Крестьянская реформа 1961 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 07:51, реферат

Описание работы

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в "Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости", а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Центральным вопросом реформы был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов.

Содержание работы

1. Введение: Подготовка крестьянской реформы…………………………1
2. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года…………………………...3
3. Заключение……………………………………………………………….10
4. Практическое задание……………………………………………………11
5. Список используемой литературы……………………………………...12

Файлы: 1 файл

олрлр.docx

— 28.88 Кб (Скачать файл)

Введение: Подготовка крестьянской реформы.

В феврале 1858 года. Секретный комитет  был  переименован в "Главный комитет  о помещичьих крестьянах, выходящих  их крепостной зависимости", а еще  спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением  материалов, подготовленных губернскими  комитетами и составлением проекта  закона об освобождении крестьян. Центральным вопросом реформы был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совсем без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло у помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей за высокий выкуп; так помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли.

Проект "Положений о крестьянах" был  практически подготовлен в конце  августа 1859 года, но какое-то время подвергался  небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года "Редакционные комиссии", завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестьянская реформа 19 февраля 1861года

Наконец, 19 февраля 1861 г. "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", включающие в себя 17 законодательных  актов, были подписаны Александром II. За свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем". В тот же день последовал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей", в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

"Положения"  распространялись на 45 губерний  Европейской России, в которых  насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

В отличие  от других стран крестьяне при  освобождении получали землю. За землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству  же стоимость земли должны были выплачивать  сами крестьяне в течение 49 лет. 85 % крестьян выкупили землю за 20 лет. В 1905 году правительство аннулировало остающийся крестьянский долг. Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность "общины" (деревни, села). Община явилась маленькой демократической ячейкой. Все местные вопросы в ней решались большинством голосов. Важнейшей задачей в общине было справедливое распределение "общей" земли между отдельными хозяйствами. Большие семьи получали больше земли, маленькие - меньше. Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю. Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.

 Общие  дела сельскохозяйственных районов  стали решаться выборными представителями  общин и помещиков. Такая организация  была названа "земством". Земства  проводили в деревнях большую  и полезную работу. Они строили  школы и церкви, открывали больницы, организовывали агрономическую  помощь. Реформированы были также  городская администрация, система  народного образования и система призыва в армию.

 Основой  пирамиды дворянского самоуправления  стали уездные дворянские собрания, на которых намечались кандидатуры  мировых посредников - лиц, которые  должны были осуществлять непосредственный  и постоянный надзор над крестьянскими  общинами. Мировые посредники избирались  только из дворян, нижний предел  их земельного ценза был 150 - 500 десятин земли. Затем списки  мировых посредников представлялись  губернатору и окончательно утверждались  сенатом. Должность мирового посредника  не относилась к числу синекур.  Проблем, подлежащих разрешению, было множество. Страна разрывалась  конфликтами непривычного толка,  помещики были озлоблены и  испуганы, крестьяне - растеряны  и подавлены. Чаще всего, выбирая  мирового посредника, дворяне над  стадом овец ставили надзирателем  волка. Ведь среди местных помещиков  было мало сочувствовавших крестьянам  и желавших облегчить их участь. А права мирового посредника были немалые - он утверждал все - от выбранных на сельских сходах старост и волостных старшин до сроков и времени самих сходов. Кроме того, ни одна сделка, ни одно соглашение между помещиком и крестьянским обществом не считалось действительным без конфирмации мировым посредником.

 Проблемы, которые вставали перед рядом мировых посредников, либо частные проблемы того или иного посредника разрешались на уездных съездах. Уездный мировой съезд должен был ограничивать возможный произвол мировых посредников, чинимый в интересах соседних помещиков, а также следить за отношениями внутри крестьянства волости. То есть к предметам ведомства уездных мировых съездов относятся: споры, недоразумения и жалобы, возникающие из поземельных отношений между помещиками и крестьянами, а также жалобы крестьян на волостные сходы и волостных лиц.

 Крестьянская  реформа 60-х гг. послужила основным  поводом для создания в России  всеохватывающей системы должностных  знаков. Ранее страна почти не  имела должностей, которые располагали  бы соответствующей форменной  одеждой. Крестьянская реформа  вызвала к жизни множество  выборных постов, держатели которых  должны были постоянно сталкиваться  с людьми, судить их, поощрять  или наказывать. А в России  для того, чтобы выполнять такую  работу, надо было иметь формальный  признак права на должность.  И когда эта проблема возникла, то в первых же появившихся  документах видна озабоченность  именно психологическим аспектом проблемы.

Итак, реформа  проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 года (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу  и право распоряжаться своим  имуществом. Помещики сохраняли собственность  на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны  были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства. До выкупа крестьяне назывались временно обязанными и несли повинности в пользу помещика. На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.1

 Реформа  об освобождении крепостных крестьян  была проведена в интересах  помещиков. Крепостные получили  землю не безвозмездно - они должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около 1/5 части, обусловленной суммы. Остальную часть помещикам выплачивало государство. Однако крестьяне должны были возвращать правительству эту сумму ежегодными платежами (с %) и, в итоге, заплатив помещикам 550 млн. руб., царское правительство собрало с крестьян около 2 млрд. руб. золотом!

 Следует  подчеркнуть, что после реформы  у крестьян по всей стране  осталось на одну пятую часть  земли меньше, чем было до 1861 года.

Крестьянская  реформа 1861 года имела свои особенности  в различных областях Российской империи. Так, вместе с "Общим Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были подписаны "Дополнительные правила" о крестьянах в Земле  войска Донского, в Ставропольской губернии, в Сибири и в Бессарабской области. В ходе реализации реформы  также возникла необходимость в  корректировке общих положений  применительно к некоторым областям. Так, 19 февраля 1864 г. были подписаны  указы, определяющих устройство крестьян в Царстве Польском: "Об устройстве крестьян", "Об устройстве сельских гмин", "О ликвидационной комиссии" и "О порядке введения в действие новых крестьянских постановлений". Основной причиной серьезных уступок, сделанных правительством, было Польское восстание 1863 г. Если в коренных областях империи самодержавие делало все  для обеспечения интересов дворянства, то в Царстве Польском, была сделана  попытка опоры на крестьянство в  борьбе с польским национально-освободительным  движением, где участвовали польские дворяне.

Общее отношение  крестьян к Положениям было одинаковым - крестьянство нигде не приняло  воли. Через несколько дней, после  объявления Манифеста Государь принимал депутацию крестьян, которая заявляла Царю, что крестьянство «не обидит» Его своим поведением. «Все будет в порядке - чтобы Тебе никогда не каяться, что Ты нас волею подарил». Действительность обнаружила иное. Крестьяне из Манифеста узнали, что их ожидает перемена к лучшему. Но возникло у крестьян недоумение: в чем же состоит воля? Крестьянство, правда, продолжало быть монархически лояльным - но по отношению к некоему фантастическому Царю, владевшему их воображением, ту же реальную «волю», которую ему предлагал реальный Царь, оно решительно и единодушно отвергло, считая ее подложной.

 Крестьяне стали обращаться к помещикам, священникам, чиновникам, ища разъяснений. Никто их удовлетворить не мог. Крестьянство заподозрило обман: воля есть, но ее скрывают. Оно стало само искать ее в Положениях. Появились грамотеи, которые, путая крестьян, становились подстрекателями. Крестьянство устремилось и по другому пути. По меткому выражению одного губернского Присутствия, «оно начало расправлять свои усталые члены, потягиваться во все стороны и пробовать: до какой степени можно теперь безнаказанно не выходить на барщину, не исполнять задаваемых уроков, не слушаться вотчинного начальства». Началось пассивное сопротивление. Там, где помещики поняли, что надо дать народу одуматься и умеривали свои требования, недоразумения улаживались легче. Там же, где они видели в неповиновении крестьян проявление анархии и с помощью властей прибегали к мерам строгости, или где, действительно, были тяжелые хозяйственные условия, возникли более серьезные столкновения. Волнения иногда разрастались настолько, что делали необходимым применение энергичных мер. «Эти меры усмирили народ, но они его не убедили». Крестьяне продолжали верить в то, что будет и «чистая воля», и «земля даром», только получат они это через два года.

 Как  видим, правительство не замалчивало  той трагедии, которая обнаруживалась  при проведении Реформы. Оно  имело мужество открыто заявить,  что примененные им меры строгости  усмирили народ, но не убедили  его. Действительно, пусть волнения  резко пошли на убыль, пусть  бунты стали прекращаться: крестьянство, отказавшись от наступления, лишь  перешло к обороне! Положения  оно не приняло. Это выразилось  в том, что крестьянство не  только решительно уклонилось  от подписания Уставных грамот, долженствовавших утвердить на  взаимном договоре новые отношения  их к помещикам и закрепить за ними отводимые им земли, но - что являлось полной неожиданностью и казалось непонятным и необъяснимым! - столь же решительно отказывалось заменять барщину оброком. Отказ от перехода на оброк, и отказ от подписания Уставных грамот, приобрели массовый и повсеместный характер.

 В  итоге реформы подготовили 19 законодательных  актов, которые либо относились  к отдельным территориям, либо  регулировали отдельные вопросы.  Две основные идеи реформы:  это немедленное исполнение законов  после их опубликования; и решение  о земельных наделах откладывалось,  крестьяне переводились во временно  обязанное состояние, отношения  с помещиками (только земельные)  регулировались уставными грамотами,  в которых фиксировались права  и обязанности сторон, условия,  размер и сроки выкупа.

 Документы  разочаровали население, поскольку:  землю не получил тот, кто  ее не имел, не была установлена  частная собственность на землю.  Но в целом, государство последовательно  проводило меры по формированию  гражданского общества, всё население  приобретает почти единые права  в обществе, хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.

В результате, крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего "мира"), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически "уравнительно" их перераспредели.

 Община  в России имела очень большие  корни. Община делилась на сельскую  общину (общественную) и волостную.  Под общественной общиной понималась  совокупность крестьян, водворенных  на землях одного помещика  и тяготеющих к одному церковному  приходу. Община выполняла полицейские  и фискальные функции, имела  самоуправление. Она регулировала  важные вопросы для крестьян: дела о земельных переделах;  раскладка и сбор податей, помещик сам не собирал налоги, ему их платил староста общины; составляли списки рекрутской повинности; ряд других менее важных моментов, например, урегулирование отношений между общинами.

 Община  в ходе реформы была не только  сохранена, но и укреплена.  Впервые применены законы, которые  регламентировали крестьянское  самоуправление. В сельских сходах  главенствовал и избирался сельский  староста, в волостных сходах (волость  300 – 2000 ревизских душ) – волостное  правление, во главе волостной староста и волостной суд.

 Органы, руководящие крестьянской реформой, сложились также стихийно. Данная  система была подвержена переустройству  в 1889 году, когда в России был  пик реформ, были ликвидированы  мировые посредники, уездные съезды  посредников и в это время  общины получают автономию.

Информация о работе Крестьянская реформа 1961 года