Крестовые походы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:18, реферат

Описание работы

Целями моего реферата являются:
1. Ознакомиться с причинами Крестовых походов.
2. Исследовать состав участников походов, определить мотивы, побуждавшие их к участию в войнах.
3. Исследовать крестовые походы в Европе.
4. Определить степень влияния походов на мировое историческое развитие.

Содержание работы

I.Введение
1. Причины возникновения крестовых походов.
II. Крестовые походы:
1. Первый крестовый поход (1096—1099)
2. Иерусалимское королевство
3. Духовно-рыцарские ордена
4. Второй крестовый поход (1147—1149)
5. Падение Иерусалима.
6. Третий крестовый поход (1189—1192 года)
7. Четвёртый крестовый поход (1202—1204)
8. Крестовый поход детей (1212)
9. 9. Последние крестовые походы
10. Крестовые походы в Европе.
III. Заключение
IV. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Крестовые походы. Реферат..doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Сибирский политехнический  колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине:

                    История.

На тему: 

                    Крестовые походы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент группы СД-13 Клюев А. Е.

 

Руководитель: Царенко В.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2013 г.

 

Содержание

 

I.Введение

1. Причины возникновения крестовых походов.

II. Крестовые походы:

1. Первый крестовый поход (1096—1099)

2. Иерусалимское королевство

3. Духовно-рыцарские ордена

4. Второй крестовый поход (1147—1149)

5. Падение Иерусалима.

6. Третий крестовый поход (1189—1192 года)

7. Четвёртый крестовый поход (1202—1204)

8. Крестовый поход детей (1212)

9. 9. Последние крестовые походы

10. Крестовые походы в Европе.

III. Заключение

IV. Список использованной литературы

 

I. Введение

 

    Под крестовыми походами имеют в виду длительные военные экспедиции европейцев, происходившие с конца XI и до конца XIII в. Внешне эти экспедиции носили религиозный характер, были походами христианства против ислама. Общепринято считать, что крестовые походы были направлены исключительно против мусульманского Востока. Однако крестовые походы велись и в Европе с целью обращения язычников в христианство и борьбы с еретиками. Например, знаменитое Ледовое побоище было следствием крестового похода с целью христианизации Финляндии. Также мало кто знает о детских крестовых походах. Тема крестовых походов достаточно глубоко исследована в научных изысканиях таких авторов как П. Виймара., Д. Брандеджа , К. Хилленбранда., М. А. Заборова, А. Доманина., М.М. Стасюлевича и др.

Целями моего  реферата являются:

    1. Ознакомиться с причинами Крестовых походов.
    2. Исследовать состав участников походов, определить мотивы, побуждавшие их к участию в войнах.
    3. Исследовать крестовые походы в Европе.
    4. Определить степень влияния походов на мировое историческое развитие.

Считаю, что данная работа поможет раскрыть малоизвестные страницы истории Крестовых походов и привлечет интерес к дальнейшему их изучению.

 

 

1. Причины возникновения  Крестовых походов.

 

   Целью походов официально считалось освобождение Палестины от неверных и возвращение христианам гроба Господня – который, по верованию христиан, находился в Иерусалиме. В действительности это были завоевательные походы, в которых европейская знать грабила восточные города, завоевывала целые королевства, приобретала себе новых плательщиков феодальной ренты. Но в крестовых походах кроме феодалов также принимали участие крестьяне и другие классы общества.

Причины крестовых походов  заключаются частью в переменах, происшедших во второй половине XI в. на Ближнем Востоке.

На Востоке в XI в. создалась  ситуация, весьма благоприятная для  нападения на него крестоносцев. Могущественный когда-то Багдадский халифат окончательно распался в 1055 г. Другое крупное восточное  государство – Византия – при  василевсах династии Комнинов также переживало тяжелое время.

С севера на Византийскую империю нападали печенеги, вторгавшиеся на Балканский полуостров. С запада Византии угрожали сицилийские норманны. Но особенно опасными были турки-сельджуки, которые захватили большую часть Малой Азии и одно время имели своей столицей город Никею, по соседству с Константинополем.

Новый император Византии Алексей Комнин в 80-90-х годах XI в. несколько раз обращался к  папе и германскому императору с  просьбой о помощи против турок. Хотя единая ранее христианская церковь с 1054 года разделилась на две враждующие части – восточную (православную) и западную (католическую) – но Алексей Комнин в политических целях готов был даже пойти на воссоединение церквей под главенством папы.

Таким образом, две крупнейшие державы Востока – арабский халифат и Византийская империя – не казались крестоносцам сколько-нибудь серьезными противниками.

Большое значение в крестоносном движении конца XI – начала XII вв. имел крестьянский вопрос. В надежде на освобождение от крепостной зависимости, ликвидацию долгов и получение земли на Востоке десятки тысяч людей снимались со своих мест и шли в далекие страны, где многих из них ждала верная гибель.

Среди крестьян вели пропаганду многочисленные монахи и другие бродячие проповедники, призывавшие крестьян принять участие в походах на Восток как в "божьем деле". Однако крестьяне – хотя и не сразу – разобрались, в конце концов, в положении дел. Если первые два похода на Восток включали в себя множество крестьян, то уже начиная с третьего похода крестьяне перестали в них участвовать. Все последующие крестовые походы были организованы исключительно рыцарством.

Весьма активное участие  в крестовых походах принимали  итальянские города, особенно два  из них: Генуя и Венеция. Их флот перевозил крестоносцев на Восток и снабжал продовольствием. Они же участвовали в дележе завоеванных территорий, стараясь в первую очередь захватить в свое владение восточные порты и рынки. Но все же эти города не были главной движущей силой крестовых походов.

Католическая церковь, придавшая крестовым походам  на Восток статус "священных войн", естественно, стремилась использовать их в своих интересах. К этому  времени папство достигло значительного  могущества. Папству крестовые походы сулили много реальных выгод, как то политическое верховенство в раздробленной феодальной Европе, сбор громадных пожертвований на крестоносное движение, миссионерскую деятельность среди мусульман Востока, которых европейское духовенство мечтало также обратить в католицизм.

Вот почему папа Урбан II осенью 1095 г. собрал в городе Клермонте, в южной Франции, многолюдный церковный собор, на котором он выступил с речью, содержавшей призыв отправиться на Восток на борьбу с неверными.

Главными призывами  Урбана II были: возвращение христианам Гроба Господня и освобождение Святой Земли – Палестины. Папа обещал участникам крестового похода отпущение грехов, но также говорил и о богатой добыче, ожидавшей крестоносцев на Востоке.

На соборе присутствовали тысячи рыцарей: частью французских, частью из других стран. Этот факт многочисленного собрания могущественных сеньоров наглядно доказывает, что еще до выступления папы среди рыцарства велась широкая пропаганда и часть его успела уже заинтересоваться планом крестового похода на Восток. Выступление папы должно было лишь идеологически оформить эту экспедицию.

 

II. Крестовые походы.

 

1. Первый крестовый  поход (1096—1099)

 

    Начало крестовых походов относится к 1096 г. Весной 1096 г. в поход тронулись крестьянские массы Северной и Восточной Франции, а также Западной Германии. Во главе воодушевленных крестьян встали монах Петр Амьенский и малоимущий рыцарь Вальтер по прозвищу Голяк. Толпы собравшихся крестьян были, естественно, плохо организованы.

В частности, проходя  через рейнские города, крестоносцы произвели там еврейские погромы (в Кельне, Майнце и др.). Грабежи продолжались и далее – в Венгрии и Болгарии, через которые они проходили. Когда толпы крестоносцев прибыли в Константинополь, византийский император, опасаясь беспорядков и насилий с их стороны, поспешил переправить их на малоазиатский берег.

    Здесь ополченцы вскоре встретились с турецким войском и были в большей своей части перебиты. Таким образом, крестьянский поход на Восток закончился полной неудачей.

Осенью 1096 г. в поход отправились рыцари, главным образом французские и итальянские, частью – западногерманские. Этот поход возглавил Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, отправившийся на Восток со своими двумя братьями – Болдуином и Евстафием. Во главе северофранцузских феодалов стояли Роберт, граф Нормандский, и Роберт, граф Фландрский, южнофранцузские феодалы своим вождем имели Тулузского графа Раймунда.

Вместе с Раймундом  шел также епископ Адмар, один из южнофранцузских епископов, назначенный  папой в качестве представителя церкви. Южноитальянские феодалы возглавлялись Боэмундом, герцогом Тарентским, которого сопровождал его племянник граф Танкред.

    Рыцари также шли на Восток через Константинополь, но разными путями. Некоторые двигались тем же маршрутом Рейн-Дунай, которым проходили крестьянские отряды под руководством Петра Амьенского.

    Другие отряды шли через Северную Италию и далее по Балканскому полуострову вдоль восточного берега Адриатического моря.

    Третьи, пройдя через всю Италию, потом на судах переправлялись на Балканский полуостров и уже через него шли к Константинополю.

    Всего в первом походе участвовало около 30-40 тысяч рыцарей, но при них было много оруженосцев, прислуги, всяких торговцев. Оставшиеся в живых крестьяне-крестоносцы первого ополчения также примкнули к рыцарям.

    Собравшись в Константинополе окончательно только весной 1097 г., феодалы-крестоносцы долгое время упорствовали, отказываясь принести присягу византийскому императору. Им очень не хотелось давать императору обещания передать Византии земли, которые они отвоюют на Востоке у турок. Наконец присяга была все же дана, хотя втайне рыцари и не думали ее выполнять.

    Лишь после этого летом 1097 г. рыцарское ополчение переправилось в Малую Азию. Здесь в битве при Дорилее крестоносцы разбили турок, после чего они пошли дальше на юго-восток по направлению к Палестине.

   Переход по гористой местности при нестерпимой жаре был для них чрезвычайно тяжелым. Многие из участников по дороге умерли. Поход мог бы закончиться полной катастрофой, если бы крестоносцам не удалось найти союзников на границе Северной Сирии. Этими союзниками оказались армяне.

   Так называемая Малая Армения была заинтересована в их помощи, так как её отношения и с Византией и с турками были крайне враждебными. Один из европейских феодалов, Болдуин, вскоре стал князем Эдессы – другой армянской колонии, расположенной на границе Сирии и Месопотамии.

   Захват крестоносцами Эдессы имел важные стратегические последствия, так как Эдесса с севера прикрывала Сирию и Палестину от нападения турок. Летом 1098 г. крестоносцы захватили столицу Востока – Антиохию, князем которой стал Боэмунд Тарентский. Третьему крупному феодалу – Раймунду Тулузскому – досталась область Триполи (к югу от Антиохии).

Наконец, летом 1099 г. крестоносцы достигли Иерусалима.

   15 июня 1099 г. Иерусалим был взят штурмом. Крестоносцы жестоко разграбили город и зверски перебили большую часть его населения, не щадя ни мусульман, ни других иноверцев.

В итоге своих завоеваний крестоносцы овладели всем восточным побережьем Средиземного моря, т.е. бывшей Финикией, Сирией и Палестиной. В их руках оказались города Иерусалим, Антиохия, Триполи, Эдесса, Тир, Сидон, Акра. Владения крестоносцев протянулись с севера на юг узкой полоской длиной в 1200 км.

 

2. Иерусалимское королевство

 

     На захваченной территории крестоносцы образовали свое государство. Это государство получило название Иерусалимского королевства. Королем его сначала был избран Готфрид Бульонский, но окончательно оформилось Иерусалимское королевство при его преемнике Болдуине (1100-1118). Эдесское княжество Болдуин уступил другому феодалу – Болдуину Буржскому.

     В Иерусалимском королевстве была составлена особая феодальная конституция, регулировавшая отношения младших феодалов с их сеньорами – баронами – и самих баронов и князей с королем. Также все земельные владения в Иерусалимском королевстве носили военный характер, т.е. являлись феодами. Таким образом, на Востоке европейцы создали государство, где феодальные отношения выступали в наиболее отчетливой, классической форме.

    Но новое государство, образовавшееся на Востоке, было, однако, не прочно. Власть короля была слабой. Рыцари были своевольны и не дисциплинированы. Местное население ненавидело насильников-франков (так по имени французов на Востоке называли всех западноевропейцев).

    Рыцари, естественно, не жили в деревнях среди местного сельского населения – они находились частью в городах, частью во вновь построенных замках, не ведя никакого хозяйства и лишь получая с крестьян денежную ренту. Также значительные земельные владения получило западное католическое духовенство.

   Иерусалимский патриарх был вторым лицом в королевстве после короля. Большие выгоды в результате завоеваний крестоносцев получили итальянские города. Генуэзцы и венецианцы захватили всю торговлю в Сирии и Палестине, оттеснив на второе место арабов и византийцев.

   В противоположность феодалам итальянские горожане сами занимались хозяйством на полученных землях. Они разводили здесь плантации наиболее ценных культур: хлопок, сахарный тростник, маслины и т.п., используя в качестве рабочей силы большей частью рабов.

 

Кроме того были созданы  следующие христианские государства:

  1. Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 г. Просуществовало до 1146 г.
  2. Княжество Антиохия- основано в 1098 г. Просуществовало до 1268 г.
  3. Графство Триполи - Основано в 1105 г. Просуществовало до 1289 г.

 

3. Духовно-рыцарские ордена.

 

    После окончания первого крестового похода, в 1099-1100 гг. часть рыцарей вернулась обратно в Европу. В Палестине осталось всего несколько тысяч рыцарей. Тогда и были созданы духовно-рыцарские ордена. Это были монахи и рыцари в одно и тоже время. У них был особый монашеский устав и специальные – одновременно духовные и военные – начальники: магистры орденов.

   Ордена подчинялись непосредственно папе. Поверх доспехов "братья-рыцари" носили монашеские плащи. В основном это были настоящие рыцари, проходившие обычное военное обучение, прекрасно сидевшие на коне и искусно владевшие мечом и копьем. Как правило, и по социальному происхождению это были преимущественно выходцы из рыцарских семей.

Информация о работе Крестовые походы