Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:20, контрольная работа
В дореволюционный период - во второй половине XIX в. - появились первые краткие историографические экскурсы по изучению императорской фамилии. В связи с отсутствием единых критериев историографического анализа, авторы давали общую оценку предшествующим публикациям. Отдельные сведения о М. М. Сперанском содержат труды дворянских историков XIX столетия, посвященные царствованию Александра I. Среди них особенно выделяется работа Н. К. Шильдера, автора самой крупной по объему из всех биографий Александра I, в которой немало внимания уделено проектам преобразований М. М. Сперанского, оценке личности реформатора.
Введение 3
Основная часть 4
2.1 Основные тенденции и противоречия в социально - экономической жизни страны. Кризис феодального хозяйства 4
2.2 Крестьянский вопрос в политике самодержавия. Изменения в политико-правовом и социально-экономическом положении помещичьих и государственных крестьян 8
Изменение в системе государственного управления. 10
Александр I 10
Николай I 15
Заключение 18
Список литературы 19
В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для низших слоев населения. Значительную автономию (независимость от властей) получили университеты, число которых увеличилось.
Одним из самых важных решений Александра стал указ от 20 февраля 1803г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое значение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности». [3]
В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».
Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.
Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.
С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.
Первый опыт конституции в России. Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении, об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.
Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.
Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.
Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.
Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.
К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.
Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.
3.1 Николай I
Николай I стал императором 14 декабря 1825 г. [5] В этот день на Сенатскую площадь в Петербурге вышли Московский полк, гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк — всего более 3 тыс. человек. Их вывели офицеры тайного Северного общества, которые решили воспользоваться ситуацией. После смерти Александра I следующий брат Константин отказался от престола в пользу Николая. Заговорщики хотели не допустить переприсяги, решили потребовать от Сената созыва «великого собора» для решения вопроса о форме правления. Восставшие вели себя пассивно и были рассеяны артиллерийским огнем по приказу Николая I, который сохранил контроль над большинством воинских частей. На юге вскоре было подавлено восстание Черниговского полка, организованное Южным обществом.
В 1816-1825 гг. будущие «декабристы» создали ряд тайных организаций {«Союз спасения», «Союз благоденствия» и др.), разработали различные варианты преобразования страны («Конституция» Никиты Муравьева, «Русская правда» П. И. Пестеля и др.). Они выдвигали идеи Учредительного собрания, создания Временного революционного правительства, предоставления россиянам гражданских прав и т. д. Для правящего Дома Романовых наибольшую опасность представляли республиканские идеи, планы цареубийства и др. П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, А. Бестужев-Рюмин. Г. Каховский были повешены. Более 120 человек попали на каторгу, на поселение в Сибирь. Солдат рассылали по гарнизонам. Наказанием была и ссылка на Кавказ, где шла затяжная война.
Николай Павлович был сторонником жесткого порядка, упорядочения всей системы правления. Одним из важнейших направлений его царствования стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей.
В государственно-политической сфере главное внимание обращалось на укрепление полицейского аппарата. В составе Собственной его императорского величества канцелярии в 1826 г. было создано III отделение (всего отделений было пять), занимавшееся политическим сыском.
Важное место царь отводил законодательству. Его упорядочением (кодификацией) занялся возвращенный на государственную службу М. М. Сперанский. Он составил 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода действующих законов», введенного в действие в 1833 г. [6]
Были отменены пытки, наиболее архаичные формы смертной казни. Сохранилась сложная «лестница наказаний» с повешением, расстрелом, вечной каторгой, ссылкой, другими формами подавления и наказания.
В государственно-политической сфере усилилась милитаризация: министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы. Численность бюрократического аппарата, чиновничества за полвека выросла в 5 раз.
С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников. Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование приходскими училищами с одним классом обучения. Были введены ограничения для попадания на государственную службу, особенно в офицерский корпус, выходцев из низших сословий. Принятые Николаем меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.
В социально-экономических отношениях производилось упорядочение, но без разрушения самой системы. Секретные комитеты по крестьянскому вопросу предлагали не продавать крестьян без земли, не разбивать семьи, не публиковать объявлений о продаже крепостных в печати и т. д. В 1837-1841 гг. Министерство государственных имуществ под руководством П. Д. Киселева провело реформу государственных крестьян. В 1839 г. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. В 1837 г. была построена Царскосельская железная дорога, затем дорога Петербург-Варшава, а в 1851 г. рельсовый путь связал Петербург с Москвой.
Заключение
Основным фактором социально-экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определённой стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.
Александр I уже в первые годы своего правления проявил твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. Несмотря на то, что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем. А главным направлением государственного управления Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.
Список литературы:
1. Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012.
2. История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, И90 Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3. Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, JI. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009.
4. Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Источник http://ru.wikipedia.
Информация о работе Кризис феодально-крепостнической системы. Первая половина XIX века