Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:55, реферат
С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса.
Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.
Получилось так, что предыдущий период истории прочно соединился с именем
Николая I, а новый — с именем его преемника.
Александр II родился 17 апреля 1818 г. в Московском кремле. В то время
царствовал, его дядя, Александр I, но поэт В.А.Жуковский, по-видимому,
догадывался, какая судьба ожидает новорожденного. В стихотворном послании
матери младенца поэт высказал пожелание, чтобы “на чреде высокой” ее сын не
забыл “святейшего из званий: человек”.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Экономические предпосылки падения крепостного права……………………………4
2. Планы переустройства России……………………………………………………………6
3. Анализ реформы, проведенной правительством………………………………………11
4. Суть реформы…………………………………………………………………………….11
5. Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы…..12
6. Изменения в землевладении и землепользовании……………………………………..13
7. Пореформенное помещичье хозяйство………………………………………………….15
8. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия…….16
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………………19
видимому, довольно длительным, так как, по мнению Ростовцева, крестьянин в
этом положении “перемен захочет не скоро” и лишь постепенно “дозреет до
полной свободы”. Наконец, третий, завершающий этап — переход к полной свободе
всех категорий крепостных (помещичьих, удельных, государственных крестьян и
крепостных рабочих).
“И весь этот переворот, — указывал Ростовцев,— совершится незаметно, постепенно,
если и не быстро, то прочно. Возразят: народ этого не дождется, народ
потребует свободы, и сам освободит себя. Если правительство будет продолжать
волновать умы, ничего не пересоздавая, то революция народная разразиться может.
Кто дерзнет поручиться за будущее?.. А ежели правительство, опасаясь
предполагаемой революции, мерою отважною, крутою, и к несчастию России
неотгаданною, само, так сказать, добровольно революцию вызовет?
Правительству идти вперед необходимо, но идти спокойно и справедливо,
настойчиво и религиозно...”
Во “всеподданнейшем отчете” III отделения за 1857 г. говорилось о том же: “Слухи
об изменении быта, начавшиеся около трех лет, распространились по всей
империи и привели в напряженное состояние как помещиков, так и крепостных
людей, для которых дело это составляет жизненный вопрос” В заключение шеф жандармов указывал, что “спокойствие России много
будет зависеть от сообразного обстоятельствам расположения войск”
Именно это положение и заставляло правительство торопиться с решением вопроса об
отмене крепостного права. Однако оно не могло приступить к реформе без
привлечения к этому делу дворянства. По мнению правительства, наиболее
целесообразным было начать освобождение крестьян с западных губерний,
дворянство которых в какой-то степени склонялось к отмене крепостного права.
В силу этого виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову и было предложено
добиться у дворянства западных губерний согласия на отмену крепостного права.
Ему было поручено заявить дворянству, что если они не пойдут навстречу
стремлениям правительства, то будет проведена новая инвентарная реформа,
невыгодная помещикам.
С этой целью летом 1857 г. Назимовым были образованы губернские дворянские
комитеты (состоявшие из уездных предводителей дворянства и “почетных”
помещиков) для пересмотра инвентарей помещичьих имений. При этом Назимов
рекомендовал дворянам, “не стесняясь прежними постановлениями, изложить
откровенно мнение свое о прочном устройстве помещичьих крестьян, при
необходимых для того пожертвованиях со стороны их владельцев”.Однако итог работы этих комитетов был невелик. Так, члены дворянского
комитета Гродненской губернии постановили просить правительство “...о
дозволении помещикам Гродненской губернии предоставить своим крестьянам лично
без земли свободу из крепостного состояния на правилах Положения о крестьянах
Курляндской губернии”. Дворянский же комитет Виленской губернии не вынес даже
такого скромного решения, заявив, что “...он не вправе сделать предположения,
не отобрав согласия от всех владельцев”, т. е. постановил обсудить этот вопрос
на очередных дворянских выборах, что не было ему разрешено. Комитет же
Ковенской губернии также не пришел ни к какому определенному выводу.
С этими весьма и весьма скромными результатами Назимов прибыл в Петербург в
конце октября 1857 г. К этому времени в Министерстве внутренних дел были уже
разработаны “Общие начала для устройства быта крестьян”, представленные Ланским
в записке от 8 ноября, “Общие начала” предусматривали следующее: а) вся земля
является собственностью помещиков; б) ликвидация крепостной зависимости должна
происходить постепенно, в течение 8—12 лет; в) “ввидах предотвращения вредной
подвижности и бродяжничества в сельском населении, увольнение крестьян из
личной крепостной зависимости должно быть сопряжено с обращением в
собственность их усадеб, находящихся в их пользовании с небольшими участками
огородной и выгонной земли всего от полудесятины до десятины на каждый двор”
Погашение стоимости усадьбы предполагалось за 8—12 лет.
На трех заседаниях (2, 9 и 16 ноября) Секретный комитет, рассматривая
предложения, привезенные из Вильно Назимовым, подготовил проект ответа
дворянству Литовских губерний, абсолютно не соответствовавший их чаяниям. 20
ноября 1857 г. Александром II был дан “высочайший” рескрипт виленскому
генерал-губернатору Назимову, в котором дворянству этих губерний разрешалось
приступить к составлению проектов “об устройстве и улучшении быта помещичьих
крестьян”. Таким образом, подготовка реформы отдавалась целиком в руки
дворянства. Составление проектов должно было осуществиться на основе
следующих положений:
1)Помещикам сохраняется право собственности на всю землю, но крестьянам
оставляется их усадебная оседлость, которую они в течение определенного
времени приобретают в свою собственность посредством выкупа; сверх того,
предоставляется в пользование крестьян надлежащее, по местным удобствам, для
обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и
помещиком, количество земли, за которое они или платят оброк, или отбывают
работу помещику.
2) Крестьяне должны быть распределены на сельские общества, помещикам же
предоставляется вотчинная полиция.
3) При устройстве будущих отношений помещиков и крестьян должна быть надлежащим
образом обеспечена исправная уплата государственных и земских податей и
денежных сборов”.
Следовательно, в основу официальной программы Правительства по крестьянскому
вопросу были положены предложения Министерства внутренних дел.
Из рескрипта следовало, что крестьяне на основании правительственной
программы должны были получить личную свободу, но остаться в полуфеодальной
зависимости от помещиков.
В дополнение к рескрипту в особом обращении к виленскому генерал-губернатору
Ланской указывал, что крестьяне первоначально будут находиться “в состоянии
переходном”, которое не должно превышать 12 лет. За это время они обязаны
выкупить “усадебную оседлость”, и тогда же будут определены размеры полевого
надела и повинности за пользование им.
Рескрипт Назимову об открытии губернских дворянских комитетов не должен был, по
крайней мере, в данное время, распространяться на другие губернии, Так, Орлов,
представляя Александру II доклад о целесообразности рассылки копии рескрипта
Назимову губернскому начальству всей России, писал: “Мера сия не только
предупредит распространение вредных толков и слухов, но и познакомит дворянское
сословие внутренних губерний с теми подробностями, кои предписаны для трех
западных губерний и кои со временем могут быть более или менее применены и к
прочим губерниям России”. После
смерти Ростовцева, председателем редакционных комиссий был назначен министр
юстиции граф В. Н. Панин, известный консерватор.
На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки
крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от
“золотой середины” в сторону ущемления крестьянских интересов. Тем не менее,
обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не
остались без пользы. Милютин и Самарин (главные разработчики реформы) поняли,
что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что
нужно учитывать местные особенности. В черноземных губерниях главную ценность
представляет земля, в нечерноземных — крестьянский труд, овеществленный в
оброке. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и
крестьянское хозяйства во власть рыночных отношений; требовался переходный
период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с
землей, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп.
Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.
Анализ реформы, проведенной правительством в отношении государственных
крестьян, дает основание для следующих кратких выводов.
Правительство, боясь массового восстания, всячески затягивало завершение
подготовки закона о государственных крестьянах.
Несмотря на то что обеспеченность государственных крестьян землей была
намного выше, нежели помещичьих и даже удельных, нельзя не признать, что
значительная часть их не получила достаточных наделов.
Этот факт и обусловил крестьянские волнения в ряде губерний в период
составления и выдачи владенных записей.
На основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводились на
выкуп. По этому закону оброчная подать, уплачиваемая ими, преобразовывалась в
выкупные платежи. При этом выкупные платежи увеличивались по сравнению с
оброчной податью на 45%. Этот закон, вызванный к жизни чисто фискальными
соображениями (необходимостью покрытия дефицитов в бюджете в связи с отменой
подушной подати), представлял собой самый неприкрытый грабеж крестьян.
По закону 12 июня 1886 г. крестьяне обязаны были вносить выкупные платежи до
1931 г., после чего они должны были стать собственниками земли.
4. Суть реформы.
Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие
круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где
не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для
составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы
сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому
делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном
комитете были созданы редакционные комиссии.
Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке
реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились главным
образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы.
Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего
класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли.
По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов.
К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также
помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте.
Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся
помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и
либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего
землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько
ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли.
Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики
черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить
крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в
руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими
руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой
ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий
денежный выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения