Контрольная работа
История Беларуси
Тема 5
Кревская уния. Гражданская война 1386 –
1392 гг. в Великом Княжестве Литовском
Введение
Реальная угроза отпадения русских земель
побудила аукштайтскую знать обратить
свои взоры в сторону быстро крепнувшего
западного соседа – Польского
королевства. Польские феодалы к XIV в. Захватили
Галицко-Волынскую Русь – этническое
ядро будущей Украины, и лелеяли планы
дальнейшей экспансии на русские земли.
В этом их интересы сталкивались с амбициями
Великого Княжества Литовского. Однако
общая угроза со стороны немецких крестоносцев
толкала обе стороны к сближению.
Немецкие крестоносцы
под флагом католического миссионерства,
с благословления римской курии, не стесняясь
в средствах, стремились расширить свои
прибалтийские владения. Они жестоко опустошали
соседние польские, литовские и русские
земли. Однако всесторонний исторический
анализ показывает, что крестоносцы никогда
не располагали такими силами и средствами,
чтобы могли всерьез угрожать существованию
таких больших государств как Польша,
Литва или Русь. Крестоносная угроза не
шла ни в какое сравнение с татарской,
не раз ставившей под вопрос само бытие
народов, оказавшихся жертвой вторжения
кочевых орд.
Таким образом, крестоносная угроза содействовала
польско-литовской унии, но отнюдь не была
ее основной причиной. Главной причиной
было стремление литовских феодалов, опираясь
на помощь Польши, удержать и расширить
русские владения. Польские же феодалы,
в свою очередь, надеялись инкорпорировать
в состав Польши саму Литву вместе с ее
русскими владениями.
Сближение
Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно
важный аспект. Литва оставалась последним
в Европе языческим государством, где
языческое меньшинство доминировало над
христианским большинством. К тому же
это христианское большинство уже принадлежало
к соперничавшему с западным католицизмом
греческому православию. Такая ситуация
ставила литовское государство в изолированное
и весьма уязвимое положение. Христианизация
Литвы была неизбежным условием включения
ее в систему европейской цивилизации,
а выбор между Польшей и Русью означал
для литовской знати не только отказ от
язычества. Он означал выбор между западным
католицизмом и восточным православием.
Это был не только политический, но и цивилизационный
выбор, выбор этнокультурной ориентации.
Кревская уния 1385 г. – инкорпорация
Великого княжества Литовского в Польскую
Корону на « на все время».
В начале
лета 1385г. три больших посольства – Великого
княжества, Польши и Венгрии – собрались
в Крево. Переговоры велись без торопливости,
и к 14 августа были выработаны обязательства
Ягайло, которые он должен был выполнить
за получение королевской короны. Великий
князь обещал принять католичество и обратить
в эту веру своих родственников и подданных,
покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать
все захваченные другими странами польские
земли и «страны свои Литву и Русь навечно
присоединить к короне королевства Польского».
Была среди договоренностей еще одна.
В 1378 г. при подписании договора о женитьбе
Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны
условились о выплате компенсации в 200
тысяч флоринов (это более 700 кг золота)
стороной, отказавшейся от брака. В Крево
и эту огромную сумму Ягайло обязался
заплатить за польскую сторону.
На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены
такие условия унии: объединенными государствами
должен управлять один человек, сочетающий
функции короля и великого князя, сначала
таковым будет Ягайло, а затем – прямой
потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических
дел, касающихся обеих держав, а также
защита территории должны быть совместными,
внутреннее управление в каждой из стран
– раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве
– свои войска, правительства и отдельная
казна. Белорусскому населению была оставлена
свобода исповедания восточно-христианской
веры.
11 января 1386
г. польское посольство вручило князю
Ягайло документ, утверждающий, что он
избран «королем и обладателем» королевства
Польского. Великий князь, хорошо зная
сложную политическую ситуацию в Польше,
потребовал подтверждения этого акта
«обществом».
2 февраля в
Люблине представители «народу шляхетского»
заявили Ягайло в присутствии его многочисленной
родни и знати, что выбирают его своим
«господином». Только после этого величественно-пышная
процессия во главе с Ягайло направилась
в Краков. В процессе следования Ягайло
принимал польских князей и вельмож, прибывавших
со всех концов Польши с заверениями в
почтении и покорности.
В связи с существовавшей
традицией возводить на польский трон
только католика православный Ягайло-Яков
крестился по католическому обряду и получил
новое имя – Владислав. Вместе с ним в
этом обряде принимали участие и его родственники,
в том числе и Витовт, который, как уже
отмечалось, два года назад уже крестился
по католическому обряду. Через четыре
дня состоялся брак новоявленного Владислава
с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей
и рыцарства с большой пышностью направился
из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта
в сопровождении епископов краковского
и познанского возложил на голову Ягайло
богато отделанную драгоценными камнями
золотую корону короля Польши. На другой
день король в соответствии с обычаем
вместе со своей свитой объехал город,
а затем на рынке, сев на специально подготовленный
трон, принес присягу на верность жителям
столицы и ее городскому совету.
Вывод:
Уния 1385г. не являлась только династическо-персональной,
когда государства объединялись посредством
общего для них монарха и его потомков.
Практически в Кревском замке был составлен
и подписан акт государственно-правового
объединения двух государств. Юридически
уния была как бы инкорпорацией Великого
княжества в королевство Польское. Создавался
единый политико-государственный организм.
Статус Ягайло определялся «как монарха
обеих стран». После принятия унии все
литовские и белорусские князья должны
были принять присягу на верность короне
Польской, а бояре-католики княжества
получили те же права, что были у польской
знати. Но фактически самостоятельность
Великого княжества Литовского не была
утрачена. Беларусь и Литва долго еще,
до второй половины XVI в., будут жить своей,
самостоятельной жизнью. Великое княжество
Литовское сохранило свои финансы, войско,
символику, самостоятельно проводило
внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших
совместные с Польшей интересы.
Гражданская война 1386 – 1392 гг.
в Великом княжестве Литовском.
Городельская
уния 1413 г.
Условия Кревской
унии в большей мере были выгодны польской
знати, которая упорно стремилась на вечные
времена присоединить земли Великого
княжества Литовского к Польше. Значительная
же часть белорусских феодалов не хотела
мириться с ущемлением политической и
государственной самостоятельности Великого
княжества. Поэтому началась борьба против
Ягайло и его политики.
Еще продолжались
коронационные торжества, как из Полоцка
поступило сообщение: брат Ягайло, князь
Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских
рыцарей и латгальских воинов, при поддержке
князя смоленского Святослава напал на
Великое княжество. Нападение отличалось
особой жестокостью.
Собрав войско, князья
трокский Скиргайло, брестско-гродненский
Витовт, новгород-северский Корибут выступили
к Мстиславлю, который осаждали войска
смоленского князя Святослава. В ожесточенной
битве смоляне были разгромлены. Святослав
с многими своими боярами погиб, его сыновья
Глеб и Юрий попали в плен. После этого
войска Великого княжества пошли на Полоцк,
взяли его, а князя Андрея заковали в цепи
и посадили в склеп. В Полоцке стал княжить
Скиргайло, в смоленском княжестве остался
его ставленник.
Осенью 1386г. Ягайло навестил
в Витебске свою мать, посетил Полоцк и
другие города Великого княжества. Целью
этой поездки, несомненно, было разъяснение
своей политики на будущее в новой ситуации
с тем, чтобы развеять враждебное отношение
к себе как к государственному деятелю.
Скорее всего, не везде находил он должное
понимание и поддержку. Тем более, что
распространялись слухи о его намерении
не только крестить язычников, но и обращать
православных в католичество.
Во всех делах этого периода
Ягайло опирался на помощь своего брата
Скиргайло-Ивана, который, кстати, к этому
времени был православным и никогда уже
не отступался от этой веры. С ним Ягайло
делил власть в стране и, после смерти
Кейстута, отдал брату его удел. Уезжая
осенью 1387г. в Краков, Ягайло, как отмечено
в «Хронике Быховца», «...губернатором
поставил в Вильно и на Великом княжестве
Литовском брата своего Скиргайлу».
Усиление влияния
Скиргайло и возвышение его фактически
до второго лица в Великом княжестве с
неодобрением были встречены Витовтом,
которому к тому же король не дал обещанную
часть Волынской земли с городом Владимиром.
Этим сразу же воспользовались силы, заинтересованные
в возрождении междоусобицы. Ягайло донесли
в Краков, что Витовт будто бы переписывается
с московским князем и не иначе как готовит
измену. Люди короля переняли возле Витебска
посланца Витовта в Москву, и Ягайло, не
стесняясь в средствах, допросил его, стремясь
добиться нужных показаний.
Витовту также постоянно
нашептывали «доброжелатели», что слуги
Скиргайло готовят лично против него заговор.
Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей
и Кейстутовичей снова стала усиливаться
напряженность, готовая вот-вот вылиться
во враждебность и братоубийственную
войну.
В 1389г. по инициативе
королевы Ядвиги в Люблине состоялась
встреча Скиргайло и Витовта. Последний
обязался не слушать доносы и во всем помогать
двоюродным братьям, однако, возвратившись
в Луцк, начал готовить против них выступление.
Попытка выступления не удалась, и Витовт
бежал в Гродно. Собрав здесь значительное
войско, он напал на Вильно, но взять замки
не смог и вместе со своей семьей перебрался
в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте.
Мазовецкие властители не захотели портить
отношения с Краковом и Вильно и в помощи
Витовту отказали. Тогда он при посредничестве
плоцкого князя Земовита вступил в переговоры
с Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие
от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику
непримиримую позицию. Последний волей-неволей
был вынужден в конце 1389г. с семьей и многочисленной
свитой направиться к крестоносцам.
Те, исходя
из своих стратегических интересов ослабления
как Великого княжества, так и Польши,
приняли его. Однако, помня недавнюю измену
Витовта, они на этот раз взяли в качестве
заложников его жену Анну, сестру Рингалу,
брата Сигизмунда, а также сотню свитских
бояр. Кроме того, от Витовта потребовали
торжественной присяги и подписания заверений,
что после утверждения в Великом княжестве
он будет верным подданным ордена. Еще
одним требованием крестоносцев было
возвращение долгов за содержание, оружие
и продовольствие, которые он получит.
Витовт на все условия согласился, присягнул
на Священном писании и при многочисленных
свидетелях подписал все необходимые
документы. Сепаратистские устремления
Витовта нашли поддержку у значительной
части населения Великого княжества. К
нему потянулись и бояре, и простые люди.
В этом выражалась позиция литовских и
белорусских феодалов, стремившихся восстановить
свою политическую роль в Великом княжестве,
а социальных низов – получить награду
после победы. И те, и другие поддержали
борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась
до 1392 г. Крестоносцы также готовились
к наступлению и объявили о предстоящем
походе во всей Европе, и рыцарство с целью
«распространять среди язычников и схизматиков
правдивую веру Христову» на востоке потянулось
в орден. Назревала большая война. Причем
она началась в обстановке, когда, как
говорится в «Хронике...», «наступило разделение
на две части. Одна часть бояр и простого
народа за Витовта, а другая за Скиргайло
стояла и содействовала».
В августе 1390г.
сорокатысячное войско под началом Витовта
и великого комтура Конрада Валенрода
«…на Троки пошли. Добыли их с замком частыми
штурмами, сожгли и разрушили и пошли на
Вильно». Недалеко от города на реке Вилии
наступавшие встретились с армией Скиргайло,
состоявшей из белорусских, литовских
воинов и отряда польских рыцарей, присланных
Ягайло. Битва была жестокой и продолжительной.
«Хроника литовская и жемайтская» сообщает,
что «Литва и Русь отвагой, как то в доме
«своем» вылучалися, а немцы оружием и
мощью побеждали». И не выдержало напора
войско Скиргайло, и побежало «где кто
смог» к Вильно.
4 сентября Витовт
и Валенрод осадили Вильно. Деревянный
замок в Кривом городе защищал гарнизон
под началом родного брата Ягайло, князя
Мстиславского Коригайло-Казимира. При
появлении войска Витовта его сторонники
подняли бунт в замке, подожгли его изнутри
и набросились на сподвижников Скиргайло.
Одновременно осаждавшие ворвались в
замок. Немцы схватили князя Коригайло
и потащили к Витовту. Тот приказал отсечь
двоюродному брату голову, насадить ее
на копье, как бы показывая осажденным,
что их ждет, если не сдадутся.
Каменный Высокий
замок устоял. Его с необычайным мужеством
защищали белорусские воины и польский
отряд во главе с братом Ягайло пинским
князем Наримунтом. Он был душой обороны,
смело сражался сам и воодушевлял других.
Чтобы обезглавить защитников замка один
из знаменитых крестоносцев вызвал его
на поединок. Как человек чести князь,
вопреки уговорам осажденных, выехал из
замка и вступил в бой. «Хроника...» сообщает,
что «когда они выехали в поле, один другого
мужественно ударили копьями, Наримунт
был сбит с коня копьем». Вопреки правилам
рыцарского поединка, его связали и потащили
к Витовту. Тот приказал Наримунта «за
ноги на вязовом дереве подвесить... и стрелами
сам собственноручно его расстрелял».
Происходило все на глазах у осажденных,
но это не поколебало их стойкости. Через
три месяца Витовт и его союзники – крестоносцы,
убедившись в бесплодности попыток взять
замок, сняли осаду и с награбленным добром
и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.
Естественно, Ягайло
не остался в стороне от этих событий.
Как отмечается в «Хронике...», «Король
Ягайло сначала подошел к замкам, где Витовт
посадил немцев». После длительного штурма
была взята Брестская крепость. «С большими
трудностями» была добыта и Каменецкая.
После этого Ягайло пошел на Гродно, куда
на помощь ему прибыл Скиргайло вместе
с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием
из Новгорода-Северского. Витовт с прусскими
крестоносцами пришел на помощь осажденным.
Но через 50 дней осады Гродно был взят
королевскими войсками. Одновременно
союзник Ягайло, мазовецкий князь Януш,
занял Дрогичин, Бельск, Сураж и другие
более мелкие крепости.
Это не остановило
Витовта в его стремлении не только утвердиться,
но и захватить владения родственников.
Поскольку в оказании ему дальнейшей поддержки
крестоносцы не проявляли энтузиазма,
он «заложил им землю Жемайтскую за триста
тысяч золотых». Витовт, конечно же, рассчитывал
не только на крестоносцев и западных
рыцарей, которым щедро платил, но и прежде
всего на поддержку населения Великого
княжества, особенно его западной части,
где пользовался авторитетом и популярностью.
Кроме того, Кейстутовича поддерживала
Полотчина.
В сентябре 1391г. начался
новый крестовый поход Витовта и Валенрода
на Великое княжество. На Вильно двинулась
46-тысячная, вооруженная «пушками и иными
многими приспособлениями» армия. Всему
окружающему миру было объявлено о походе,
который принесет окончательную победу
христианскому рыцарству над «язычниками
и еретиками». Хотя вскоре великий магистр
с основными своими силами повернул назад,
в Пруссию, Витовт с жемайтскими, полоцкими
хоругвями и немцами-наемниками продолжил
войну. Ему удалось разбить под Вильно
войско Скиргайло, сжечь Кривой город.
Проанализировав ситуацию,
Ягайло и его союзники пришли к выводу,
что вооруженная борьба с Витовтом может
затянуться на долгие годы и, кроме унижения,
а то и подчинения крестоносцам Великого
княжества, ничего не даст. Решено было
начать переговоры с Кейстутовичем. Проявив
политическую зрелость и мудрость, король
обратился к нему: «Не губи больше той
земли... отечества свое и наше, пойди, брат,
до нас на согласие и в великую любовь
братнюю. Возьми себе великое княжение
в Вильно, престол великого дяди своего
Ольгерда и отца своего, великого князя
Кейстута».
Витовт немедля согласился. Отправив тайно
жену со всем имуществом в надежное место
в Жемайтии, с верными боярами направился
в свой замок под Ковно. Живших там немецких
крестоносцев, рыцарей и купцов перебил
и приказал бросить в Неман. Наиболее известные
из них были взяты в плен.
В июле 1392г. он прибыл
под Вильно. К замковым стенам были направлены
глашатаи, которые сообщили о добровольном
возвращении Витовта на родину. Увидев
белые вымпелы посланцев Витовта, гарнизон
замка был удивлен: те, что два месяца назад
опустошали все вокруг Вильно, убивали,
брали в плен и грабили, вдруг пришли с
мирными намерениями. Скиргайло предложил
им спешиться и сложить оружие. Не согласившись,
Витовт со всей свитой временно поселился
в небольшой крепости на р. Щара, вдали
от важнейших политических и оборонительных
центров княжества. Из этого своеобразного
заключения его освободил Ягайло. Он не
только сам «...до Витовта ставился ласково»,
но и вынудил Скиргайло «принять с ним
товарищество», т.е. присягнуть на взаимную
дружбу. В августе 1392г. в Острове (Островце)
король принял от Витовта присягу, что
«Польшу в счастливых и несчастливых обстоятельствах
не оставит и не изменит». Длительная политическая
борьба закончилась взаимным компромиссом.
Вопреки протестам других Ольгердовичей,
Ягайло возвел Витовта на виленский престол,
чем фактически возвысил его над киевским
князем Владимиром, северским Дмитрием-Корибутом,
полоцким и витебским Свидригайло и ближайшим
своим помощником и единомышленником
Скиргайло.
Назначая его своим наместником, великий
князь литовский (а им в это время был Ягайло)
не только надеялся на укрепление центральной,
великокняжеской власти, но и старался
угодить католическому духовенству, которое
не воспринимало непоколебимо верного
православию Ивана-Скиргайло.
Великий князь Витовт,
продолжая добиваться независимости ВКЛ
от Польши, стремился разорвать свои зависимые
отношения с польским королем Ягайло.
С этой целью на съезде феодалов Польши
и ВКЛ, который прошел в 1413 г. в замке Городля
(на реке Западный Буг), была подписана
Городельская уния — союз между ВКЛ и
Польшей. По условиям унии сохранялась
самостоятельность ВКЛ.
В постановлении Городельского
сейма 1413г. устанавливалось, что только
«католики, Римской церкви подвластные»,
владеют и пользуются экономическими
привилегиями. Православные феодалы лишались
права избрания великого князя. Его могли
избирать только «господа и шляхтичи земли
литовской, сторонники христианской религии,
Римской церкви подвластные, не схизматики
или другие поганые». Здесь же подтверждался
запрет на браки между католиками и православными.
Уния 1413 г. подтвердила
союз ВКЛ с Польским королевством, но в
отличие от Кревской унии 1385 г. власть
в ВКЛ стала практически принадлежать
Витовту. В этой связи возникла идея о
присвоении Витовту титула короля и превращении
ВКЛ в королевство. На сентябрь 1430 г. была
назначена дата коронации Витовта. Но
посланная германским императором королевская
корона была перехвачена польскими феодалами,
которые не желали возвышения ВКЛ. При
Витовте ВКЛ стало одним из крупнейших
государств в Европе, которое простиралось
от Балтийского до Чёрного моря.
Вывод:
Таким образом, борьба между
Ягайло и Витовтом продолжа¬лась с 1389
г. по 1392 год и закончилась в августе 1392
г. В Остраве было подписано соглашение
между Ягайло и Витовтом, по ко¬торому
в Литве возобновлялась великокняжеская
власть. Витовт признавался пожизненно
великим литовским князем, а самому ВКЛ
гарантировалась автономия в союзе с Королевством
Польским под верховной властью короля.
Значение Городельской унии 1413 г. состоит
в том, что именно с нее начинается весьма
неоднозначный процесс - процесс полонизации
и католицизации Великого княжества Литовского.
По условиям унии католики получили определенные
привилегии при доступе к "урядам"
- государственным должностям. Польская
знать браталась с литовской, передавая
ей свои гербы, начинала формироваться
чуждая народным массам по своей вере
и даже этнической принадлежности элита.
Другими словами, именно Городельская
уния создала предпосылки для наступления
Польши на русские земли Великого княжества
Литовского.
Заключение
Таким образом, конец XIV в. характеризуется
важными политическими событиями в истории
Великого княжества Литовского. В 1385г. была
заключена Кревская уния с Польшей, положившая,
как оказалось, начало медленному, однако
поступательному расширению влияния Польши
на государственно-политическую и культурно-религиозную
жизнь княжества.
Она же способствовала усилению внутриполитической
борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута
Витовтом, что сопровождалось человеческими
потерями и материальными разрушениями.
До 1385г. в развитии Великого княжества
доминировало преимущественно белорусское
начало вообще, белорусская культура,
что проявлялось в первую очередь в государственном,
официальном статусе белорусского языка.
Им пользовались не только канцелярия
и великокняжеский двор, но и феодальная
верхушка. Но после Кревской унии начался
тот процесс, который привел в конце XVII
в. к запрещению белорусского языка в официальном
делопроизводстве и замене его именно
польским.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси
с древнейших времен до нашего времени.
– Мн., 2002.
2. Чигринов П.Г. Очерки Истории Беларуси.
– Мн., 2000.
3. Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский
период: Учебное пособие. – Могилев: МГУ
им. А.А.Кулешова, 2003. |