Крестьянский социализм Герцена и Огарева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:56, статья

Описание работы

Период кризиса крепостничества характеризуется огромным подъемом общественной мысли в России. Этот подъем выразился, прежде всего, в появлении и сравнительно широком распространении идей социализма.
Русский социализм по мере своего развития все теснее связывался с политической и экономической борьбой против крепостного права, отражая в этой борьбе интересы крестьянства.
В целом это направление русской общественно-экономической мысли прямо связано с идеями декабристов и Радищева, но переход от дворянской революционности к крестьянской воплотил в себе Александр Иванович Герцен. Он и придал русскому социализму вполне определенный крестьянский характер.

Файлы: 1 файл

Гребенева К мсм.docx

— 14.71 Кб (Скачать файл)

Гребенева К.В

Группа № и1503

Тема: « Крестьянский социализм» Герцена и Огарева

Период кризиса крепостничества  характеризуется огромным подъемом общественной мысли в России. Этот подъем выразился, прежде всего, в появлении  и сравнительно широком распространении  идей социализма.

Русский социализм по мере своего развития все теснее связывался с политической и экономической  борьбой против крепостного права, отражая в этой борьбе интересы крестьянства.

В целом это направление  русской общественно-экономической  мысли прямо связано с идеями декабристов и Радищева, но переход  от дворянской революционности к крестьянской воплотил в себе Александр Иванович Герцен. Он и придал русскому социализму вполне определенный крестьянский характер.

Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарёв оставили обширное литературное наследие, внеся  большой вклад в отечественную  экономическую мысль. Центральное  место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Герцена, "ошейником рабства" на шее народа, позором русского быта. Герцен и Огарёв с возмущением  разоблачали алчность и паразитизм крепостников. Герцен писал, что "Россия не может сделать ни шага вперёд, пока не уничтожит рабство. Крепостное состояние русского крестьянства —  это рабство всей Российской империи». По словам Герцена, крепостничество обрекло русский народ на "податное состояние, отданное не только на разграбление, но и на сечение помещикам и полиции". Он с особым негодованием писал о торговле людьми, поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей, "купленных как товар, проданных как стадо".

Критикуя крепостническую  систему, Герцен и Огарёв выдвинули  и обосновали требование её уничтожения. Борьбе с крепостничеством они подчинили  все свои интересы, на это направили  все усилия.

Существенные изменения  претерпела аграрная программа Герцена  и Огарёва. Обнародованный в середине 50-х годов на страницах "Полярной звезды" её первоначальный вариант  исходил из уничтожения крепостного  права и наделения крестьян землёй. Однако он не включал требований об уничтожении помещичьей собственности  на землю и передачи всей земли  крестьянам. Предполагалась передача только общинных земель. В дальнейшем после реформы 1861 г., аграрная программа  Герцена и Огарёва включила требования полной ликвидации помещичьей собственности  на землю и передачи всей земли  в собственность крестьян. Герцен и Огарёв выступили с резкой критикой "Положения 19 февраля 1861г».

Герцен выступил как основоположник теории "русского крестьянского  социализма". Её разделял и Огарёв. Они исходили из ошибочного представления  о том, что после падения крепостного  права Россия пойдёт по социалистическому  пути. Их идеалом стал социализм, а  борьба с крепостничеством приобрела  социалистическую окраску. Зародыш  социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции  в Западной Европе после поражения  революции 1848 г., он возлагал свои надежды  на Россию. В 1851 г. в статье "Русский  народ и социализм" Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его  мнению, Россия с её крестьянской общиной  ближе к социализму, чем страны Западной Европы.

Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское  самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования  готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала  крестьянская община.

В действительности во взглядах Герцена не было ничего социалистического. Он создал и развивал одну из утопических  теорий.

Антикрепостническая направленность, революционный демократизм отличали теорию "русского крестьянского  социализма" от учения социалистов-утопистов  Запада. "Крестьянский социализм" был тем идеалом, который поднимал на борьбу многих революционеров-разночинцев.

 

Идеи А.И. Герцена и  Н.П. Огарева отражали борьбу крестьянства против помещичьего землевладения  в условиях падения крепостного  права, развивавшихся в России капиталистических  отношений. Проповедуя идеи «крестьянского социализма», они нападали на феодальное помещичье землевладение, доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной собственности  и передаче всей земли крестьянским общинам.

Анализ теории «крестьянского социализма» показывает, что она  представляла собой разновидность  утопического социализма, хотя и превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной действенностью и тесной связью с практикой, с  движением народных масс.

Жизнь показала несостоятельность  данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма  в России опровергло надежды, возлагавшиеся  Герценом и Огаревым на общину и  некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии  противодействовать развитию капитализма  и предотвратить дифференциацию крестьянства. Но, несмотря на свой утопизм теория эта была формой, выражавшей прогрессивное требование об уничтожении крепостничества.


Информация о работе Крестьянский социализм Герцена и Огарева