Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:10, контрольная работа
. Изменение правового положения крестьянства. К середине XIX в. экономика России, опиравшаяся на крепостное право, приходит в состояние глубокого кризиса, все больше и больше отставая от европейской. Экономический кризис сопровождался нарастанием социальных противоречий, о чем свидетельствовали крестьянские бунты, убийства помещиков и управляющих имениями, бегство крестьян, жалобы властям. Упорно распространялись слухи о близкой воле.
1.Крестьянская реформа 1861 г. Изменение правового положения крестьянства. К середине XIX в. экономика России, опиравшаяся на крепостное право, приходит в состояние глубокого кризиса, все больше и больше отставая от европейской. Экономический кризис сопровождался нарастанием социальных противоречий, о чем свидетельствовали крестьянские бунты, убийства помещиков и управляющих имениями, бегство крестьян, жалобы властям. Упорно распространялись слухи о близкой воле.
Поражение в Крымской войне знаменовало собой крах всей политической системы, созданной Николаем I, показало насущную необходимость глубоких социально-экономических преобразований и, прежде всего, ликвидации крепостного права. Ситуация в стране усугублялась резкой активизацией крестьянского движения (прежде всего на Юге России). Необходимость отмены крепостного права осознавалась и самим царем. Это видно из его речи перед московским дворянством в 1856 г.: «…Чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу».
Началом подготовки крестьянской реформы стало учреждение в январе 1857 секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Программа правительства первоначально предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян от помещиков при сохранении всей земли в собственности последних; предоставление крестьянам определенных наделов земли при условии отбывания ими барщины или уплаты оброка. В 1858 для подготовки реформы созданы губернские комитеты из представителей местного дворянства, в том же году секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Благодаря усилиям либерально настроенного чиновничества (Н.А. Милютин и др.) окончательный проект предусматривал освобождение крестьян за выкуп с обязательным наделением их землёй. 19 февраля 1861 Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Права и обязанности крестьян, вышедших из крепостной зависимости, были довольно подробно оговорены. Закон выделяет личные права крестьян. Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, определяют их правовой статус как «свободных сельских обывателей». Они становятся лично независимыми от помещика: тот уже не мог вмешиваться в их жизнь, определяя супруга, род занятий. На крестьян теперь распространялись гражданские и семейные законы, они могли заниматься торговлей, ремеслом; самостоятельно представлять свои интересы в гражданском и уголовном суде; получили право на самоуправление и переход в другие сословия, поступать учиться и отдавать своих детей в учение.
Имущественные права крестьян
были определены в интересах помещика.
Как известно, до отмены крепостного
права крестьянин не мог иметь
в собственности ни движимое, ни
недвижимое имущество, хотя мог приобретать
имущество на имя своего господина.
После отмены крепостного права
в собственности крестьянина
оставалось все движимое имущество,
которым он обладал на момент освобождения.
Недвижимость оставалась в собственности
помещика. Впредь же крестьянам предоставлялось
право приобретать в
Общинное управление и
суд были организованы аналогично институтам,
созданным в 30-х гг. для государственных
крестьян. Реформа предусматривала
двухзвенную систему
Временнообязанное состояние. После освобождения зависимость крестьян от своего барина не прекращалась, и они продолжали нести все прежние повинности. Реформа специально предусматривала некое переходное состояние крестьян, которое должно было приучить помещика обходиться без крепостных и дать возможность перестроить своё хозяйство в расчёте на новые экономические отношения. Это состояние называлось временнообязанным. Сам статус «обязанных» крестьян был разработан ещё указом 1842 г. Чтобы бывший крепостной крестьянин стал временнообязанным, нужно было составить и утвердить уставную грамоту. Этот документ должен был содержать устав, правила взаимоотношений крестьян и помещика.
Выделению крестьянских наделов в реформе уделялось серьёзное внимание, поскольку от их размера зависели повинности, а в дальнейшем и выкупная сумма. Временнообязанные крестьяне получали землю только в пользование за исполнение соответствующих повинностей помещику.
Временнообязанное положение крестьян сохранялось до выкупа ими земли у помещика. С этого момента крестьяне становились крестьянами – собственниками. Предусматривался разный порядок выкупа усадебной оседлости и полевого надела. Усадебную оседлость крестьяне могли выкупить и без согласия на это помещика, а вот полевой надел они выкупали лишь при его желании. Мало того, если помещик хотел продать земли, а крестьяне к этому не стремились, их можно было принудить совершить выкупную операцию. Такой порядок был установлен не случайно. Выкупив усадьбу, крестьянин прикреплялся к земле экономически и при нехватке собственной земли становился арендатором у своего же помещика.
В результате реформы 22,5 млн. помещичьих крестьян получили свободу, однако помещичье землевладение было сохранено, а площадь надельной земли, которой крестьяне пользовались до 1861, сократилась: в 27 губерниях у крестьян было «отрезано» около 4 млн. десятин земли (16% дореформенного крестьянского землепользования). В ряде губерний «отрезки» достигали 42-48%. Обычно отрезались земли, без которых крестьяне не могли обойтись (сенокосы, выгоны) и были вынуждены арендовать их у помещиков. Сумма платежей за уменьшенные наделы значительно превышала их действительную рыночную стоимость: в нечернозёмных губерниях почти в 2 раза (342 млн. рублей против 180 млн.), в чернозёмных- почти в 1,5 раза (342 млн. рублей против 284 млн.), лишь в западных губерниях эти цифры почти совпадали (183 млн. рублей против 170 млн.). В целом выкупная цена земли превышала действительную на 323 млн. рублей (59%). Фактически же по условиям выкупной операции крестьяне заплатили ещё больше. Около 3 млн. крестьян (в большинстве бывшие дворовые) при освобождении совсем не получили земли, свыше 500 тыс. крестьян получили т.н. дарственные наделы. Весной 1861, по данным 3-го отделения, в стране произошло 1176 крестьянских волнений (в 337 случаях при их подавлении применялась воинская сила.
В завершение крестьянской реформы 28.12.1881 приняты законы о понижении с 1.6.1882 выкупных платежей и о переводе с 1.1.1883 всех временнообязанных крестьян на выкуп. В 1882 открыт Крестьянский банк, выдававший ссуды под залог покупаемых крестьянами земель. Последующее законодательство о крестьянах (законы: 1886 – об ограничении семейных разделов; 1889 – об ограничении переселения; 1893 – об ограничении земельных переделов в общинах и о неотчуждаемости крестьянских наделов) было направлено на сохранение патриархальных, полукрепостнических порядков в деревне, выгодных, в конечном счёте, поместному дворянству.
Таким образом, правительство сделало все, чтобы крестьянская реформа была осуществлена в интересах помещиков и за счет крестьянства. Несмотря на сопротивление крестьян, реформа проводилась в жизнь. Объективно она открыла путь капиталистического развития для страны. Однако, сохранив массу феодальных пережитков, она сделала его мучительно долгим для крестьянства. Помещики также не торопились полностью переходить на буржуазный способ производства, активно используя феодальные приемы эксплуатации.
2. Земская 1864 и городская 1870 гг. реформы.
В годы демократического подъема (1859—1861) руководил подготовкой земской реформы либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г., когда «верхи» сочли, что отмена крепостного права разряжает опасную для царизма напряженность в стране, Александр II заменил Милютина консерватором П.А. Валуевым. Милютинский проект был Валуевым скорректирован в пользу дворян, чтобы сделать их, как они о себе говорили, «передовой ратью земства». Окончательный вариант реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях», Александр II подписал 1 января 1864 г.
Закон включал в систему земских учреждений земские избирательные съезды, земские (уездные и губернские) собрания и земские (уездные и губернские) управы, и закреплял следующие принципы организации земских учреждений: выборность всех гласных, их формальное равенство и сменяемость. Выборы в уездные земские собрания раз в три года проводились на съездах: уездных землевладельцев, городских избирателей и представителей от сельских обществ. В сельских съездах принимали участие выборщики назначенные сельскими сходами. Этим выборщикам позволялось расширять круг гласных за счет не участвующих в сельском съезде членов, съезда землевладельцев и местных сельских священников. На сельском избирательном съезде председательствовал мировой посредник, а позднее – мировой судья. Губернские и уездные собрания являлись распорядительными органами и осуществляли общий надзор за ходом земских дел, работая в сессионном порядке.
Таким образом, Положение
о губернских и уездных земских
учреждениях вводило в
По своим задачам и содержанию городская реформа была тесно связана с земской. Но Городовое положение было принято только 18 июня 1870 г. Еще при императоре Николае I (в 1846 г.) для Петербурга было выработано Городовое положение, по которому восстанавливалась общая городская дума и вместо шести разрядов городского населения, установленных Жалованной грамотой городам, закреплялось пять городских сословий: потомственные дворяне, личные дворяне и разночинцы (главным образом, чиновники), купцы, мещане и цеховые ремесленники. Эти сословия выбирали всесословную Думу численностью в несколько сотен человек.
Общая дума выбирала распорядительную (исполнительную) думу. Городской голова избирался представителями всех сословий. В конце 50-х гг. численность общей думы была уменьшена вдвое, был установлен двухступенчатый порядок выборов (вместо прямого) при посредстве особых собраний выборщиков, составленных сословными куриями. В 1863 г. Петербургское Городовое положение было распространено на Москву и Одессу. И уже в 1862 г. началась выработка нового городового положения для всех городов России. В выработке проекта участвовали представители общественности, сводный проект был готов уже в 1864 г. и весной 1866 г. внесен в Государственный совет. Начало политической реакции (после покушения Каракозова на государя) отодвинуло его обсуждение до 1868 г. В проект были включены элементы прусской классовой системы, по которой все плательщики налога делились на три класса, из которых каждый составлял особую курию. Каждая курия формировалась в соответствии с размером уплачиваемых избирателями податей и налогов; первая курия состояла всего из нескольких десятков лиц, уплачивающих 1/3 городских налогов, вторая — из нескольких сотен, третья — из тысяч налогоплательщиков. Тем самым, всесословный принцип участия населения в выборах был существенно искажен. Думы подчинялись не местной администрации, а непосредственно Сенату. Губернатором принадлежал лишь контроль за законностью их деятельности. Однако недостаточная финансовая база городских органов самоуправления ставила их в зависимость от государственных административных и финансовых органов. Полиция также фактически не подчинялась местному самоуправлению, городской голова (бывший председателем и думы, и управы) находился под контролем правительственных органов. 16 июля 1870 г. было утверждено Городовое положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой — исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо — городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: в выборах участвовали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным. Дума и управа избирались на четыре года, половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор. Устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания, допускавшихся в состав управы, — оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности. Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора. Присутствие принимало жалобы на действия органов городского самоуправления и контролировало их хозяйственную деятельность. В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установлении правил о заведовании городскими имуществами, о приобретении городской недвижимости, о займах.
В пользу города дума могла устанавливать следующие сборы: с недвижимости (оценочный сбор), с документов на право торговли и промышленности, трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, извозного промысла, частных лошадей и экипажей, квартир и жилых помещений, собак, аукционов. Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные и благотвори тельные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор. Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.
3.Судебная реформа 1864 г. Формирование принципов буржуазного судопроизводства. Учреждение судебных следователей от 8 июня 1860 г. и принятый одновременно с ним Наказ судебным следователям явились документами, составлявшими основу судебной реформы. 20 ноября 1864 г. Александр II подписал указ об утверждении Учреждения судебных установлений, Устава гражданского судопроизводства, Устава уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, что и означало начало её проведения. В процессе реформы получили дальнейшее развитие отделение предварительного следствия от дознания и передача его в ведение следователей, состоявших при уездных судах.
В основу преобразований реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом. Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.