Крестовые походы (XI-XIII в. в.) и их влияние на хозяйственную жизнь Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:12, реферат

Описание работы

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096–1270) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.

Содержание работы

1
Введение
3
2
Значение и причины крестовых походов
4-8
3
Предпосылки и начало походов
9-10
3.1
Первый крестовый поход (1096-1099)
11-14
3.2
Второй крестовый поход (1147-1149)
15
3.3
Третий крестовый поход (1189-1192)
15-16
3.4
Четвертый крестовый поход (1202-1204)
16
3.5
Крестовый поход детей (1212)
16-17
3.6
Пятый крестовый поход (1217-1221)
17
3.7
Шестой крестовый поход (1228-1229)
17
3.8
Седьмой крестовый поход (1248-1254) и восьмой крестовый поход (1270)
18
4
Последствия крестовых походов
19
5
Заключение. Влияние крестовых походов на хозяйственную жизнь Европы.
20-21
6
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат - крестовые походы.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «История экономики»

на  тему: «Крестовые походы (XI-XIII в. в.) и их влияние на хозяйственную жизнь Европы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

1

Введение 

3

2

Значение и причины крестовых походов

4-8

3

Предпосылки и начало походов

9-10

3.1

Первый крестовый поход (1096-1099)

11-14

3.2

Второй крестовый поход (1147-1149)

15

3.3

Третий крестовый поход (1189-1192)

15-16

3.4

Четвертый крестовый  поход (1202-1204)

16

3.5

Крестовый поход детей (1212)

16-17

3.6

Пятый крестовый поход (1217-1221)

17

3.7

Шестой крестовый поход (1228-1229)

17

3.8

Седьмой крестовый поход (1248-1254) и восьмой крестовый поход (1270)

18

4

Последствия крестовых  походов

19

5

Заключение. Влияние крестовых походов на хозяйственную жизнь Европы.

20-21

6

Список используемой литературы

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096–1270) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.

Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки  креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот “малозначительный” исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

 

Для Западной Европы самым  важным исходом крестовых походов  был захват западноевропейскими  странами торговых путей по Средиземному морю, находящихся ранее в руках стран Восточного Средиземноморья и Византии. Это способствовало оживлению торговли с Востоком, Разгромленная Византия уже не могла соперничать с северо-итальянскими городами. В этой торговле они получили первенствующее значение. Крестоносцы встретили на новых территориях высокую материальную культуру. Здесь они познакомились с шелководством, не известными до тех пор на Западе землевладельческими культурами рисом, арбузами, фисташковыми и лимонными деревьями.

В Европе начали пользоваться ветряными мельницами, познакомившись с их употреблением в Сирии.

Мастера Западной Европы научились изготовлению тонких тканей, различной их окраске, более тщательной обработке металлов. Познакомились  с жизнью знати на Востоке, западноевропейские феодалы приобретали более изощренные вкусы, что привело к усилению эксплуатации крестьян. Такими были экономические последствия крестовых походов для западноевропейских стран.

 В истории наименование крестовых походов получили военно-колонизационные походы западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, а также в земли, принадлежащие западным славянам и прибалтийским народам.

Крестовые походы Восточного Средиземноморья начались в конце XIв. и с перерывами продолжались до конца XIII в. происходили они под видом религиозных мероприятий, чем и объясняется их название.

В походах принимали  участие различные слои общества того времени. Крупные феодалы – короли, графы и герцоги стремились расширить свои владения, увеличить доходы и усилить свое влияние в Европе.

Главную силу крестоносных отрядов составляют мелкие феодалы  – рыцари.

К XI столетию основное средство производства в эту эпоху – земля оказалась на Западе поделенной между светскими и духовными представителями господствующего класса. Был установлен определенный порядок наследования.

Существовало право старшинства или майорат, при котором земля переходила от отца только к старшему сыну. В результате образовался многочисленный слой рыцарей, который не имели своей земли и видели выход в захвате новой территории, закрепощении живущих там крестьян. В крестовых походах принимали также участие представители купеческой верхушки многих городов, особенно Генуи и Венеции, тем самым, стараясь, укрепит свою роль посредников между Востоком и Западом.

Активную роль в крестовых походах играла римско-католическая церковь, которая являлась крупнейшей феодальной собственностью.

Этим также объясняется  ее заинтересованность в военно-колонизационных  движениях.

В основе крестовых походов  лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.

Начало крестовым походам  было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий  такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Многим королям и  баронам Ближний Восток представлялся  миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Крестьянам крестовые  походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

По чисто экономическим  мотивам в крестовых походах  были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские  города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.

Начавшийся в 11 в. в  Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного  средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое  давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).

Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской  жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые  походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.

В конце 1080-х – начале 1090-х социально-экономические и  политические трудности усугубились  чередой стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы), обрушившихся в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.

В психологическом плане  стремление овладеть богатствами Востока  и надежда на вечное спасение соединились  со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в  неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО ПОХОДОВ

 

Предпосылками крестовых  походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й половине 11 века.

26 ноября 1095 папа Урбан  II призвал собравшихся на поместном  церковном соборе в г. Клермон  отвоевать захваченный турками  Гроб Господень. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается.

Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный  пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они  тысячами срывались с места и  отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела.

Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе  презрительно, и тогда западные крестьяне  принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с  запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.

Информация о работе Крестовые походы (XI-XIII в. в.) и их влияние на хозяйственную жизнь Европы