Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

XVII столетие в истории нашей страны - время примечательное,
переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это - время,
когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода,
позднего феодализма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3

1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
1.1. Причины крестьянской войны начала ХVII века …………………………. 5
1.2. Крестьянская война начала XVII века ……………………………………… 7
1.3. Взгляд на события начала XVII века
как на гражданскую войну в России ………………………………………... 12
2. ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С. Т. РАЗИНА.
2.1. Ход восстания ………………………………………………………………... 16
2.2. В. М. Соловьев о разинском движении …………………………………….. 17

3. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е.И.ПУГАЧЕВА.
3.1. События, предшествовавшие началу войны ……………………………….. 24
3.2. Ход крестьянской войны ……………………………………………………. 25
3.5. Некоторые особенности пугачёвского движения …………………………. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 30

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

скачанный реферат по истории.docx

— 91.04 Кб (Скачать файл)

рассматривались как составная  часть крестьянской войны, а само казачество  -

как авангард широкого народного  антикрепостнического восстания.  Справедливо

связывая выступления  казаков с протестом народных  масс  против  социального

гнета,  исследователи  в  то  же  время  по  существу   отождествляли   цели

казачества и крестьянства, приуменьшая тем самым (вопреки  прямым  указаниям

источников) самостоятельную  и активную роль казаков в событиях Смуты.

      Л.Л.Станиславский убедительно доказывает, что именно казаки составляли

ядро повстанческих армий  Лжедмитрия I, Болотникова  и «тушинского вора» и

наиболее  последовательно  поддерживали  самозванцев.  По  мере  возрастания

своего могущества казаки все более отчетливо проявляли  претензии  на  власть

в стране, на роль  нового  господствующего  класса,  что  серьезно  угрожало

самому существованию  дворянского сословия. Только незавершенность  сословной

(войсковой) организации  казачества, отмечает  автор,  не  позволила  казакам

захватить власть в Первом ополчении даже  в  момент  наибольшего  ослабления

дворянства.

      Вплоть  до  1619г.  «вольные»  казаки,   выступавшие   под   знаменами

самозванцев,  своих  избранных  вождей  -  пана  Лисовского   и   королевича

Владислава,  представляли  серьезную  угрозу  существовавшему  общественному

порядку.

      «Кем же  все-таки были казаки? Авангардом  революционного  крестьянства

или   грабителями-кондотьерами?   Освободителями   России   от   иностранных

интервентов или их пособниками? Борцами с феодальной эксплуатацией  или...?»

(23, 5). На этот вопрос  Станиславский  дает  ясный   и  точный  ответ:  «Они

были... казаками и делали все возможное, чтобы казаками  остаться,  пока  им

не пришлось отступить  перед всей мощью Русского государства»  (23,  242).  С

помощью фактов он доказал,  что  ядро  казачьего  войска  составляли  бывшие

крестьяне и холопы, для  которых уход в казачьи станицы  означал  освобождение

от феодальной зависимости. Таким  образом,  подтверждается  вывод  советской

историографии  о  тесной  связи  казацкого  движения  начала  XVII  века   с

протестом широких народных масс против социального гнета и  крепостничества.

      В то  же время, казачество - сложное  и противоречивое явление,  которое

далеко не укладывалось  в  рамки  привычных  представлений  о  Смуте  как  о

крестьянской войне.

      Важная  закономерность  для  понимания   судьбы  «вольного»  казачества

заключается в том, что  по мере становления сословной организации  казачества

все явственнее происходило  расхождение его  интересов  с  интересами  других

сословий - не только дворянства, но и основной массы крестьянства.

      Прекращение  же существования единого   сословия  «вольного»  казачества

связано не столько с внутренним его расслоением, сколько с мощным  давлением

со   стороны    феодального    государства,    целенаправленной    политикой

правительства Михаила Федоровича, в результате которой произошло распыление

казачества по разным территориям, сословиям и владельцам.

      Изучение  истории казачества,  одной   из  главных  движущих  сил   Смуты

позволяет под новым углом  зрения взглянуть и на эпоху Смуты  в целом.  Многие

историки считают, что  социальный протест крестьянства в  начале XVII века  не

приобрел ярко выраженной классовой  направленности  и  выливался  в  особые,

специфические формы - уход в казаки и участие в казацком движении.  Но  само

казачество  отнюдь  не  подходило   на   роль   «революционного   авангарда»

крестьянства и. более  того, сословные интересы казаков  зачастую  вступали  в

противоречие  с  интересами  основной   массы   трудового   населения.   Это

заставляет многих  историков  пересматривать  традиционные  представления  о

Смуте (и восстании Болотникова, в частности) как о крестьянской войне.

      Доказано,  что  одной  из  главных   пружин  развития   Смуты   являлся

антагонизм между казачеством  и дворянством, которые на  протяжении  полутора

десятилетий вели острую, непримиримую борьбу за власть в стране и влияние  в

армии. Но дело не ограничивалось столкновением  этих  двух  сил.  Существуют

интересные данные о выступлениях во время Смуты южного  дворянства,  которое

по  социальному  положению  близко  стояло  к  приборным  служилым  людям  и

страдало от экспансии  на их земли со стороны московского  дворянства.

      Важное значение  для понимания расстановки сил внутри  дворянского

сословия   накануне   и   в   период   Смуты   имеют   ранние   исследования

А.Л.Станиславского (23) по истории государева двора,  в которых он  выявил

наличие серьезных противоречий между привилегированным столичным и уездным

дворянством, а также между  дворянами центра и окраин. История  дворянства  в

Смутное время нуждается  в дальнейшем изучении. Однако уже  сейчас  ясно,  что

оно не было просто «попутчиком»,  а  играло  в  событиях  начала  XVII  века

активную и самостоятельную  роль.

      Труды А.Л.Станиславского представляют новое направление в исследовании

Смуты, в основе которой  лежал  не  только  антагонизм  между  дворянством  и

крестьянством, но и глубокий раскол внутри служилого сословия.  Этот  раскол

был обусловлен  послеопричным  кризисом  поместно-вотчинного  землевладения,

падением прежнего значения дворянской конницы,  изменением  соотношения  сил

между  дворянством  и   низшими   слоями   служилого   сословия,   серьезным

расхождением интересов  различных чиновных и территориальных  групп  служилых

людей. Дальнейшее изучение Смутного  времени  в  таком  русле  -  актуальная

задача исторической науки.

 

 

 

      2. В0ССТАНИЕ   ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С. Т.  РАЗИНА.

      2.1. Ход восстания.

 

      Кульминацией  социальных  выступлений  в  XVII  веке  стало  восстание

казаков  и  крестьян  под   предводительством   С.Т.Разина.   Движение   это

зародилось  в  станицах  донского  казачества.   Донская   вольница   всегда

привлекала беглых из южных  и центральных областей  Российского  государства.

Здесь они были защищены действием неписаного закона  «с  Дона  выдачи  нет».

Правительство, нуждаясь в  услугах казаков для обороны  южных границ,  платило

им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

      Степан  Тимофеевич Разин, уроженец станицы  Зимовейской,  принадлежал к

домовитому  казачеству  -  пользовался  большим  авторитетом.  В  1667г.  он

возглавил отряд в тысячу человек, который отправлялся в  поход «за  зипунами»

(на Волгу, а затем  на р.Яик, где с боем занял Яицкий городок).

      Летом  1668г.  уже  почти   20-тысячное   разинское   войско   успешно

действовало  во  владениях   Персии   (Ирана)   на   Каспийском   побережье.

Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных,  пополнявших их

ряды. На следующий 1669г., летом казаки разгромили у Свиного острова  (южнее

Баку) флот, снаряженный против них персидским шахом.  Это сильно  осложнило

русско-иранские отношения  и обострило позицию правительства  к казакам.

      В октябре  1669г. Разин  через  Астрахань   вернулся  на  Дон,  где  был

встречен с триумфом.  Окрыленный  удачей,  он  занялся подготовкой нового

похода, на этот раз «за  доброго царя» против  «изменников  бояр».  Очередной

поход казаков по Волге  на север превратился в  крестьянскую  смуту.  Военным

ядром оставались казаки, а  с притоком в состав отряда  огромного  количества

беглых крестьян, народов  Поволжья -  мордвы,  татар,  чувашей  -  социальная

направленность движения резко изменилась.

      В мае  1670 г. 7-тысячный отряд С.Т.Разина овладел городом Царицыном, в

то же  время  были  разгромлены  посланные  из  Москвы  и  Астрахани  отряды

стрельцов. Утвердив в Астрахани  казачье управление, Разин двинулся на  север

- Саратов и Самара добровольно  перешли на его сторону. С.  Разин обратился  к

населению  Поволжья  с  «прелестными»  (от  слова:   прельщать,   призывать)

письмами  в которых, призывал примкнуть к восстанию и изводить  изменников,

т. е. бояр, дворян, воевод, приказных  людей.  Восстание  охватило  огромную

территорию,  на  которой  действовали  многочисленные  отряды  во  главе   с

атаманами М. Осиповым, М. Харитоновым, В. Федоровым, монахиней Алёной и  др.

      В сентябре  войско  Разина  подступило  к   Симбирску,  и  месяц  упорно

осаждало его. Напуганное правительство  объявило  мобилизацию  -  в  августе

1679 г. 60-тысячное войско  направилось в Среднее Поволжье. В начале  октября

правительственный  отряд  под  началом  Ю.  Барятинского   нанес   поражение

основным силам Разина и присоединился к симбирскому  гарнизону  под  началом

воеводы И. Милославского.  Разин  с  небольшим  отрядом  ушел  на  Дон,  где

надеялся набрать новое  войско, но был предан верхушкой  казачества  и  выдан

правительству. 4 июня 1671г. он был доставлен в  Москву  и  два  дня  спустя

казнен на Красной площади. В ноябре 1671г. пала Астрахань - последний оплот

восставших. Участники восстания  подверглись жестоким репрессиям.

 

 

      2.2. В. М.  Соловьев о разинском движении.

 

      Тема Разинского восстания - крупнейшего народного движения России XVII

в. всегда вызывала большой  интерес у  исследователей  истории  нашей  страны

эпохи  раннего  средневековья.  Неудивительно,  что  и   сейчас,   когда   в

отечественной историографии  произошел пересмотр господствовавших в недавнем

прошлом концепций, к ней обращаются  историки.  Социально-психологические и

многие другие вопросы, связанные  с восстанием, в свое время нашли  отражение

в работах В.И.Буганова и А.Н.Сахарова, до сих пор сохраняющих приоритетные

позиции.

      Весьма  плодотворно в этом направлении  работает  и  В.М.Соловьев  (21),

которому принадлежит ряд интересных исследований.  В этой  части работы  я

хочу изложить концентрированной анализ воззрений В.М.Соловьева на  Разинское

движение и его вождя.

      В. М.  Соловьев счел возможным оценивать  Разинское восстание в качестве

«русского  бунта».  Считая  разинское  движение  «русским  бунтом»,  он   не

отказывается  от  оценки  происходивших  при  Степане  Разине  событий   как

восстания, а на определенной стадии их развития - как крестьянской войны.

      В. М.  Соловьев раскрыл сложную диалектическую  сущность событий 1667  -

1671гг.  В  историческом  контексте  они  предстают   как  причудливый  сплав

разномерных и разнопорядковых  стихийных проявлений,  в которых различимы

одновременно и черты  бессмысленного и беспощадного бунта, слепого мятежа,  и

все признаки огромного народного  восстания, и характеристики так  называемой

крестьянской  войны,  и  многое  другое,  от   чисто   казачьего   движения,

направленного  против  этатизма  -  диктата  государства,  до   национально-

освободительных, религиозных  выступлений. Наконец,  в  этих  событиях  мощно

дают знать о себе  авантюристические  начала  (мистификация  с  лжецаревичем

Алексеем  и  мнимым  патриархом  Никоном  и  т.  п.)  и  банальный   разбой,

Информация о работе Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв