Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа
"Круг Земной" – памятник скандинавской литературы XIII века, приписываемый исландскому скальду Снорри Стурлусону. Является сборником скандинавских саг, который может служить как для изучения истории, так и для изучения фольклорной традиции скандинавов. Оригинал утрачен, поэтому текст «Круга Земного» дошёл до нас в нескольких списках. Продолжаются исследовательские споры об авторстве «Круга земного» однако ясно, что автору были доступны многие источники письменного, устного и поэтического видов. Слова «Круг земной», с которых автор начинает повествование, настоящее название ныне неизвестно.
Введение.
"Круг Земной" – памятник скандинавской литературы XIII века, приписываемый исландскому скальду Снорри Стурлусону. Является сборником скандинавских саг, который может служить как для изучения истории, так и для изучения фольклорной традиции скандинавов. Оригинал утрачен, поэтому текст «Круга Земного» дошёл до нас в нескольких списках. Продолжаются исследовательские споры об авторстве «Круга земного» однако ясно, что автору были доступны многие источники письменного, устного и поэтического видов. Слова «Круг земной», с которых автор начинает повествование, настоящее название ныне неизвестно.
Саги охватывают период так называемой "Эпохи Викингов" и длительного, кровопролитного времени формирования национальных государств, неразрывно связанного с эволюцией социально - политических структур и групп.
Хотя саги, посвященные конунгам целиком и полностью сконцентрированы на их жизнеописании, но из них можно получить сведения о людях не всегда реальных, так или иначе связанных с главными героями. Однако стоит отметить, что мифические правители (возможно имевшие исторические прототипы), люди, святые, фольклорные персонажи, описываемых в сагах отсылают нас к традициям устного творчества, где преувеличения и добавления вполне допустимы. Исходя из этого «Круг земной» не только источник исторических данных, но и пример особенностей средневекового мышления, вся выдумка, воспринималась вполне реально.
Изучение «Круга Земного» дает возможность (привлекая другие источники разных видов, как норвежские, так и иностранные) представить суть политической истории Норвегии на протяжении нескольких столетий. Разумеется, внутренний смысл описываемых в сагах событий нередко представляется современному историку, человеку существенно иным, чем средневековому автору, и, вероятно, имеет смысл осветить основные моменты исторического стержня описываемых событий.
Глава 1. Исторический очерк общая идея содержания.
Перед рассмотрением исторической сводки стоит указать структуру «Круга земного», состоящего из:
В "Эпоху Викингов" снова
усилили социальную группу вождей (а
к ней мы будем относить конунгов,
ярлов и херсиров) и создали
предпосылки для её доминирования в обществе.
Предпосылки, повлиявшие на возникновение
социальной группы вождей - это непрекращающиеся
распри в Скандинавии, стимулируемые нехваткой
земель, добычи, и неспособностью внешней
экспансией на Европу полностью решить
эти проблемы (в вождях нуждаются). Велика
роль и ментальных представлений, только
подталкивающих воинов и вождей к новым
походам и подвигам. "Сидел дома и не
ходил в поход" - так осуждается конунг
Альв. В итоге сильная раздробленность
страны и агрессия могущественных вождей,
часто черпавших силы и средства для укрепления
своей власти в викингских походах, лишь
подогревала постоянные войны.
Зарождение
социальной группы вождей началось в период
после Великого Переселения Народов, и
на основании "Саги об Инглингах"
можно сказать, что бесконечные стычки
Инглингов с их соседями, стоившие всем
сторонам немалой крови и создали благоприятную
почву для выделения одних людей в чем-либо
перед другими и возможность влияния на
окружающих. Однако власть Инглингов еще
очень не велика. Судя по саге, они всего
лишь вожди, наделенные некой военной
властью. Их спутниками в истории становятся
обычаи пировать, некоторые религиозные
функции. Вопрос о расчленении тел и погребении
их в разных частях страны, а так же о ритуальных
жертвоприношениях конунгов из рода Инглингов
является весьма спорным. Источник не
дает точного ответа, а часть ученых высказывается
за непонимание христианским автором
XIII века духовного мира VI - IX вв. Характеризует
Инглингов и их «открытость», в смысле
отсутствия телохранителей, привилегий
и прочего, обеспечивающих неприкосновенность
лиц стоящих на вершнине социальной лестницы.
Однако им уже тесно в своих фюльках (областях),
особенно Ингъяльду Коварному и его сыну.
Идут первые попытки объединения фюльков.
Из всего этого следует, что конунг - Инглинг
обладал военными, религиозными функциями
и осуществлял сбор дани, необходимую
для привлечения верных людей.
Конунги
- правители, обладающие военной силой.
Однако их статус, не был заоблачно высоким
- почти все конунги - потомки Харальда
Прекрасноволосого, хоть и были порой
верховными и единоличными правителями
всей страны, как, к примеру, Олав Святой
или Харальд Суровый, жили достаточно
скромно. В их распоряжении было несколько
поместий, где они находились очень редко,
а во главе каждого был управитель. Имели
они и другие земельные владения, часто
отнятые у своих противников для раздачи
своим людям.
Необходимо рассказать о самом главном
роде занятий вождя - войне и вся его влась
держалась на силе. Он - реальная военная
сила и лишь война помогает ему приблизиться
к власти. Конунг - профессиональный воин,
обязательно выделявшийся своими физическими
качествами: сноровкой, силой, ловкостью;
великолепно владевший всеми видами оружия,
храбр, жесток к врагам, но добр и щедр
к друзьям, а самое главное - успешен.
Содержать большое войско
порой было конунгу не по средствам
- война была необходима конунгам. Отношения
вождя с воинами - дружинниками не были
усложнены законами и обычаями. Талантливый
вождь был незаменим. А значит, он должен
иметь авторитет в их глазах (чтобы люди
за ним пошли). Не способный вести в атаку
воинов не мог быть конунгом в полном смысле
этого слова. Стать конунгом было нельзя,
им можно было только родиться. Это без
сомнения замкнутая и герметичная прослойка
среди вождей. Харальд Прекрасноволосый
добился от бондов признания закона, при
котором "каждый его потомок по мужской
линии должен носить сан конунга. Изначально
было много родов конунгов (по количеству
фюльков (областей) - т.е. 31), но в конце IX
в. конунг Вестфольда Харальд Прекрасноволосый
подчинил себе все фюльки, частью истребляя
местных конунгов; как в Трандхейме, где
"погибли восемь конунгов", частью
подчиняя их, делая своими ярлами, как
Хроллауг в Наумудале.
"У Хакона ярла было много больше людей,
и он одержал победу", показывает превосходство
некоторых сильных ярлов даже над крупными
конунгами. Действительно, ярл имел такие
же источники дохода, как и конунг, такую
же дружину, если порой не больше и постоянно
вызывал опасение более знатного, но часто
равного ему по силе конунга.
Мы подошли к заключению, что группа конунгов
герметична, замкнута и пополняется со
времен Харальда Прекрасноволосого исключительно
внутренним воспроизводством. Свободен
доступ и в дружину. Выводом из этого может
служить идея об отсутствии каких - либо
серьезных социальных барьеров между
этими группами (за исключением конунга),
большая часть их представителей - вышла
из бондов - общинников, как например предки
ярла и герцога Скули. Отсутствие как
такового законодательства показывает
и фактическое отсутствие сословий. Поэтому
социальная группа вождей не обладала
в большинстве своём плотной герметичностью.
Глава 2. Обстоятельства создания и источники Снорри Стурлусона.
Особенности и историчность текста «Круга Земного» имеют под собой смысловую и ценностную опору средневекового мышления. Снорри Стурлусон во многом опирался на скальдическую поэзию и потому создание «Круга земного» характеризуется не столько научностью, сколько творческим подходом, однако всё равно может быть рассмотрен как достоверный источник. Хотя в «Саге о Стурлунгах» о Снорри сообщается масса фактов, единственное место в ней, которое можно истолковать как проливающее свет на отношение Снорри к «Кругу Земному» и вообще к сагам, гласит: «Стурла (Стурла Сигхватссон, племянник Снорри) бывал тогда подолгу в Рейкьяхольте и усердно давал списывать саги с тех книг, которые составил Снорри». Но при этом не поясняется, что это были за «книги» и что значит «составил». Поэтому все, что пишут о том, когда именно Снорри создал «Круг Земной», — только догадки.
Считается, что Снорри мог опирался на следующие источники, чьё существование частично доказано, частично нет:
Глава 3.Биографическая справка о Снорри Стурлусоне.
Снорри Стурлусон входил
в богатый и влиятельный род Ст
Снорри был один из Стурлунгов, знатного рода, игравшего очень большую роль в Исландии первой половины XIII века (отсюда и название «эпоха Стурлунгов»). Он родился в 1179 г. на хуторе Хвамм. Его отцом был Стурла из Хвамма (от него пошло название рода Стурлунгов). Снорри воспитывался на хуторе Одди, у Йона Лофтссона, знатного исландца, который предложил отцу Снорри взять Снорри себе на воспитание. Со стороны матери Йон был внуком норвежского короля Магнуса Голоногого, а со стороны отца — внуком исландского ученого Сэмунда Мудрого и сам славился ученостью. В 1199 г. Снорри женился на богатой невесте и в 1202 г. переехал в Борг, ее хутор. В 1206 г. он переехал на хутор Рейкьяхольт, где и жил с тех пор, а жена его осталась в Борге. В 1224 г. Снорри, как говорится в «Саге о Стурлунгах», «вступил в союз на половинных началах» с очень богатой вдовой, и у него «стало тогда много больше богатства, чем у кого-либо другого в Исландии». Сообщается также, что Снорри «был непостоянен, и у него были дети и от других женщин». Многочисленные распри, в которых Снорри участвовал, были для него путем к власти и богатству. Но в противоположность тому, что обычно рассказывается в сагах о людях его положения, Снорри никогда не участвовал в сражениях и не прибегал к оружию. Он предпочитал использовать других, оставаясь сам в стороне. Так, во время его распри с оркнейскими купцами он подослал к ним трех наемных убийц. Но вообще в его участии в распрях нет драматических моментов, и оно поэтому трудно поддается пересказу. Дважды Снорри избирался на альтинге законоговорителем (высшая выборная должность, которая, впрочем, никакой реальной власти не давала). Все же Снорри занимал очень видное положение в Исландии. Он устраивал у себя на хуторе многолюдные пиры, а в ежегодных поездках на альтинг его сопровождали сотни людей.
Дважды Снорри ездил в Норвегию. В первый раз он был там в 1218–1220 гг. От тогдашних правителей Норвегии — ярла Скули и короля Хакона — Снорри получил звание скутильсвейна (стольника). Снорри ездил тогда и в Швецию. Ярл Скули собирался организовать поход в Исландию. Снорри был среди тех, кто отговаривал ярла от похода, он взялся уговорить исландцев подчиниться Норвегии. Поход не состоялся, и Снорри получил тогда звание лендрманна (обладателя земельного пожалования от короля). Вернувшись в Исландию, Снорри послал своего сына в Норвегию в качестве заложника, но обещанного не выполнил. Второй раз Снорри был в Норвегии в 1237–1239 гг. Отношения между герцогом Скули (он был теперь уже герцогом, а не ярлом) и королем Хаконом ухудшились, и власть ускользала из рук герцога. Когда Снорри собирался уезжать из Норвегии, от короля — он был тогда на юге Норвегии — пришла грамота, запрещавшая всем исландцам выезд в то лето. Но Снорри все-таки уехал. Как рассказывает «Сага о Стурлунгах» по словам одного исландца, при отъезде Снорри получил от герцога Скули звание ярла, но другие исландцы, которые были тогда со Снорри, отрицали это. Когда после гибели герцога Скули, пытавшегося поднять мятеж против короля, власть в Норвегии стала принадлежать только королю Хакону, Гицур Торвальдссон, главный враг Снорри в Исландии, получил от короля грамоту с требованием заставить Снорри выехать в Норвегию или убить его за то, что тот выехал из Норвегии без разрешения короля. В ночь на 23 сентября 1241 г. Гицур в сопровождении семидесяти человек приехал в Рейкьяхольт, и люди его вломились в дом. Снорри успел выскочить из него и по совету священника, который был тогда в Рейкьяхольте, спрятался в подвал. Священник этот выдал Снорри за обещание пощады. Пять людей Гицура ворвались в подвал, где спрятался Снорри, и зарубили его.
Глава 4. История рукописи, изданий и степень вовлечённости в научную литературу «Круга земного».
«Круг Земной» (по-исландски kringla heimsins или heimskringla) — название, которое дал произведению его первый издатель. Название образовано из двух первых слов древнеисландской рукописи (она называется «Kringla»), которую он положил в основу своего издания (в настоящем издании эти слова начинают «Сагу об Инглингах»). В последующих изданиях произведение всегда называлось «Heimskringla». Одна из рукописей «Круга Земного» (она называется «Jöfraskinna») начинается словами «здесь написаны саги о королях», другая его рукопись (она называется «Codex Frisianus») — словами «здесь начинается книга о королях, написанная со слов священника Ари Мудрого». В ряде древнеисландских памятников говорится о «жизнеописании королей Норвегии», «о сагах о королях Норвегии» или «книге о королях Норвегии», и, по-видимому, речь идет о том же самом произведении. Известно шесть средневековых рукописей «Круга Земного»: «Kringla», «AM 39», «Codex Frisianus», «Jöfraskinna», «Eirspennil» и «Gullinskinna». Kringla — основная рукопись, но она не оригинал, а список, сделанный неким исландцем около 1260 г. Во время большого пожара Копенгагена в 1728 г. она сгорела, но сохранились списки с нее. AM 39 — неполная рукопись (в ней только 43 листка). Она датируется около 1300 г., Codex Frisianus — началом XIV в., Jöfraskinna — первой четвертью XIV в. Последняя также сгорела в Копенгагене в 1728 г., но сохранились списки с нее. Eirspennil и Gullinskinna датируются началом XIV в., Gullinskinna тоже сгорела в Копенгагене в 1728 г., но сохранились списки с нее. Сохранились также отдельные листки древних рукописей, переводы несохранившихся рукописей и выдержки из них. Первое издание «Круга Земного» вышло в Стокгольме в 1697 г. Его подготовил швед Иоганн Перингшёльд. В этом издании оригинал сопровождается шведским и латинским переводами. Второе издание (с датским и латинским переводами) подготовил норвежец Герхард Шенинг. Оно вышло в Копенгагене в 1777–1783 гг. Затем «Круг Земной» издавался много раз, как полностью, так и частично. По рукописям его издали норвежец Карл Унгер в 1864–1868 гг. в Кристиании и исландец Финнур Йонссон в 1897–1901 гг. в Копенгагене. Последнее его издание по рукописям: Snorri Sturluson. Heimskringla. Bjarni Aðalbjarnarson gaf út, 1–3. Reykjavík, 1941–1951 («Íslenzk fornrit», 26–28). С этого издания сделан перевод в настоящем издании. Литература о «Круге Земном» огромна. Его библиографии есть в изданиях: Hermannsson H. Bibliography of the sagas of the kings of Norway and related sagas and tales. Ithaca (NY.), 1910 («Islandica», 3); он же. The sagas of the kings…, Ithaca (NY.), 1937 («Islandica», 26). На русском языке о «Круге Земном» есть книга: Гуревич А. Я. История и сага. М., 1972.
Информация о работе "Круг Земной" Снорри Стурлсона как исторический источник