странах, и на востоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется, им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе; Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими. Митрополит Иларион, которого свидетельство, как почти современное, не подлежит никакому сомнению, Иларион ни слова не говорит о посольствах для изведывания верно говорит, согласнее с делом, что Владимир постоянно слышал о Греческой земле, сильной верою, о величии тамошнего богослужения; бывальцы в Константинополе и других разноверных странах могли именно говорить то, что, по преданию, у летописца говорят бояре, которых Владимир посылал для изведывания вер: "Мы не можем забыть той красоты, которую видели в Константинополе; всякий человек, как отведает раз сладкого, уже не будет после принимать горького; так и мы здесь в Киеве больше не останемся". Эти слова находили подтверждение и между городскими старцами, и между теми из бояр Владимира, которые не бывали в Константинополе - у них было свое туземное доказательство в пользу христианства: "Если бы дурен был закон греческий, - говорили они, - то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей". Заметим еще одно обстоятельство: Владимир был взят из Киева малолетним и воспитан в Новгороде, на севере, где было сильно язычество, а христианство едва ли знакомо; он привел в Киев с севера тамошнее народонаселение - варягов, славян новгородских, чудь, кривичей, всеревностнейших язычников, которые своим прибытием легко дали перевес киевским язычникам над христианами, что и было причиною явлений, имевших место в начале княжения Владимирова; но потом время и место взяли свое: ближайшее знакомство с христианством, с Грециею, приплыв бывальцев в Константинополе должны были ослабить языческую ревность и склонить дело в пользу христианства. Таким образом, все было готово к принятию новой веры, ждали только удобного случая: "Подожду еще немного", - говорил Владимир, по свидетельству начального летописца киевского. Удобный случай представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием

                                                                 7

христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. Владимир

спросил у бояр: "Где принять нам крещение?" Те отвечали: "Где тебе любо". И по

прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение; Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену и уносили присыпаемую русскими землю к себе в город; русские сыпали еще больше, и Владимир все стоял. Тогда один корсунянин именем Анастас пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: "За тобою, с восточной стороны, лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее". Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, я крещусь". Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощию нового божества. Владимир тотчас велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: "Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем". Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: "Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя". Владимир отвечал на это царским посланным: "Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи". Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: "Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру". Но Владимир велел отвечать: "Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня". Цари послушались и послали сестру свою вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами; Анне очень не хотелось идти: "Иду точно в полон, говорила она, лучше бы мне здесь умереть"; братья утешали ее: "А что если бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати; видишь, сколько зла наделала Русь грекам? И теперь, если не пойдешь, будет то же". И едва уговорили ее идти. Анна села в корабль, простилась с роднею и поплыла с горем в Корсунь, где была торжественно встречена жителями. В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть и сильно тужил; тогда царевна велела сказать ему: "Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей; если же не крестишься, то и не вылечишься". Владимир сказал на это:

Информация о работе Крещение руси