Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:46, реферат
Крепостное население России накануне реформы составляло около 22 милл. душ обоего пола, около 37% всего населения Империи. Не охватывая и половины населения государства, крепостное бесправие однако ложилось тяжелым гнетом на всю Россию, тормозя хозяйственное и культурное развитие страны и оказывая деморализующее влияние на всё общество. Естественно, что лучшие люди русского общества уже с конца XVIII в. мечтали о том, чтобы снять с русского народа «иго рабства» (по выражению поэта-славянофила). С другой стороны, сама крепостная масса несла это иго всё с большим недовольством, которое в эпоху Крымской войны проявилось волнениями помещичьих крестьян, призванных в государственное ополчение.
Одновременно с положениями о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, было издано «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях». Законом этим была создана должность мировых посредников, сыгравших исключительно важную роль в деле проведения в жизнь реформы 19 февраля. Мировые посредники «избирались» (на 3 года) губернатором из местных дворян, «по совещанию» с предводителями дворянства, затем они утверждались в должности Сенатом и уже не могли быть отрешены от должности иначе как по приговору суда (число их составляло от 35 до 50 на губернию). Функции мировых посредников были весьма важны и разнообразны; они должны были разбирать споры, жалобы и недоразумения между крестьянами и помещиками, проверять составленные последними «уставные грамоты» или составлять их (при спорах и разногласии сторон); они также вели дела по составлению выкупных договоров, окончательно ликвидировавших отношения между помещиками и крестьянами. Им принадлежал, далее, надзор над деятельностью органов крестьянского самоуправления, а также судебно-полицейская власть в деревне.
В мировые посредники, на обязанности которых лежала почетная, но трудная задача — распутать вековой {230} узел крепостных отношений, пошли люди, принадлежавшие к цвету дворянской интеллигенции (Циркуляр министра внутренних дел от 22 марта 1861 г. предписывал губернаторам «всемерно стараться привлечь на открывающиеся вновь должности (мировых посредников) людей беспристрастных, образованных и искренно преданных святому делу, предпринимаемому всемилостивейшим нашим Государем». — «Для успеха всех предстоящих мер особенно важно, чтобы посредники пользовались не одною только властью над крестьянами, но и полным их доверием... — В этих видах вашему превосходительству необходимо пригласить в посредники лишь таких лиц, которые известны несомненным сочувствием к преобразованию и хорошим обращением с крестьянами».).
В рядах мировых посредников «первого призыва» стояли между прочим и выдающиеся общественные деятели, князь Черкасский и Самарин, и возвратившийся из Сибири декабрист барон Розен, и бывший попечитель одесского и киевского учебных округов, знаменитый хирург и педагог Н. И. Пирогов, и граф Лев Николаевич Толстой...
Коллегиальными органами по крестьянским делам были в уездах уездные мировые съезды, составлявшиеся (под председательством уездного предводителя дворянства) из всех мировых посредников уезда, при участии «члена от правительства»; в губернии общее руководство делом крестьянской реформы принадлежало так называемому «губернскому присутствию», состоявшему (под председательством губернатора) из нескольких высших чиновников и представителей от дворянства.
В 1874 году должность мировых посредников была упразднена; их обязанности передавались «уездным по крестьянским делам присутствия и общим полицейским, судебным и нотариальным учреждениям. Уездные по крестьянским делам присутствия состояли (под председательством уездного предводителя дворянства) из «непременного члена» (назначаемого правительством из местных дворян), уездного исправника, председателя уездной земской управы и одного из «почетных мировых судей».
{231} Крестьянские реформы в царствование Александра II коснулись не только помещичьих крестьян, но также крестьян удельных и государственных. Средний размер земельного надела удельных крестьян (их было около 1 милл. душ мужск. пола) составлял в 60-х гг. 4,8 дес. на ревизскую душу (т. е. в полтора раза больше, чем у крестьян помещичьих). — Еще более благоприятным было поземельное устройство крестьян государственных (свыше 10 милл. душ мужск. пола) (Законы об общественном управлении и о поземельном устройстве государственных крестьян были изданы в 1866 г.). Средний размер надела на ревизскую душу у бывших государственных крестьян составлял более 6 десятин (почти вдвое больше, чем у бывших помещичьих крестьян). Всего в надел государственным крестьянам было отведено свыше 67 милл. десятин (почти все удобные для земледелия казенные земли в Европейской России). За землю, отведенную им в надел, крестьяне должны были уплачивать «государственную оброчную подать», которая в 1886 г. была повышена и «преобразована» в выкупные платежи. Средняя оценка десятины крестьянской надельной земли у бывш. государственных крестьян составляла около 16 руб. (против 27 руб. у бывш. помещичьих крестьян); продолжительность срока уплаты выкупных платежей была установлена в 44 года (начиная с 1 января 1887 г.).
Особый характер
имела крестьянская реформа 1863-64 гг.
в северо-западных губерниях (Виленской,
Ковенской, Гродненской и Минской)
и в губерниях Царства
Н.А. Милютин и кн. Черкасский). Здесь правительство стремилось опереться на крестьянство в борьбе против польской шляхты (манифест 2-го марта 1864 г. хвалил «здравый смысл» и «непоколебимую верность поселян», не примкнувших к мятежному движению, только что подавленному). Все права польской шляхты на крестьянские повинности, а также вотчинная юрисдикция помещиков, были отменены; все земли находившиеся в пользовании крестьян, были переданы в их полную собственность, с некоторыми прирезками, и выкупная плата (за отмененные {232} повинности) была установлена весьма умеренная. Вместе с тем, крестьяне получили общественное управление — сельское и «гминное» (или волостное) но, конечно, с подчинением «гминного войта» и «солтысов» (старост) надзору русских чиновников, — выборные сельские власти должны были находиться «под непосредственным ведением уездного начальника».