Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:45, контрольная работа
Альтернативы развития страны в начале XIX века.
Реформаторский поиск властей и передового дворянства.
Движение декабристов: истоки и суть явления.
Консервативная модернизация Николая I.
План
1 Альтернативы развития страны в начале XIX века
2 Реформаторский поиск
властей и передового
3 Движение декабристов: истоки и суть явления
4 Консервативная модернизация Николая I
1 Альтернативы развития страны в начале XIX века
В марте 1801 г. в результате нового дворцового переворота к власти пришел молодой император Александр I (1801 -1825 гг.), который одним из первых в России осознал необходимость реформ.
Особое место занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1804 г. Сперанский завершил разработку «Введения к уложению государственных законов», предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.
По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда Учреждений:
законодательных;
судебных;
исполнительных (административных).
Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия:
дворяне;
среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне);
«народ рабочий» (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).
Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.
Однако к 1820 году под руководством главы российской администрации в Польше Н.Н. Новосильцева был разработан проект «Уставной грамоты Российской империи» - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России.
В соответствии с проектом Конституции Никиты Муравьева («Союз спасения», 1816 г.) Россия после переворота должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и законодательным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты народных представителей. Конституция отменяла все феодальные сословия, предполагала коренную и решительную ломку всего феодально-крепостнического аппарата управления. Реализация основных положений конституции открывала широкую дорогу буржуазному развитию страны.
Более радикальный и последовательно буржуазный характер носила «Русская правда» Павла Пестеля («Южное общество», 1821 г.), предусматривавшая упразднение крепостничества и сословного строя. Пестель предлагал установить после свержения самодержавия диктатуру Временного революционного правления сроком на 10 лет, установить республику с Верховным собором, Народным вето и Державной думой. Исполнительная власть вверялась пяти лицам, избираемым Народным вече сроком на 5 лет. Во главе России должен был стоять президент, которым становился один из избранной пятерки. Проект Пестеля отвергал принцип федеративного устройства, Россия предполагалась единой и неделимой.
В 1837-1841 гг. по инициативе П. Д. Киселева были проведены административные реформы, превратившие государственных крестьян в свободных землевладельцев. Но с началом революций l848-l849 гг., в Европе самодержавие отказалось даже от скромных усилий, направленных на отмену крепостного права в общероссийском масштабе.
Итак, попытки самодержавия прийти к переменам в обществе на путь преобразований, реформ еще в 20-х годах окончились неудачей. Основная причина неудачи: тайный, бюрократический способ решения назревших проблем не мог дать желаемого результата. Самодержцы и не допускали мысли об опоре на передовых политических деятелей. Вместо этого верховная власть стремилась жестоко подавить прогрессивное общественно-политическое движение.
На рубеже 30-50-х гг. происходят изменения в общественных настроениях. В России сохранялось самодержавие и крепостничество, и их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий.
Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.
Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны).
Среди либералов складываются 2 течения общественной мысли: западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в общественном движении и развитии российской общественной мысли.
Славянофилы (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад - это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире:
извечное существование общины;
православная религия.
Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который «исказил» русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, «насильственно оторвал» русский народ от родного «исторического основания». Отсюда и общий теоретический вывод: необходимо исправить «искажения» основ народной жизни, которые были допущены Петром и послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу.
Противниками славянофилов были западники (П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие). Вместе с ним выступали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционную концепцию Западничество - также либеральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи «утопического социализма» со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны.
Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение. Поставив важнейшие проблемы исторического развития, они будили общественную мысль, звали к деятельности, «прогрессу», что являлось, по существу, осуждением казенной теории «официальной народности». Они знаменовали собой формирование буржуазно-либеральной идеологии в России.
К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения. Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян - помещиков или государства. Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале.
В 30 - 40-е гг. XIX века в России начинается промышленный переворот. Возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд, возросла производительность труда. В то же время из-за медленных темпов развития промышленности отрыв от стран Запада возрастал.
В начале XIX века был проведен ряд новых каналов. Во второй четверти XIX века стало развиваться пароходное сообщение.
В первой половине XIX века началось строительство шоссейных и железных дорог.
Преобладающей отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер (за счет расширения площади посевов). Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В целом по стране оно носило натуральный характер: скот разводился главным образом для «домашнего употребления».
Низкий уровень сельского хозяйства в дореформенной России обуславливался в первую очередь тормозящим влиянием крепостного права.
Таким образом, начавшийся промышленный переворот в России приводил к большим изменениям в структуре промышленности и ее техническом оснащении. Но в условиях нашей страны он затягивался на длительное время. Социально-экономические процессы в Башкирии, хотя и медленно, разлагали родоплеменные отношения, приближая общественный строй башкир к социальной организации страны. Эти процессы стали ускоряться с введением кантонной системы управления.
3 Движение декабристов: истоки и суть явления
В годы, когда власти отказывались от реформ, четко проявилось революционное политическое течение. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические, в особенности, политические условия развития России.
В 1825 г. наиболее дальновидные дворяне уже понимали, что судьба страны и самого дворянства не исчерпывается царскими льготами и милостями. Освободить крестьян и учредить представительные органы власти люди, вышедшие на Сенатскую площадь, хотели сами. Жертвуя для народа своими судьбами и жизнями, они не могли пожертвовать своей привилегией решать за народ, его не спрашивая.
«Мы дети 1812 года», — писал Матвей Муравьев-Апостол, подчеркивая, что Отечественная война стала исходным моментом их движения. Свыше ста декабристов участвовали в войне 1812 года, 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепило стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие ее народа.
Академик М.В. Нечкина, известный исследователь истории декабристского движения называла главной причиной его зарождения кризис феодально-крепостнической, самодержавной системы, т.е. саму русскую действительность, и уже во вторую очередь отмечала влияние европейских идей и впечатлений от заграничных походов русской армии.
Свое первое тайное общество «Союз спасения» гвардейские офицеры А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, основали в 1816 г. в Петербурге. Название было навеяно французской революцией (Комитет общественного спасения — правительство Франции эпохи «якобинской диктатуры»). В 1817 г. в кружок вступил П.И. Пестель, написавший его Статут (устав). Появилось и новое название — «Общество истинных и верных сынов Отечества». Революционеры планировали в момент смены монарха на престоле вынудить его принять Конституцию, ограничивающую царскую власть и уничтожавшую крепостное право.
На основе «Союза спасения» в 1818 г. в Москве был создан «Союз благоденствия», куда входило более 200 чел. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение той задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что завоевание общества помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.
Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде «Союза благоденствия» решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого «Союза» принято решение перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821 — 1822 гг. возникли «Южное» и «Северное» общества. В 1823 г. на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», к осени 1825 г. оно объединилось с «Южным обществом».
В декабристском движении в течение всего его существования имелись серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов «Южного» и «Северного» обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем («Русская правда») и Никитой Муравьевым («Конституция»).
Один из важнейших вопросов оставался вопрос о государственном устройстве России. По «Конституции» Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, — Народному вече. Источником всей государственной жизни Конституция торжественно провозглашала народ, император был всего лишь «верховным чиновником Российского государства». Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.
Информация о работе Кризис феодально-крепостнической системы России в первой половине xix в.