Культура Беларуси в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:01, реферат

Описание работы

В поисках лучшей участи. 1813-1830 Царские реформы ограничивались просвещением. Этого было недостаточно для общественного спокойствия. Выявлялось неблагорасположение к российскому деспотизму. Перемены к лучшему можно было совершить путям расширения царских реформ или путям вооруженной борьбы за воссоздание реформированной Речи посполитой. Послевоенное положение хозяйства Помещичье хозяйство. После войны 1812 г. народ Беларуси изведал горестную жизнь. Большой спрос на зерно в Западной Европе заинтересовал местных помещиков в расширения его производства. На барщину выгонялись все взрослые и даже устаревшие крестьяне. Во время жнивья они работали почти ежедневно и ничем не отличались от тогдашних американских рабов на бавоўнавых плантациях.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 30.14 Кб (Скачать файл)

Культура Беларуси в первой половине XIX в.   В поисках лучшей участи. 1813-1830  Царские реформы ограничивались просвещением. Этого было недостаточно для общественного спокойствия. Выявлялось неблагорасположение к российскому деспотизму. Перемены к лучшему можно было совершить путям расширения царских реформ или путям вооруженной борьбы за воссоздание реформированной Речи посполитой. Послевоенное положение хозяйства Помещичье хозяйство. После войны 1812 г. народ Беларуси изведал горестную жизнь. Большой спрос на зерно в Западной Европе заинтересовал местных помещиков в расширения его производства. На барщину выгонялись все взрослые и даже устаревшие крестьяне. Во время жнивья они работали почти ежедневно и ничем не отличались от тогдашних американских рабов на бавоўнавых плантациях. А крестьянские хлеба в это время стояла в поле, осыпаясь от дождя и ветру. Расширялась площадь пахоты под зерновые культуры, а сокращение площади сенокосов вело к уменьшению поголовья животного, что означало и уменьшение запасов натурального удобрения, плодородия почвы. Участились неурожаи и голод, но землевладельцы упрямо держались старых методов хозяйствования и продавали зерно за границу (рядом был западный рынок).  Периодический голод. В особенности часто неурожай случался в Беларуси на начале 20-х годов. Появилась много нищих, были смертельные случаи от голода. Крестьяне кормились да называемым пушным хлебом, испеченным из пытки, половины, березовой коры и других суррогатов. Голод 1822 г. обратил на себя внимание в Петербурге. Там был созданный отдельный Западный комитет, в котором много говорилась про ужасное положение крестьян в Беларуси, но действенной помощи от правительства беларуская деревня не дождалась. Ужасы голода были настолько уражальныя, что некоторые губернаторы конфисковывали излишки хлеба у землевладельцев для раздачи крестьянам. Распространение картофеля. От  повального голода и крестьян в значительной степени спас картофель. К  концу 20-х годов она из огородной превратилась в полевую культуру и стала для беларуской деревни действительно вторым хлебом. Одновременно это поспособствовало роста пивоварного производства в помещичьих поместьях. Картофельная водка помещиков продавалась в многочисленных корчмах, что возникали по столбовым дорогам и деревнях почти через каждые две версты. Крестьянам было где "залить" свое горе и оставить последнюю копейку. Нищета не отступала. Социальные протесты крестьян. В голодный 1822 год около 1/3 витебских крестьян убежали от своих "баринов". Яны и другие беглецы находили приют на свободных землях юга Украины, а то и в своих пущах, где жили вурдалаками, страдали, но к крепостникам не возвращались. Беларуская "партизанщина" 1812 г. превращалась в традицию. Лес, как и раньше, был для сельчан избавителем. В особенности болезненно реагировали на усиление крепостничества местечковые крестьяне, которые раньше имели статус мещан. Яны домогались в судах воссоздания своих мещанских прав. Борьба обострялась еще и тому, что над беларуским православным или униатским крестьянством стояли землевладельцы непонятной для деревни польской или русской культуры. Государственные крестьяне находились в полной зависимости от арендаторов, которые вводили патагонную систему работы, чтобы оправдать арендную плату. С 1810 г. на Беларусь распространяется общероссийская система военных поселений, в каких государственные крестьяне должны сочетать воинскую службу из занятиями сельским хозяйством. Городская  жизнь. Беларуское население городов окончательно страіцла под Россией бывшую экономичную и культурную роль. В много каких случаях оно бросало городские промыслы и переходила к огородничеству. Ремесло и торговля в городах перехватывались еврейским населением, которое смогло скорей приспособиться к новым порядкам жизни в Российской империи. Виленские товарищества и их значимость для Беларуси Общественная напряженность. Расширение в Беларуси идей просветительства. образования, науки, а также ухудшение социально-экономичного состояния стороны подняли общественно-политическую активность передовой части шляхты. Попытки изменить направление развития событий на беларуских землях во времена разделов Речи посполитой и войны 1812 г. были, как конечно, неуспешные. Потому на порядке дня оставались все те же проблемы: освобождение из российской неволи, либерализация государственного управления и улучшение жизненных условий народа. Центрoм общественно-политического движения стало Вильно. Тут действовал университет, выдавались газеты. После изгнания Наполеона при университете создавались учено-просветительные студенческие кружки, какие постепенно приобретали политическую окраску. "Шубровцы". Ранее при непосредственном участии профессора Анджея Снедетского, родного брата виленского ректора, возникло "Товарищество шубраўцаў" (лентяев). Его друзья взяли себе за цель посредством сатиры высмеивать пьянство, картёжныя гульни, сутяжничество, чванность и другие пороки шляхтичей и магнатов. Печать из образом скрещенных лопаты и метлы в дубовом венце свидетельствовала про решительность шубраўцаў вычистить и вымести из жизни всякий сор. Кружковцы имели свою газету "Ведомости Бруковыя" (Уличные). В ей сотрудничали наилучшие ученые и литературные силы всего города. Газета (1816-1822) имела большое влияние на общественную мысль страны.  В ей высказывались ироничное отношение к шляхте и симпатии к простым людям, а подчас и порицание крепостнического быта. Печатное слово уготовлялось для Беларуси и Литвы. Статьи писались без оглядки на Варшаву. И это вызывало неудовольствие в Польше, где боялись, что местный сепаратизм повредит общепольскому делу. В то же время либерализм шубровцов как-то совмещался и с антисемитизмом. "Филоматы". Одновременно с шубровцами, но тайно, действовало "Товарищество филоматов" (любителей наук), которое возникла в 1817 г. Через два годы такой же товарищество было созданное учащимися Свислочской гимназии и в Городенской губернии. Филоматами становились представители шляхетской патриотичной молодежи. Яны стремились путем образования улучшить состояние Отечества, под которой понималось бывшее  Большое Княжество Литовской как провинция бывшей Речи посполитой.  Изучалась народная  жизнь, история и культура Беларуси и Литвы Большим авторитетам  в кружковцев пользовался знаменитый профессор истории Иоохим Лялевель, который придерживался теории натурального права каждой особы на свободную, обеспеченную жизнь. Средь филоматов были именитые уроженцы Беларуси: гений поэзии Адам Мицкевич, поэты Ян Чачот и Фома Зан, известный на весь мир ученый Игнатий Домейко. Под 1820 г. организация распалась из-за несогласия ее друзей. Филареты. Тогда лидеры "лучистых" создали тайное товарищество филаретов (любителей добродетели). Его старшынём стал тот самый неутомимый Фома Зан, а заместителями - Ян Чачот и Франц Малеўскі, сын ректора университета. Организация уже имела выразительно очерченную политическую цель - возрождение Речи посполитые, в которую должна была войти и Беларусь. Одним из наиважнейших средств подготовки к борьбе за независимость считалась учено-просветительная деятельность. Филареты вели статистическое изучение края, агитировали в школах. Идеи филаретизма Фома Зан вынашивал еще в минской гимназии, где учился раньше. Объединение филаретов было более крупное за все предыдущие. В его составе насчитывалась болыш за 300 деятельных друзей. Средь их были не только студенты, но и помещики, адвокаты, учители, Товарищества филаретов возникли средь учащихся Высшего пиарского училища в Полоцка, средь ученичество Белостока. В 1823 г. виленские организации были выявленные и разогнанные. Фома Зан был заключенный в цитадели, ведь, спасая друзей, всю вину взял на себя. Других руководителей устлали во внутренние губернии России. Кружковцев, в том числе и Адама Мицкевича, принудили оставить университет и выехать из Вильно. Потерял свою должность и папячыцель учебного округа Адам Чарторийский. 3 1825 года юношам запрещалась выезжать на обучение в заграничные университеты, в том числе польские. Тенденция возвращения к народным корням. Виленские товарищества втягивали местную молодежь в процесс познания беларуского народа. Ян Чачот, Адам Мицкевич и другие впервые напечатали беларуские легенды, песни, предоставления на польском языке, а отдельные произведения - на беларуской (латинским шрифтом). Под их влиянием за поэтическое перо взялся Паўлюк Багрим, первый беларуский народный поэт. Культура Беларуси в первой половине XIX в. После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер. Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии. Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д. Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты. В соответствии с реформой просвещения 1803 - 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно -приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов. После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения. Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина - в Виленском университете, агробиология - в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов. В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта». В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич. Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко. Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Борисове, Бобруйске, Бресте. Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др. Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства. 

 

  1. Нацыянальна-культурная палітыка царызму 3 
    2. Школа і адукацыя. Гістарычныя і этнаграфічныя даследаванні Беларусі 12 
    3. Вусная народная творчасць. Станаўленне новай беларускай літаратуры 15 
    4. Музыка і тэатр 17 
    5. Архітэктура і выяўленчае мастацтва 20 
    ВЫВАДЫ 22 
    Спic лiтаратуры 23

 

Усяго ў канцы XVIII — пачатку ХІХст. урадам было падаравана ў прыватную спадчыну больш за 200 тыс. рэвізскіх (мужчынскіх) душ. Так паступова на Беларусі фарміраваўся інстытут прыгоннага права. Гэта прывяло да жорсткай эксплуатацыі і паз-баўлення правоў, узрастанню колькасці падаткаў і павіннасцей.  
 
У канцы XVIII — пачатку ХІХст. у сувязі з пашырэннем панскай гаспадаркі і прадпрымальніцтва пачала хутка расці эксплуатацыя прыгонных сялян. Галоўнай павіннасцю сялян стала паншчына. Шырока практыкавалася здача прыгонных у наём падрадчыкам на будаўнічыя, пераважна дарожныя работы. 
Пагаршалася жыццё гараджан. Паступова страціла сваю ролю магдэбурскае права. Згодна з граматай 1785 г. уводзіліся прынцыпы расійскага гарадскога самакіравання, але не ўсе мястэчкі такія правы атрымалі. Таму іх жыхары прыраўноўваліся да сялян. У 1794 г. указам урада была вызначана мяжа яўрэйскай аселасці, у якую ўвайшлі беларускія, літоўскія і частка ўкраінскіх губерняў. 
У пачатку ХІХст. падчас царавання Аляксандра І, было выдадзена шэраг указаў (1809—1810), на падстваве якіх узмацніўся кантроль за паводзінамі і маёмасцю буйных землеўладальнікаў з мэтай вяртання іх ў Расійскую імперыю, але ўжо на ўмовах пазбаўлення магнатаў права трымаць сваё войска і крэпасці, а шляхце — ствараць узброеныя саюзы (канфедэрацыі) для абароны сваіх вольнасцей і прывілеяў. Такія абставіны спрыялі росту незадаволенасці з боку шляхты расійскай палітыкай. 
Адным з напрамкаў царызму адносна ўмацавання сваёй улады на Беларусі была канфесіянальная палітыка. Асноўны яе змест заключаўся у тым, каб увесці праваслаўе і стварыць адзіную рускую народнасць. Такая палітыка патрабавала часу і асцярожнасці, таму што яна закранала практычна ўсіх беларускіх магнатаў і значную частку шляхты, якія былі католікамі.  
 
Урад ішоў па лініі змяншэння колькасці каталіцкага духавенства і падрыву яго эканамічнай базы. Ліквідацыі падлягалі манастыры, канфіскоўваліся маёнткі духавенства. Да сярэдзіны 40-х гадоў секулярызацыя царкоўных уладанняў была ў асноўным завершана, у выніку чаго дзяржаўнае сялянства беларускіх губерняў папоўніла каля 100 тыс. рэвізскіх (мужчынскіх) душ.  
 
У 30-я гады ХІХст. улада пачынае мяняць палітыку адносна царквы, каб знайсці падтрымку з яе боку. Яна робіць сваім прыхільнікам вышэйшае ўніяцкае духавенства на чале з літоўскім епіскапам Іосіфам Сямяшкам. 12. 02. 1839 г. на саборы ў Полацку прымаецца рашэнне аб далучэнні уніяцкай царквы да рускай праваслаўнай. Ліквідацыя ўніяцкай канфесіі супра-ваджалася знішчэннем яе шматлікіх культурных каштоўнасцей, спальваннем богаслужэбнай літаратуры.  
Такая палітыка ў сукупнасці з іншымі яе напрамкамі вяла да ўзрастання апазіцыйных настрояў, якія пазней выліліся ў стварэнне супраць-урадавых арганізацый і рознабаковых форм барацьбы на Беларусі. 
 
 
Гістарычныя асобы 
 
Дунін-Марцінкевіч Вінцэнт (1808—1884). — нарадзіўся ў фальварку Панюшкавічы Бабруйскага павета, у сям’і арандатара. Паэт, драматург, першы класік беларускай літаратуры ХІХст. Лічыцца, што ў 1824 г. скончыў Бабруйскае павятовае вучылішча, працягваў вучобу ў Пецярбургу. Творчую дзейнасць пачаў у 1840-я гады. У 1852 г. паставіў оперу на мінскай сцэне на беларускай мове. Гэта быў першы крок да стварэння беларускага прафесійнага тэатра. Аўтар рамантычных вершаваных аповесцей і апавяданняў («Вечарніцы», «Гапон», «Купала», «Шчураўскія дажынкі» і інш.). Яго творчасць завяршала рамантычна-этнаграфічны перыяд белараускай літаратуры першай паловы ХІХст, адначасова знамянуючы зараджэнне ў ёй рэалістычных тэндэнцый.

 
Ельскі Казімір(1782—1867) — першы прафесійны скульптар у Беларусі. Стварыў цэлую галерэю (больш за 50 партрэтаў) знакамітых асоб Беларусі, працаваў над аздабленнем культавых і грамадскіх будынкаў.

 
Зан Тамаш(1796—1855) — нарадзіўся ў в. Мясата Вілейскага павета. Скончыў Віленскі універсітэт. Адзін з арганізатараў таварыства патрыятычнай моладзі. У 1823 г. арыштаваны і высланы ў г. Аранбург, дзе даследаваў флору і мінералы Урала. Цікавіўся беларускім фальклорам. Аўтар балад «Бекіш», «Свіцязь-возера» і інш.

 
Кісялёў Павел Дзмітрыевіч (1788—1872) — прыхільнік ліберальных пераўтварэнняў ў Расійскай імперыі, міністр дзяржаўнай маёмасці. У 40—50-х гг. ХІХст. быў ініцыятарам правядзення рэформы ў дзяржаўнай вёсцы, якая прадуг-леджвала тры асноўныя моманты: 1) рэфармаванне сістэмы кіра-вання дзяржаўнымі сялянамі; 2) так званую «люстрацыю» дзяржаўнай маёмасці; 3) палітыку «апякунства» ў адносінах да сялян.

 
Міцкевіч Адам (1798—1855) — паэт, удзельнік нацыянальна-дэмакратычнага руху. Заснавальнік польскага рамантызму. Пасля 1824 г. жыў у Расіі, дзе зблізіўся з дзекабрыстамі і А. С. Пушкіным. Напісаў паэмы «Гражына», «Конрад Валленрод», «Пан Тадэуш». З 1849 г. рэдактар дэмакратычнай газеты «Трыбуна народаў», выступаў з артыкуламі рэвалюцыйна-дэмакратычнага характару.

 
Насовіч Іван Іванавіч — беларускі мовазнаўца, фалькларыст і этнограф. Працаваў настаўнікам, інспектарам, загадчыкам духоўных і дваранскіх вучылішчаў ў Магілёўскай, Віленскай і Мінскай губернях. Аўтар прац «Беларускія прыказы і прымаўкі» (1852), «Беларускія песні» (1873), «Слоўнік беларускай мовы» (1870).

 
Савіч Франц. (каля 1815 — каля 1845) — нарадзіўся ў в. Вяліцічы Пінскага павета Мінскай губерні. Беларускі рэвалюцыянер-дэмакрат, паэт, публіцыст. У 1833—1838 гг. вучыўся ў Віленскай медыка-хірургічнай акадэміі, дзе арганізаваў нелегальнае рэвалюцыйнае «Дэмакратычнае таварыства». Аўтар статута «Прынцыпы дэмакратызму», пракламацыі «Заўвагі пра маральную вайну народа з дэспатызмам» (адзін з першых палітычных памфлетаў у гісторыі вызваленчага руху Беларусі). Яго вершы на беларускай мове распаўсюджваліся ў рукапісах на Беларусі і Украіне, некаторыя з іх сталі народнымі песнямі.

 
Тышкевіч Канстанцін Піевіч (1806—1869) — нарадзіўся ў Лагойску, з роду Тышкевічаў, брат Яўстафія Тышкевіча. У 1836 г. жыў у Лагойску. Член навуковых таварыстваў у Вільні, Кракаве, Маскве, Празе, Парыжы, Лондане. Адзін з заснавальнікаў Віленскага музея старажытнасці. Даследаваў каля 200 курганоў, гарадзішчаў і замчышчаў у Мінскай губерні. Паклаў пачатак вывучэнню старажытных гарадоў — Лагойска, Заслаўя і інш.

 
Тышкевіч Яўстафій Піевіч (1814—1873) — беларускі гісторык, археолаг, краязнаўца, адзін з заснавальнікаў беларускай археалогіі. У 1861 г. скончыў Мінскую гімназію. Заснавальнік і старшыня Віленскай археалагічнай камісіі. У 1863—1864 гг. удзельнічаў у паўстанні, за што звольнены з усіх пасад. Вывучаў гарадзішчы у Гальшанах, Друцку, Заслаўі, Крэве, Лідзе, Мінску і інш. Аўтар навуковых прац: «Погляд на крыніцы мясцовай археалогіі, або Апісанне некаторых помнікаў старажытнасцей у Заходніх губернях Расійскай дзяржавы» (1842); «Апісанне Барысаўскага павета» (1847) і інш.

 


Информация о работе Культура Беларуси в первой половине XIX в