Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:12, реферат
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096–1270) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.
1
Введение
3
2
Значение и причины крестовых походов
4-8
3
Предпосылки и начало походов
9-10
3.1
Первый крестовый поход (1096-1099)
11-14
3.2
Второй крестовый поход (1147-1149)
15
3.3
Третий крестовый поход (1189-1192)
15-16
3.4
Четвертый крестовый поход (1202-1204)
16
3.5
Крестовый поход детей (1212)
16-17
3.6
Пятый крестовый поход (1217-1221)
17
3.7
Шестой крестовый поход (1228-1229)
17
3.8
Седьмой крестовый поход (1248-1254) и восьмой крестовый поход (1270)
18
4
Последствия крестовых походов
19
5
Заключение. Влияние крестовых походов на хозяйственную жизнь Европы.
20-21
6
Список используемой литературы
Кафедра Менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История экономики»
на тему: «Крестовые походы (XI-XIII в. в.) и их влияние на хозяйственную жизнь Европы»
ПЛАН
1 |
Введение |
3 |
2 |
Значение и причины крестовых походов |
4-8 |
3 |
Предпосылки и начало походов |
9-10 |
3.1 |
Первый крестовый поход (1096-1099) |
11-14 |
3.2 |
Второй крестовый поход (1147- |
15 |
3.3 |
Третий крестовый поход (1189-1192) |
15-16 |
3.4 |
Четвертый крестовый поход (1202-1204) |
16 |
3.5 |
Крестовый поход детей (1212) |
16-17 |
3.6 |
Пятый крестовый поход (1217-1221) |
17 |
3.7 |
Шестой крестовый поход (1228-1229) |
17 |
3.8 |
Седьмой крестовый поход (1248-1254) и восьмой крестовый поход (1270) |
18 |
4 |
Последствия крестовых походов |
19 |
5 |
Заключение. Влияние крестовых походов на хозяйственную жизнь Европы. |
20-21 |
6 |
Список используемой литературы |
22 |
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096–1270) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.
Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот “малозначительный” исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.
Для Западной Европы самым важным исходом крестовых походов был захват западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, находящихся ранее в руках стран Восточного Средиземноморья и Византии. Это способствовало оживлению торговли с Востоком, Разгромленная Византия уже не могла соперничать с северо-итальянскими городами. В этой торговле они получили первенствующее значение. Крестоносцы встретили на новых территориях высокую материальную культуру. Здесь они познакомились с шелководством, не известными до тех пор на Западе землевладельческими культурами рисом, арбузами, фисташковыми и лимонными деревьями.
В Европе начали пользоваться ветряными мельницами, познакомившись с их употреблением в Сирии.
Мастера Западной Европы научились изготовлению тонких тканей, различной их окраске, более тщательной обработке металлов. Познакомились с жизнью знати на Востоке, западноевропейские феодалы приобретали более изощренные вкусы, что привело к усилению эксплуатации крестьян. Такими были экономические последствия крестовых походов для западноевропейских стран.
В истории наименование крестовых походов получили военно-колонизационные походы западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, а также в земли, принадлежащие западным славянам и прибалтийским народам.
Крестовые походы Восточного Средиземноморья начались в конце XIв. и с перерывами продолжались до конца XIII в. происходили они под видом религиозных мероприятий, чем и объясняется их название.
В походах принимали участие различные слои общества того времени. Крупные феодалы – короли, графы и герцоги стремились расширить свои владения, увеличить доходы и усилить свое влияние в Европе.
Главную силу крестоносных отрядов составляют мелкие феодалы – рыцари.
К XI столетию основное средство производства в эту эпоху – земля оказалась на Западе поделенной между светскими и духовными представителями господствующего класса. Был установлен определенный порядок наследования.
Существовало право старшинства или майорат, при котором земля переходила от отца только к старшему сыну. В результате образовался многочисленный слой рыцарей, который не имели своей земли и видели выход в захвате новой территории, закрепощении живущих там крестьян. В крестовых походах принимали также участие представители купеческой верхушки многих городов, особенно Генуи и Венеции, тем самым, стараясь, укрепит свою роль посредников между Востоком и Западом.
Активную роль в крестовых походах играла римско-католическая церковь, которая являлась крупнейшей феодальной собственностью.
Этим также объясняется ее заинтересованность в военно-колонизационных движениях.
В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.
Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.
Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.
Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.
По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.
Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).
Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.
Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.
В конце 1080-х – начале
1090-х социально-
В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.
Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й половине 11 века.
26 ноября 1095 папа Урбан
II призвал собравшихся на
Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.
Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела.
Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
Информация о работе Крестовые походы (XI-XIII в. в.) и их влияние на хозяйственную жизнь Европы