Культ личности в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Цель моей семестровой работы – узнать, в чем заключается сущность «Культа личности» в СССР.
Моя задача – рассказать о И.В.Сталине, как о великой личности, ведь И.В.Сталин внес большой вклад в развитие СССР и будущей России, а также выявить сущность «Культа личности», который приобрел другое название – режим личной власти Сталина. Среди политиков и государственных деятелей, оказавших наибольшее влияние на ход событий в ХХ столетии, Сталину, несомненно, принадлежит одно из первых мест.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Особенности личности Сталина 4
1.1.Внешний облик 4
1.2. Психологический портрет 4
Глава 2. «Культ личности» в СССР 6
2.1 Установление режима личной власти Сталина 7
2.2 Репрессии в период сталинизма. 9
Глава 3.Последствия «сталинизма» 14
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

семестрока.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Или другой пример - сравнение  с масштабами политических репрессий  во франкистской Испании. Значит, в СССР свыше 800 тыс. приговоров к смертной казни по политическим мотивам, в Испании при Франко - более 80 тыс., или в 10 раз меньше. Отсюда делается вывод, что масштабы политического террора в СССР были неизмеримо выше, чем в Испании при Франко. Этот вывод совершенно неправильный, на самом деле эти масштабы были примерно одинаковыми. Львиная доля смертных приговоров по политическим мотивам в Испании приходится на конец 30-х-начало 40-х гг., когда население Испании составляло около 20 млн. человек, а население СССР к началу Великой Отечественной войны приближалось к 200 млн., т.е. разница в численности населения в 10 раз. Да, во франкистской Испании смертных приговоров по политическим мотивам было в 10 раз меньше, чем в СССР, но и население страны было в 10 раз меньше, т.е. в пересчете на душу населения эти показатели одинаковые, практически идентичные [6].

Важнейшим средством укрепления режима личной власти Сталина стала  идеологическая «обработка» масс, низкий уровень общей и политической культуры которых создавал все условия  для манипулирования массовым сознанием. В обстановке капиталистического окружения  в общественном сознании стал утверждаться «образ врага», который в течение  десятка лет формировал психологию «осажденной крепости». В этих условиях считалось естественным свертывание  гласности и демократии, а затем  и шпиономания, ставшая «обоснованием» массовых репрессий против ни в чем не повинных людей [1, с.260].

В 30-е гг. усилия средств  массовой пропаганды были направлены на создание культа личности Сталина. В массовое сознание усиленно внедрялся  образ преданного идее социализма аскета-революционера, труженика. Для многих простых людей  Сталин стал символом социалистического  Отечества, символом социализма. Немаловажную роль здесь сыграла узурпация  Сталиным права на интерпретацию  и «защиту» ленинизма. Не имея доступа  к правдивой информации, советские люди не допускали и мысли о преступности человека, которого пропаганда ставила на одну ступень с Лениным. В результате свои победы они воспринимали как результат «мудрой сталинской политики».

Таким образом, главным итогом форсированного развития страны в 30-е  гг. стало преодоление технико-экономической  отсталости СССР. Наряду с этим к  достижениям советского строя в  рассматриваемый период следует  отнести ликвидацию безработицы, преодоление  безграмотности населения, бесплатное здравоохранение и прогрессивную  систему социального обеспечения.

Все это укрепляло веру советских людей в то, что они  создали новое общество – социалистическое. Подавляющее большинство народа искренне приветствовали принятие новой  Конституции СССР (1936 г.), первые выборы в Верховный Совет СССР (1937 г.), а затем в республиканские  и местные Советы (1938 г., 1939 г.). После  «разоблачения культа личности»  получила известность фраза, приписываемая  обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

 

Глава 3.Последствия «сталинизма»

 

Сталинизм – это насилие и террор, выросшие из революционной вседозволенности. И Сталин с его трудным, изломанным характером и специфическим восточным менталитетом сыграл здесь огромную  роль. Но свою лепту в ход этих процессов внесли и люди из его окружения – одаренные, честолюбивые, но с мизерным образованием и низкой культурой. Они боготворили своего вождя, и они же «растоптали» его после смерти, сохранив при этом почти нетронутой саму сталинскую систему. Обсуждая эту систему, подчеркнул  А.Н. Сахаров: «мы неизбежно придем к выводу, что она до конца не исчезла и сегодня, особенно если иметь в виду нашу психологию. Все дело в том, что она давала простому маленькому человеку некое эксклюзивное положение, делая его «белой костью» общества. Поэтому осколки ее остаются частью движения России к будущему, какому-то новому неизведанному мир».

«Реально» Сталин сделал следующее:

1) окончательно сформировал  всю советскую общественную систему  с ее политическими, социальными,  экономическими институтами и принципами (социалистический этатизм, огосударствление собственности, директивноплановая экономика и т.д.);

2) радикально изменил доктринерскую  идеологию большевизма, отказавшись  от курса на «мировую революцию» и превратив международное революционное движение в инструмент реальной защиты интересов СССР;

3) свернул нэп и осуществил форсированную индустриальную модернизацию страны, использовав мобилизацию всех внутренних ресурсов при отсутствии внешних;

4) в ситуации назревавшей  новой мировой войны предотвратил  формирование единого фронта  западных держав против СССР;

5) обеспечил фундаментальные  (индустриализация) и ситуационные (политическая стратегия, обретение союзников, военно-политическое руководство) условия для победы во Второй мировой войне;

6) заложил фундамент превращения  СССР в сверхдержаву (послевоенное  мироустройство, обладание высоким  научно-техническим, военным, ядерным  потенциалом).

Сталинским репрессиям нет  моральных оправданий, но их следует  понять как продукт эпохи и продолжение методов Гражданской войны. Россия в этом не была чем-то уникальным, поскольку XX век – это апогей насилия в мировой истории. Коллективизация стала альтернативой аграрной «модернизации по – столыпински». Последняя в России не получилась, но привела к обострению социальной ненависти, проявившейся в революции 1917 г. и в Гражданской войне. Сталин эту модернизацию осуществил, обеспечив за счет деревни проведение индустриализации, но сохранив в качестве своей опоры социальные матрицы крестьянского общинного традиционализма [5,с.35].

При Сталине СССР превратился  в мировую державу, одного из двух лидеров противостоявших друг другу  социальных систем, постоянного члена  Совета безопасности ООН, в страну, контролировавшую центр Европы, многие страны распадавшегося колониального мира, мировое коммунистическое, рабочее и в значительной степени национально-освободительное движения.

Сталин оказался способным  адаптировать и идеологию, и политику, и социально-экономическую систему к требованиям времени и текущим задачам СССР.

 

Заключение

Таким образом, основным содержанием  рассматриваемого периода стали  форсированная индустриализация страны и насильственная коллективизация  деревни.

Политика форсированного развития страны была направлена на решение  следующих задач: превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение экономической независимости страны, укрепление обороноспособности страны.

Эти задачи были решены в  ходе выполнения первых довоенных пятилеток  благодаря самоотверженному труду  миллионов советских людей.

Вместе с тем 1930-е гг. стали периодом становления и  укрепления тоталитарного режима в  СССР.

Нельзя не отметить, что  в деятельности Сталина наряду с положительными сторонами имели место теоретические и политические ошибки. На устройстве нашей страны отрицательно сказывались некоторые черты его характера. Если в первые годы работы без Ленина Сталин считался с критическими замечаниями в свой адрес, то позднее начал отступать от ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, переоценивать собственные заслуги в успехах партии и народа. Постепенно сложился культ личности Сталина, который повлек за собой грубые нарушения социалистической законности, причинил серьёзный вред деятельности партии, делу коммунистического строительства.

Сталин любил тайны. Большие  и маленькие. Но больше всего он обожал тайны власти. Их было немало. Часто  они были жуткими. Самая большая  его тайна заключалась в том, что он сумел стать символом социализма. Многое позитивное, что родилось в  обществе, стало реальностью, прежде всего не благодаря, а вопреки Сталину.

Постоянная «тайна» воздействия  на общественное сознание заключалась  в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Сталин знал еще одну «тайну» управления общественным сознанием: важно внедрять в него мифы, штампы, легенды, которые основываются не столько на рациональном знании, сколько на вере. Людей приучали верить в абсолютные ценности «диктатуры пролетариата». Ритуальные собрания, манифестации, клятвы делали их частью мировоззрения. Уверенность, основанная на истине, подменялась верой. Люди верили в социализм, в «вождя», в то, что наше общество – самое совершенное и передовое, в безгрешность власти.

Жизнь Сталина свидетельствует  о том, что отсутствие гармонии между  политикой и моралью всегда, в  конечном счете, приводит к краху.

 

Список используемой литературы

  1. Борисов, Ю.С.,. Политическая система конца 20–30-х гг. О Сталине и сталинизме [Текст]// Ю.С. Борисов, В.М. Курицын, Ю.С. Хван – Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. С. 330.
  2. Маслов, Н.Н., Идеология сталинизма: история утверждения и сущность (1929-1956) [Текст]/ Н.Н. Маслов – М.: Знание, 1990. – С.63.
  3. Осмыслить культ Сталина [Текст]/ Под редакцией Х. Кобо – М.: Прогресс, 1989. – С.656
  4. Режим личной власти Сталина: к истории формирования [Текст]/ Под редакцией академика Ю.С. Кукушкина. – М.: МГУ, 1989 – С.160.
  5. Такер, Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929. История и личность: Пер. с англ. [Текст]/ Общ. ред. и послесл. В.С. Лельчука. – М.: Прогресс, 1991. – С.267.
  6. Земсков В.Н. О некоторых проблемах «большого террора 1937-1938 гг.» [Электронный ресурс]/В.Н. Земсков// Отечественная история. – 2000. – № 1.* URL: http://istmat.info/node/19968 (дата обращения: 13.11.2013)

Информация о работе Культ личности в СССР