Крестьянская реформа 1861 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение крестьянской реформы 1861 года в России и ее значение. Для решения поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- исследовать экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве;
- рассмотреть процесс подготовки и проведения реформы;
- изучить положения основных законодательных актов реформы;
- объективно проанализировать суть проведенной реформы;
- оценить и обобщить полученный материал по данной теме в работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 4
1.1. Экономические предпосылки проведения реформы 4
1.2. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе 9
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА В РОССИИ 14
2.1. Основные положения крестьянской реформы 20
2.2. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

кр реф реферат 2010.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

Крестьянская  реформа 1861 года имела свои особенности  в различных областях Российской империи. Так, вместе с "Общим Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были подписаны "Дополнительные правила" о крестьянах в Земле  войска Донского, в Ставропольской губернии, в Сибири и в Бессарабской области. В ходе реализации реформы  также возникла необходимость в  корректировке общих положений  применительно к некоторым областям. Так, 19 февраля 1864 г. были подписаны  указы, определяющих устройство крестьян в Царстве Польском: "Об устройстве крестьян", "Об устройстве сельских гмин", "О ликвидационной комиссии" и "О порядке введения в действие новых крестьянских постановлений". Основной причиной серьезных уступок, сделанных правительством, было Польское восстание 1863 г. Если в коренных областях империи самодержавие делало все для обеспечения интересов дворянства, то в Царстве Польском, была сделана попытка опоры на крестьянство в борьбе с польским национально-освободительным движением, где участвовали польские дворяне.10

Документы государственной крестьянской реформы разочаровали население, поскольку: землю не получил тот, кто ее не имел, не была установлена частная собственность на землю. Но в целом, государство последовательно проводило меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе, хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.

Община  в России имела очень большие  корни. Община делилась на сельскую общину (общественную) и волостную. Под общественной общиной понималась совокупность крестьян, водворенных на землях одного помещика и тяготеющих к одному церковному приходу. Община выполняла полицейские  и фискальные функции, имела самоуправление. Она регулировала важные вопросы  для крестьян: дела о земельных  переделах; раскладка и сбор податей, помещик сам не собирал налоги, ему их платил староста общины; составляли списки рекрутской повинности; ряд  других менее важных моментов, например, урегулирование отношений между  общинами.11

Община  в ходе реформы была не только сохранена, но и укреплена. Впервые применены  законы, которые регламентировали крестьянское самоуправление. В сельских сходах главенствовал и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 – 2000 ревизских душ) – волостное  правление, во главе волостной староста и волостной суд.12

Органы, руководящие крестьянской реформой, сложились также стихийно. Данная система была подвержена переустройству в 1889 году, когда в России был пик  реформ, были ликвидированы мировые  посредники, уездные съезды посредников  и в это время общины получают автономию.

2.1. Основные положения крестьянской реформы

Положения 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами. Принципиальное значение имели: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», положения о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а также правила о порядке введения в действие положений, о крестьянах мелкопоместных владельцев, о приписанных к частным горным заводам людях и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в которых у 100 428 помещиков насчитывалось 22563 крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация  феодальных отношений в деревне  – не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получили не сразу после обнародования Манифеста и положений. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течении ещё двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать хотя и несколько изменённые, но по сути те же повинности, что и при крепостном праве.

Необходимо  подчеркнуть исключительную важность Манифеста. Требования представления  «воли» было главным в многовековой истории крестьянского движения. Богатые крепостные крестьяне шли  на значительные жертвы, чтобы выкупиться на «волю».

Всё это  давало больший простор крестьянскому  предпринимательству, способствовало росту количества крестьян, уходящих на заработки, и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное – раскрепощало крестьян нравственно.

Последующие реформы в области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние  и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная  неравноправность крестьянства. Оно  продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, от которых были освобождены привилегированные сословия.

Со дня  обнародования Манифеста 19 февраля  1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление» Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец взяли крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселёва.

Вводились следующие сельские и волостные  органы управления. Первоначальной ячейкой  являлось сельское общество, ранее  составлявшее имение помещика. Оно  могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие  хозяйственные интересы – общие  угодья и общие обязательства  перед помещиком.

Сельский  сход ведал вопросами общинного  землепользования, раскладкой государственных  и земских повинностей, имел право  удалять из общества «вредных и порочных», устранять от участия на сходе  на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решение схода имели  законную силу, если за них высказывалось  большинство присутствующих. Несколько  смежных сельских обществ, в которых  числилось в общей сложности  от 300 до 200 крестьян мужского пола, составляли волость.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил  из принципа признания за помещиками права собственности на землю  в имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись  лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за неё установленные положениями  повинности (оброк или барщину). Чтобы  стать собственником надельной  земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.

При определении  норм крестьянских наделов учитывались  особенности местных природных  и экономических условий. Исходя из этого вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную, а полосы в свою очередь делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).

В нечерноземной  и черноземной полосах устанавливались  «высшая» и «низшая» нормы наделов, а в степной – одна так называемая «указанная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные размеры участка превышали «высшую» или «указанную» нормы, и прирезку, если его размер не достигал «низшей» нормы.

Землевладение крестьян было «утеснено» не только в  результате отрезков от наделов, но и  чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в состав крестьянского надела лишь в некоторых  северных губерниях). При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалась предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно  выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, по скошенному лугу и убранному помещичьему  полю.

С отменой  крепостного права крестьяне  могли пользоваться этими помещичьими  угодьями уже за дополнительную плату. Закон предоставлял помещику право  переносить крестьянские усадьбы на другое место, а до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свою землю, если на крестьянском наделе открывались  какие-нибудь полезные ископаемые или  эта земля оказывалась необходимой помещику для его хозяйственных нужд. Таким образом, получив надел, крестьянин ещё не становился его полноправным хозяином.

Наиболее  обделёнными оказались крестьяне - дарственники, получившие нищенские или как их называли, сиротские наделы. Таких крестьян насчитывалось 461 тыс. мужского пола. В «дар» им было предоставлено 485 тыс. десятин по 1,05 десятины на душу. Более всего дарственников находилось в южных степных, поволжских и центрально-чернозёмных губерниях13.

Формально, по закону, помещик не мог принудить  крестьянина взять дарственный  надел. Но нередко крестьян ставили  в такие условия, когда они  были вынуждены соглашаться на дарственный  надел, даже требовать его, если их дореформенный  надел приближался к низшей норме, а платежи за землю превосходили её рыночную стоимость. Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей. Дарственник полностью порывал с помещиком.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его.

«Положение  о выкупе» допускало выход  крестьянина из общины, но он был  крайне затруднён: необходимо было уплатить за год вперёд оброк помещику, казённые, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т.д.

Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, т.е. на период временнообязанного состояния, отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка, размеры которых фиксировались в законе. Для барщинных имений устанавливалась единая норма барщинных дней (40 дней мужских и 30 женских за один душевой надел), для оброчных размеры повинности определялись в зависимости от промысловых и торговых «выгод» крестьян.

Крестьянская  реформа давала ряд свобод крестьянам. Крестьянин мог быть избран в присяжные  заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные  заведения. Освобождаясь от зависимости от помещика крестьянин попадал в зависимость от товарно-денежных отношений. Плата за землю, оброк, подушевая, плата за пользование помещичьими угодьями делало положение крестьян невыносимым. Насильственное освобождение крестьян вводило их в кредитную кабалу. В целом реформа создала благоприятные условия для развития капиталистических отношений.

2.2. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года в России

Крестьянская  реформа 1861 года в России создала  условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для  дальнейшего социально-экономического развития России XIX века падение крепостного  права имело огромное значение - оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей  из крепостнической эпохи.

Втягивание  крестьянства в товарно-денежные отношения  способствовало разложению этого класса, создавало необходимые условия  для развития капиталистического сельского  хозяйства. Падение крепостного  права явилось толчком для  развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять  машины, агротехнику, что требовало  наемной рабочей силы. Превращению  помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в производство, промышленность, строительство. Таким образом, выкупная операция представляла собой особую форму первоначального накопления.

Крестьянская  реформа 1861 года явилась началом  важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.14

Отмена  крепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в  буржуазную монархию. Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла широкие  возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения. Сохранились громадные помещичьи  латифундии, поземельная община, надельные  крестьянские земли. В социальной сфере  сохранился сословный строй, а в  политической самодержавие, которое  являлось надежным защитником помещиков. Крупное помещичье землевладение  давало возможность эксплуатировать  крестьянство полукрепостническими методами. По сути, также имело место освобождение крестьян от земли, потому что от тех  наделов, которыми владели крестьяне, были сделаны громадные отрезки, а тысячи крестьян были совсем обезземелены - посажены на четвертной или нищенский  надел. Получив мизерные наделы, крестьяне  оставались в фактической зависимости  от помещиков. Пережитки феодально-крепостнических  отношений существовали еще долгое время и тормозили экономическое  развитие страны. Но, тем не менее, начало капитализма было положено, и после  отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло собой предпосылку расширения внутреннего  рынка, без чего невозможен рост капиталистической  промышленности.

Информация о работе Крестьянская реформа 1861 г