Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Начиная с Судебника 1497 года в России законодательно было закреплено крепостное право. По мере развития российского общества этот институт все более ужесточался.
Появление крепостного права – это прежде всего крестьянский вопрос. Это один из самых острых вопросов в истории России. И Екатерина II пытается решить его в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.92 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра отечественной  истории

 

 

Кусторовская Анастасия Сергеевна

 

 

Реферат по теме:

«Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.»

 

 

 

Научный руководитель:

А.А. Бродников

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2013

Введение

Начиная с Судебника 1497 года в России законодательно было закреплено крепостное право. По мере развития российского общества этот институт все более ужесточался.

Появление крепостного права  – это прежде всего крестьянский вопрос. Это один из самых острых вопросов в истории России. И Екатерина II пытается решить его в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.

Была ли в итоге эта  попытка удачной, и какую роль Уложенная комиссия сыграла в  разрешении крестьянского вопроса. Необходимо решить ряд задач, а именно:

  • Каким было положение крестьян во времена правления Екатерины II
  • Какие наказы крестьян были в Уложенной комиссии
  • Итоги Уложенной комиссии по крестьянскому вопросу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестьянство  во время правления Екатерины  II

Время правления Екатерины  Великой называют периодом Просвещенного  абсолютизма, т.к. в это время Россия в целом продолжала развитие по путям, проложенным Петром Первым.

Однако полной свободы  хозяйственной жизни не могло  быть до тех пор, пока сохранялось  крепостное право. Теперь легко понять, какая задача предстояла законодательству Екатерины при устройстве отношений  землевладельцев с крепостным крестьянством: задача эта состояла в восполнении  пробелов, допущенных в законодательстве о поземельных отношениях обеих  сторон. Екатерине предстояло провозгласить общие начала, которые должны были лечь в основание их поземельных отношений, и согласно с этими началами указать точные границы, до которых простирается власть землевладельца над крестьянами и с которых начинается власть государства. Определение этих границ, по-видимому, занимало императрицу в начале царствования. В комиссии 1767 г. послышались с некоторых сторон смелые притязания на крепостной крестьянский труд: требовали расширения крепостного права классы, его не имевшие, например купцы, казаки, даже духовные, к их стыду. Эти рабовладельческие притязания раздражали императрицу, и раздражение это выразилось в одной коротенькой записке, дошедшей до нас от того времени. Эта записка гласит: "Если крепостного нельзя персоной признать, следовательно, он не человек; так скотом извольте его признавать, что к немалой славе и человеколюбию от всего света нам приписано будет". Но это раздражение осталось мимолетной патологической вспышкой гуманной правительницы. Люди, близкие и влиятельные, знакомые с положением дел, также советовали ей вмешаться в отношения крестьян к помещикам. Можно предполагать, что освобождение, полная отмена крепостной неволи тогда еще не под силу правительству, но можно было провести в умы и законодательство мысль о обоюдно безобидных нормах отношений и, не отменяя права, сдержать произвол.

Для решения этого вопроса, а также с целью рациональной организации сельскохозяйственного  производства было создано Вольное  Экономическое общество (1765 г.). Одно из старейших в мире и первое в  России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных  ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися  в условиях роста рынка и торгового  земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО  было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.

Внутренние противоречия екатерининского правления нашли  себе полное отражение в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим  обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность  и даже присудила первую премию французу Лебею, утверждавшему: "Могущество государства основано на свободе и благосостоянии крестьян, но наделение их землей должно последовать за освобождением от крепостного права".

Но с другой стороны, именно при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в  отношении принадлежащих ему  крестьян. В 1763 г. было установлено, что  крепостные крестьяне, которые решились "на многие своевольства и предерзости", должны "сверх надлежащего за их вины наказания" оплачивать все расходы, связанные с посылкой воинских команд на их усмирение.

В целом по стране процентное соотношение крестьянства во второй половине 1760-ых годов было таковым: государственные крестьяне – 40%; крестьяне дворцового ведомства, государевы (принадлежащие императорской фамилии) – 6,9%; посессионные крестьяне – 0,74%; помещичьи и дворовые крестьяне  – 53,2%.

Положение государственных  крестьян существенно отличалось от положения других категорий крестьянства. Они фактически зависели от одного «хозяина» - государства. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля на которой работали такие крестьяне считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. Платой за все это былы повышенные налоги и большое колличество всякого рода повинностей (об этом подробнее в Наказы крестьян). К группе государственных крестьян относят также ясачныхкрестьян – сельских жителей национальных окраин, плативших особый вид налога, называемый «ясак».

Особую группу среди крестьян составляли крестьяне посессионные, т. е. приписанные к заводам государственным  и частновладельческим. Посессионные крестьяне являлись также государственными. На заводах могли трудиться к  тому же и частновладельческие крестьяне. Положение посессионных  крестьян можно проследить по заводам Урала. Приписанные к заводам Урала  крестьяне трудились на предприятии  от 70 до 160 дней в году и более, отрабатывая  за больных и престарелых. Рабочий  день продолжался от 10 часов зимой, до 14-15 часов летом.

Дворцовые крестьяне принадлежали царю. Они платили и работали меньше, чем частновладельческие, но их оброк  был не натуральным, а денежным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наказы крестьян

В Уложенной комиссии лишь несколько депутатов выступили  за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.

Особенно важны наказы различных групп государственных  крестьян — это живые свидетельства  горестей и чаяний огромных масс сельских тружеников. Наказы крестьян полны  жалоб на произвол и бесправие, гнет тяжелых налогов и повинностей, острое малоземелье, захваты земель дворянами, жесткие ограничения  крестьянской торговли и др.

Наказы однодворцев:

  • Содержались жалобы на тяжесть подушной подати.
  • Жалобы на разорение от рекрутской повинности. Однодворцы должны были комплектовать 1 драгунский и 10 пехотных полков. По правилу они поставляли рекрутов раз в 5 лет, а на самом деле сборы проводились ежегодно по рекруту с 50, а то и с 25 человек.
  • Жалобы на разорение от «постоев». В обязанность однодворцев входило брать на постой солдатские полки, что сильно разоряло хозяйство однодворцев.

Наказы черносошных крестьян:

  • Жаловались крестьяне на большое колличество повинностей в пользу государства. Подушную подать надо было выплачивать не только за неработоспособных и умерших, но и выбывших. К тому же, подушная подать была увеличена на 60 копеек. Кроме подушной подати крестьяне платили за все рыбные, лесные угодья, покосы, амбары.  Больше всего повинностей отрабатывали сибирские крестьяне.  В их обязанности входило не только выплата всех налогов и сборов, но и обеспечение ямщицкой гоньбы, постройки речных судов, доставки провианта на заводы. Также они были обязаны отрабатывать по 3-8 месяцев на заводах, нести повинности по ремонту дорог и мостов. В этой связи крестьяне требовали отменить все повинности и налоги, оставив только подушную подать.

Наказы приписных крестьян:

  • Наказы приписных крестьян несли в себе ряд экономических требований. В частности, они требовали повышения оплаты труда, за «проходные дни» (дни, в которые крестьяне шли на завод и уходили с него), снижения подушного оклада.
  • Также крестьяне требовали отмены отработок за малолетних и увечных, беглых и умерших.
  • Верхом требований в наказах приписных крестьян было освобождение их от работы на заводе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итоги Уложенной  комиссии по крестьянскому вопросу

Советская историография  объясняла бесплодность Уложенной  комиссии тем, что в выступлениях некоторых депутатов раздавались  голоса в защиту крестьян, вызвавшие  страх у императрицы. Именно поэтому  она отказалась от возобновления  работы комиссии. Однако подлинная  причина отказа Екатерины от возобновления  деятельности Уложенной комиссии состояла в том, что составительница "Наказа" с большим опозданием убедилась  в игнорировании ею реальных условий  жизни российского общества, не созревшего для восприятия идей просветителей. Не случайно в депутатских наказах  и в выступлениях депутатов лишь изредка обнаруживаются ссылки на "Наказ" Екатерины: идеи "Наказа" Екатерины  не нашли понимания ни в выступлениях депутатов, ни во мнениях населения, их избравших.

Отвечая на вопрос, была ли попытка  решения крестьянского вопроса  в Уложенной комиссии удачной, однозначно можно сказать «нет».  По итогам работы Уложенной комиссии не было сделано ни единого законодательного постановления, попытки реформирования были раскритикованы и отклонены.

Обсуждение крестьянского  вопроса в Уложенной комиссии явно показало, что практически все  дворянство ни на толику не собиралось уступать крестьянству в ослаблении их состояния. Дворяне не были заинтересованы ослаблять налоги государственных  крестьян, так как не хотели сами становиться налогоплательщиками, и тем более не были заинтересованы терять  свою власть над крепостными крестьянами.

Екатерине II принадлежит  заслуга гласного возбуждения вопроса  о крепостном праве, который обсуждался в созванной ею Комиссии для составления  проекта нового уложения. Но Екатерина  ничего не сделала, чтобы облегчить  разрешение этого трудного вопроса. Трудность его заключалась в  том, что законодательство принимало  крепостное право, как оно складывалось практикой жизни. Слабо его регулируя, не выясняя отчетливо его юридического существа и состава.

 

 

 

Список литературы

  1. Сборник Русского исторического Общества
  2. Павленко Н. И. «Екатерина Великая», – М.: Молодая гвардия, 1999
  3. Сайт: http://ru.wikipedia.org
  4. М.Т. Белявский «Крестьянский вопрос накануне»

 


Информация о работе Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.