Крупнейшие деятель культуры XIX века - Дмитрий Иванович Менделеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:52, реферат

Описание работы

Большинство выдающихся ученых, в том числе химиков, уделяли много сил и времени занятиям литературой и искусством. И еще шире круг тех из них, чья жизнь протекала в тесном общении с гуманитариями. Один из ярчайших примеров - жизнь Д.И.Менделеева (1834-1907).
Дмитрий Иванович Менделеев родился и вырос в Тобольске в среде людей, смысл своей жизни видевших в том, чтобы нести в Сибирь культуру. Многие из них приехали в тогдашнюю глушь добровольно. Таков был отец Иван Павлович Менделеев, сын священника из Тверской губернии, ставший директором Тобольской гимназии. Таким был и его ученик П.П.Ершов, учитель словесности, а затем инспектор той же гимназии. Ершов был другом семьи Менделеевых; его падчерица Ф.Н.Лещева стала первой женой Дмитрия Ивановича. Именно Менделееву доверил Ершов вести дела по переизданию своей сказки.

Файлы: 1 файл

Дмитрий Иванович Менделеев.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Большинство выдающихся ученых, в том числе химиков, уделяли  много сил и времени занятиям литературой и искусством. И еще  шире круг тех из них, чья жизнь  протекала в тесном общении с  гуманитариями. Один из ярчайших примеров - жизнь Д.И.Менделеева (1834-1907).

Дмитрий Иванович Менделеев  родился и вырос в Тобольске  в среде людей, смысл своей  жизни видевших в том, чтобы нести  в Сибирь культуру. Многие из них  приехали в тогдашнюю глушь добровольно. Таков был отец Иван Павлович Менделеев, сын священника из Тверской губернии, ставший директором Тобольской гимназии. Таким был и его ученик П.П.Ершов, учитель словесности, а затем инспектор той же гимназии. Ершов был другом семьи Менделеевых; его падчерица Ф.Н.Лещева стала первой женой Дмитрия Ивановича. Именно Менделееву доверил Ершов вести дела по переизданию своей сказки.

Купцы Корнильевы (предки Дмитрия Ивановича по материнской  линии) были с XVII в. видными сибирскими предпринимателями и деятелями  культуры. Прадед Менделеева В.Я.Корнильев  был знаком с А.Н. Радищевым. В 1789 г. он основал при своей бумажной мануфактуре частную типографию, где печатались первые в Сибири периодические издания; типографией ведал дед Менделеева. Дядя Василий Дмитриевич, к которому в Москву привезли племянника после окончания гимназии, “играл заметную роль в истории культуры России второй четверти XIX в. Его дом на Покровке был средоточием московской литературной и научной интеллигенции”. Корнильев был хорошо знаком с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом, П.А.Вяземским.

Любовь к художественной литературе сопровождала Дмитрия Ивановича всю жизнь. В 1878 г. он познакомился с И.С.Тургеневым и в дальнейшем неоднократно посещал его.

Характерны отзывы младших  современников - поэтов “серебряного века”. Для них главной отличительной  чертой Менделеева являлась мудрость. А.Белый называл его Саваофом. Много раз писал о Менделееве А.А.Блок. Для него важнее всего три особенности Дмитрия Ивановича: мудрость, высокая духовность и близость к народному духу.

15 мая 1903 г. Блок  пишет невесте: “Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете, во все проник. Не укроется от него ничего”.

Как ни важна была для  Менделеева художественная литература, а также музыка (Л.Бетховена, А.П.Бородина, В.Беллини), главной его любовью  стала живопись. Сын, Иван Дмитриевич, пишет: “Отец страстно любил живопись и скульптуру, составлял художественные коллекции и, можно сказать, так же дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами одного нашего устремления к красоте, к вечной гармонии, к высшей правде. <…> Среди художников чувствовал себя легко и свободно”.

Часто разделяют творческих людей на две категории: мыслителей и деятелей; для первых главное  дело жизни - порождение новых идей, для вторых - реализация идей, зачастую даже не своих, в конкретной деятельности. Менделеев сочетал в себе оба качества. В большинстве тех областей, в которых он работал, его идеи открывали новые горизонты; а идей, сопоставимых по важности и величию с Периодическим законом, вообще мало во всей истории науки. Вместе с тем Дмитрий Иванович с редкостной энергией и неутомимостью работал над практическими задачами. Занимаясь организацией нефтяного дела в России, разработкой технологии российского бездымного пороха и другими делами, Менделеев не гнушался на удивление мелкими вопросами. Иногда это выглядит даже несколько анекдотично. Например, 14 января 1881 г. он отсылает в Саратов рецепты “царской” ваксы и чернил “лучшего качества”. И все, что он сделал, большое или малое, отмечено печатью “лучшего качества”.

Деятельный характер Дмитрия Ивановича нашел выражение и в его отношении к изобразительным искусствам. Студенческие рисунки, хранящиеся в Музее Д.И.Менделеева при Санкт-Петербургском университете (насекомые и их личинки, листья растений, химические установки), свидетельствуют о том, что юный Дмитрий Менделеев обладал способностями рисовальщика. И впоследствии он зарисовывал достаточно сложные объекты - так, в ноябре-декабре 1875 г. в Париже сделал эскизные наброски дирижаблей. Но заниматься живописью или графикой он не стал, а начал собирать репродукции и фотографии произведений живописи.

В 1859 г. Менделеев выезжает за границу, чтобы усовершенствоваться  в науках. И одни из первых записей  в дневнике, сделанных еще по дороге, до приезда в Гейдельберг, - о посещении  Дрезденской галереи. Таких записей много.

Репродукции и фотографии помещались в альбомы. Только за 1877-1879 гг. составлено 24 альбома с номерами репродукций от 1 до 2300. Впоследствии, когда материальное положение Менделеева немного окрепло (хорошим оно  не было никогда), он мог изредка позволять себе покупку подлинников. Так, в октябре 1879 г. он приобрел три этюда А.А.Иванова, высоко им ценимого.

С коллекционированием  репродукций связано начало романтической  истории, завершившейся второй женитьбой. Менделеев попросил профессора Академии художеств, замечательного педагога П.П.Чистякова, чтобы кто-нибудь из учеников выполнил по его заказу карандашную копию знаменитой картины К.И.Брюллова “Последний день Помпеи”. Чистяков поручил эту работу совсем юной ученице Анне Ивановне Поповой. Выяснилось, что она дружит с другой студенткой Академии Наташей Капустиной, племянницей Менделеева, и живет в ее семье. Вскоре (в 1877 г.) Дмитрий Иванович предложил сестре переехать жить к нему в университетскую квартиру; Анна Ивановна переехала вместе с ними. И Менделеев полюбил эту девушку. Отношения развивались драматически. Он был на 26 лет старше, женат. Были попытки не видеться, вплоть до того, что Попова уехала в Италию. Но сила чувства оказалась так велика, что Менделеев всерьез планировал самоубийство. К счастью, жена согласилась дать развод, и Дмитрий Иванович в 1882 г. вступил во второй брак.

 Еще до знакомства с Поповой, с начала 70-х годов, стала нарастать интенсивность контактов Менделеева с художниками. Можно предположить, что это было своего рода “переключение” после завершения первого издания “Основ химии” (1869) и открытия в том же году Периодического закона. В следующем десятилетии его активность в значительной степени переместилась в другие области (например, физику газов, проблемы высшего образования) и не в последнюю очередь была направлена на осуществление идеи о сближении людей науки и искусства. В 1871-1873 гг. он читает в собрании художников лекции по химии. Вспоминает И.Е.Репин: “В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Д.И.Менделеева и Ф.Ф.Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок”. Здесь есть любопытная деталь: Федор Фомич Петрушевский - профессор физики, автор книг “Свет и цвет”, “Краски и живопись”. Но первым в рассказе Репина назван Менделеев - очевидно, именно он был главным организатором.

Еще одно начинание описано  в воспоминаниях менделеевского сотрудника К.Н.Егорова: “В начале 70-х годов основано было общество для единения ученых, художников и литераторов. <…> Крамской и Менделеев были распорядителями. Участвовали Толстой, Щедрин, Тургенев, Достоевский и т. д., много университетских, Данилевский (“Россия и Европа”), Рубинштейн. Достоевского ездил приглашать Менделеев. Толстой был раз, Менделеева тогда не было. Щедрин читал свои вещи”.

В 1878 г. начались менделеевские  “среды” - регулярные собрания людей  искусства и науки в его  университетской квартире. По свидетельству  А.И.Менделеевой, на них бывали художники  И.Н.Крамской, И.Е.Репин, Н.А.Ярошенко, Г.Г.Мясоедов, Н.Д.Кузнецов, К.А.Савицкий, В.Е.Маковский, М.П.Клодт, В.М.Максимов, А.М. и В.М.Васнецовы, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.С.Остроухов, Е.Е.Волков, А.В.Позен, К.В.Лемох, А.В.Прахов; ученые А.Н.Бекетов, Н.А.Меншуткин, Ф.Ф.Петрушевский, А.А.Иностранцев, Н.П.Вагнер, А.И.Воейков, К.Д.Краевич. Из художников, не упомянутых Менделеевой, “среды” часто посещали М.А.Врубель и В.В.Верещагин.  
   Участники менделеевских сред: художники И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.М. Максимов.

Все мемуаристы отмечают неформальную, дружескую атмосферу  “сред”. А.И. Менделеева пишет: “Среды эти художники очень любили. Здесь сходились люди разных лагерей на нейтральной почве. <…> Здесь узнавались все художественные новости. Художественные магазины присылали на просмотр к средам новые художественные изделия. <…> Иногда на средах вели чисто деловые беседы, горячие споры, тут созревали важные товарищеские решения вопросов. И иногда бывали остроумные беседы и даже дурачества, на которые художники были неисчерпаемы”. Временами, очевидно, “среды” посвящались определенным вопросам. Так, с сожалением сообщая о невозможности по болезни прийти, И.Н. Крамской пишет: “Сегодня такая интересная конференция”.

Со многими художниками  Менделеева связывали дружеские отношения, видимо, наиболее близкие - с А.И. Куинджи. А с К.В. Лемохом они породнились - 14 января 1896г. их дети Владимир Дмитриевич и Варвара Кирилловна обвенчались.

В 1886г. Менделеев едет на Бакинские нефтяные месторождения. Едет вместе с дочерью Ольгой; в Кисловодске они останавливаются в доме Н.А. Ярошенко и дальше до Баку путешествуют вместе. Предполагалось, что с ними поедет и Куинджи, но тот заболел. Такие моменты дружеского общения с художниками нередки в биографии Дмитрия Ивановича.

Но Менделеев не был  бы Менделеевым, если бы в своих размышлениях не выходил на глубокие обобщения. Идея, многократно им высказанная, такова: искусство и естествознание имеют  общие корни, общие закономерности развития, общие задачи. Поэтому  люди науки и люди искусства должны общаться. Пожалуй, наиболее четко эта точка зрения выражена в двух документах: письме В.В. Стасову от 6 марта 1878 г. и статье “Перед картиною А.И. Куинджи”. Первое - отклик на статью о выставке русских художников в Академии художеств. Заявив о полном согласии со Стасовым, Менделеев так излагает свое мнение:

“Русская школа в живописи хочет говорить одну внешнюю правду, сказала ее уже, хотя этот говор - лепет ребенка, но здорового, правдивого. Об истине еще нет речи. Но истины нельзя достичь без правды. И русские художники - скажут истину, потому что рвутся понять правду. <…>

Меня же в  последнее время очень интересует русская живопись, и случай столкнул со многими ее представителями. Спасибо  Вам за них. Мне кажется и знаменательным, и важным то взаимное понимание и то сочувствие, какие вижу между художниками и естествоиспытателями. Тем и другим не хочется лгать, а хотя малую сказать - да правду, будь она и не торжественна, и не вычурна, лишь бы постичь ее - а там пойдет”.

Статья “Перед картиною А.И. Куинджи” описывает то единодушно большое впечатление, которое произвел великий пейзаж “Ночь над Днепром”. Но Менделеев не ограничивается этим, а задается вопросом: в чем причина такого единодушия, когда картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушен при зрелище самой лунной ночи? И ответ на вопрос необычен. Он обращает внимание читателя на то, что в древности, включая эпоху Возрождения, пейзаж как жанр либо отсутствовал, либо играл весьма подчиненную роль. И художники, и мыслители вдохновлялись только человеком. А затем начали осознавать, что полноценно постичь человека вне его связи с природой нельзя.

“Стали изучать природу, родилось естествознание, которого не знали ни древние века, ни эпоха Возрождения. <…> Единовременно - если не раньше - с этой переменой в строе родился пейзаж. <…> Как естествознанию принадлежит в близком будущем еще высшее развитие, так и пейзажной живописи - между предметами художества”.

История показала справедливость менделеевских предсказаний: в год  опубликования статьи оставался год до опыта А.А. Майкельсона, через 15 лет были открыты рентгеновские лучи, спустя 16 - радиоактивность; И.И. Левитану было двадцать лет, во Франции тогда формировалась эстетика импрессионистов…

Большинство художников в окружении Менделеева относились к кругу передвижников. Есть сведения, что П.П. Чистяков отказался от участия в “средах”, считая, что передвижники изменили принципам Академии художеств. С другой стороны, можно думать, что сам Дмитрий Иванович не без критики относился к свойственной передвижникам тенденции сделать главным в своем искусстве непременное изображение страданий народа.

В 1893 г. И.И. Толстой стал вице-президентом Академии художеств  и ее реальным руководителем (президент - великий князь Владимир Александрович был все же фигурой репрезентативной). Толстой поставил своей целью преодоление раскола, связанного с выходом из Академии за 30 лет до того ряда лучших художников, образовавших впоследствии Товарищество передвижных выставок. Он начал привлекать передвижников - начиная с Куинджи - к работе в Академии. В том же 1893 г. был утвержден разработанный Толстым Временный устав Академии художеств, который действовал до 1918 г. Провозглашалось:

“§1. Императорская Академия художеств утверждена для поддержания, развития и распространения искусства в России”.

И сегодня актуально  звучит §5:

“Академия художеств наблюдает, чтобы памятники искусств в Империи не были уничтожаемы, а равно обновляемы, без ведома и участия Академии”.

В §20 указывается: действительных членов Академии назначается 60 лиц, из них 45 - из художников всех отраслей, а 15 - “из лиц, не принадлежащих ни к какой художественной специальности, но известных своими познаниями в области искусства”. И в первом составе Академии после утверждения устава в числе этих пятнадцати был Менделеев. 16 декабря 1893 г. он был утвержден в высшем звании - почетного члена Академии, а 7 марта 1894 г. - непременным членом Совета Академии. Таким образом, через 130 лет после М.В. Ломоносова он стал вторым химиком - почетным членом Академии художеств.

Деятельность Менделеева в Академии протекала по нескольким направлениям. Во-первых, это консультации по запросам И.И. Толстого. В апреле 1894 г. Дмитрий Иванович консультирует  по вопросу выбора материала для  ремонта кровли на куполе Казанского собора в Санкт-Петербурге (советовал гальванопластическое никелирование); в мае 1895 г. рекомендует способы предотвратить выгорание бронзировки на кариатидах и лепнине Большого Царскосельского дворца под влиянием воздуха и солнца.

Вопросы отечественного образования всегда волновали Менделеева; и проблема художественного образования, которое являлось, пожалуй, главной задачей Академии художеств, была ему близка. Он был членом Совета высших художественных училищ.

И еще одно: пропаганда российского искусства за рубежом. Менделеев участвовал в Англо-русском литературно-философском обществе, целью которого было знакомить англичан с русской культурой, искусством и наукой. По запросу этого общества в июне 1894 г. Менделеев выбирал зал в Лондоне для выставки русских художников-передвижников.

Необходимо учитывать, что вся эта многообразная  деятельность осуществлялась им уже  на седьмом десятке лет и что  при этом Менделеев тащил гигантскую ношу организации в России современной  метрологической службы. К тому же у Дмитрия Ивановича резко ухудшилось зрение. В 1903 - начале 1904 г. ему были сделаны операции по удалению катаракты. Менделеев был вынужден несколько сокращать интенсивность своей работы. В начале 1899 г. его по личной просьбе вывели из Совета Академии художеств, хотя в собраниях Академии он продолжал участвовать и в дальнейшем.

Подводя итог всей своей  жизни, Менделеев вновь обращается к поистине заветной мысли:

“Духовной стороне блага надобны истина, добро и красота. Искание их выразилось первее всего в религиях, сложившихся - надо этого не забывать - в пору, далеко предшествующую современной сложности мировых отношений, а затем в науке и искусствах. Последние, по мне, стремятся путем образов и предчувствий, так сказать, полубессознательно, совершенно к тому же, что сознательно вырабатывается в науке”.

Информация о работе Крупнейшие деятель культуры XIX века - Дмитрий Иванович Менделеев