КРИТО-МИКЕНСКАЯ
КУЛЬТУРА
Выполнил студент группы 9Э42
Демидов А.Н
- Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
- Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
- Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс — город-дворец Миноса (И тыс. до н. э.).
- Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на критскую (111 — 11 тыс. до н. э.) и микенскую (XV —XII вв. до н. э.).
- В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.
- Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами — и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
- Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая — супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
Кносский дворец
- Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
- Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери,
- возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
Не менее
роскошными были дворцы ахейских
владык, но они отражали иной
взгляд на мир- Так, город-дворец
Микены царя Агамемнона (II тыс. до н. э.)
расположен на холме и защищен мощными
стенами, сложенными из огромных каменных
глыб.
Львиные ворота
- . Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы,
- двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
Суровая скупая
архитектура обусловила характер
декора, в котором преобладали
сюжеты, связанные с борьбой: охота
на львов, травля собаками кабана,
воины, седлающие коней для похода,
ахейцы в высоких шлемах с
копьями и щитами. Сама тематика
воплощала основное кредо микенской
культуры — торжество физической
силы и суровый, воинственный
дух ахейцев, часто совершавших
грабительские набеги на соседние
племена. О том же свидетельствовали
погребальные маски, передающие
индивидуальные черты суровых
и властных ахейских владык, а
также отражающие желание возвеличить
царя — чувство, незнакомое критянам.
- Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность,
- подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
Вазопись стиля
Камарес
- Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.