1.3.Возникновение государства
в Египте.
Как установили ученые, во
времена, которые предшествовали
образованию объединенного государства,
Египет распался на несколько
десятков отдельных областей. По-гречески
эти области назывались номами.
Первое государство возникло
в пределах небольших номов,
которые охватывали несколько
поселений, объединенных вокруг
городского центра, где находились
резиденция вождя и святилище,
почитаемого здесь божества. На
территории Верхнего
Египта в период нового
царства насчитывалось 22 нома, в
Нижнем Египте - 20 номов. В силу
природных условий номы - древнейшие
государственные образования стремились
к объединению, в следствии
чего появились более крупные
царства. Скорее всего объединение
номов Верхнего Египта в одно
царство и Нижнего Египта - в
другое крупное царство произошло
в IV тысячелетии до н.э. Правитель
Верхнего Египта стал носить
корону белого цвета, а Нижнего
- красного цвета. Некоторое время
царства существовали рядом друг
с другом и вели между собой
войны. Но тенденция к объединению
продолжала действовать и привела
в конечном счете к объединению
Верхнего и
Нижнего царств в единое
древнеегипетское государство, охватывающее
всю долину от первого порога
до среднеземноморского побережья.
Раннее царство
(XXXI XXIX в.в. до н.э.). Объединение
Верхнего и Нижнего царств
было революционным по своему
значению в истории Древнего
Египта. В рамках одного государства
были сосредоточены ресурсы всей
долины и Дельты Нила, появились
благоприятные условия для создания
общеегипетской ирригационной системы,
без которой невозможно существование
продуктивного и земледельческого
хозяйств. На смену постоянным
внутри египетским войнам, ослаблявшим
страну, пришло политическое единство.
Объединение Египта было достигнуто
в результате множественных воин
между Верхним и Нижним царствами.
В более поздние времена
постоянно разграничивались две
половины государства - верхнеегипетская
и нижнеегипетская, а в особе
царя соединялись два властителя
- верхнеегипетский и нижнеегипетский.
Это говорит о том, что в
древности существовали в Египте
два раздельных царства
- Нижнее и Верхнее.
До нашего времени сохранились
обломки древнеегипетской летописи,
которая была высечена на камне
примерно в середине III тысячелетия
до н.э.
Судя по ним, в летописи
перечислялись египе6тские цари
и от времени их царствования
имелись погодные записи. Необходимо
отметить, что египетские цари
обыкновенно называются фараонами.
Имя и титул египетского царя
являлись священными, поэтому царя
избегали называть по имени
без особой к тому надобности.
С середины II тысячелетия египтяне
называли царя иносказательно: пер-«о»
- «большой дом», откуда происходит
видоизмененное слово «фараон».
Увы, мы не знаем, сколько
времени продолжался ранний период
в истории Египта определенно
можно сказать, что около 3000
г. До н.э. государство в долине
Нила уже существовало.
Точное летоисчисление древнеегипетской
истории также невозможно за
недостаточностью данных. Поэтому
время зачастую обозначается
не столько столетиями, сколько
- условно - династиями.
Древние списки фараонов
делились на династии, и жрец
Манефон, написавший около 300г.
До н.э. по-гречески своё сочинение
об истории
Египта, насчитывал до 30 династий
фараонов.
1.4.Источники права
Источником права в Древнем
Египте первоначально был обычай.
С развитием государства активной
становится законодательная деятельность
фараонов. Есть сведения о становлении
кодификаций, однако до нас
они не дошли.
Сохранившиеся сведения о
египетском праве весьма кратки.
В Египте существовало несколько
видов земельных владений: государственные,
храмовые, частные и общинные. Можно
было совершать различные сделки
с землей: дарить, продавать, передавать
по наследству.
В частной собственности
было и движимое имущество:
рабы, рабочий скот, инвентарь и
пр.
Существовали несколько видов
договоров - договор займа, договор
найма, купли-продажи, аренды земли,
поклажи, товарищества.
Предусматривался особый порядок
передачи земли из рук в
руки, включающий несколько заключений
договора, оплату, вступление во
владение, а также и действия
религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего
Египта было характерно довольно
высокое положение женщин в
семье. Брак заключался на основе
договора, от имени жены и мужа.
Приданое жены оставалось ее
собственностью, допускалась и передача
жене всего имущества семьи.
Развод был свободен для обеих
сторон.
Наследниками по закону были
дети обоего пола. Завещание могли
составить и муж и жена.
Уголовное право Древнего
Египта знало следующие виды
преступлений: 1) государственные - измена,
заговор, мятеж, разглашение государственной
тайны; 2) религиозные - убийство священных
животных, чародейство: 3) против личности
- убийство, отступление от правил
врачевания в случае смерти
больного; 4) против собственности
- кража, обмеривание, обвешивание;
5) преступления против чести и
достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания
было устрашение. Применялись различные
телесные и членовредительские
наказания, широко применялась
смертная казнь. Кроме того, существовали
заключение в тюрьму, отдача в
рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался по жалобе
потерпевшего и носил состязательный
характер. В качестве доказательств
служили свидетельские показания,
клятвы, допускались пытки. Делопроизводство
носило письменный характер.
1.5.Объединение Египта.
Как свидетельствуют исторические
источники, в начале II династии
древнеегипетские цари нарушили
вековую традицию и перестали
использовать абидосское кладбище.
Впоследствии, еще при той же
династии, в Абидосе опять стали
появляться царские погребения,
однако теперь цари уже носят
новую, несколько необычную титулатуру.
Как уже отмечалось выше,
правители Египта обычно именовали
себя богом
Гором. Теперь же, в период
II династии, мы обнаруживаем царя,
который неожиданно объявил себя
не Гором, а его противником
- богом Сетом. Мало того, другой,
следующий за ним царь, уже
под самый конец династии, вдруг
провозгласил себя одновременно
Гором и Сетом и даже именовался,
как считают ученые приблизительно
так: «Тот, в ком умиротворились
оба бога».
Трудно сказать со всей
определенностью, были ли такие
изменения титулатуры связаны
с кровавыми событиями в Нижнем
Египте, где почитался бог
Сет, о которых повествует
царь той же династии Гор-Хасехем.
На подножиях двух своих изваяний
он символически изобразил Нижний
Египет пораженным. Там же изображены
трупы бунтарей, а также указано
число павших врагов: на одном
изваянии - 48205, на другом - 47209. На
двух каменных сосудах представлена
богиня Верхнего Египта, которая
вручает Гор-Хасемему, украшенному
верхнеегипетской короной, знак
соединения обеих земель в
« год поражения
Нижнего Египта».
Поражение Севера и прекращение
династических распрей привели
к концу
II династии к окончательному
объединению страны, открывшему
новую эпоху в истории Египта
- эпоху Древнего царства. «Белые
стены» царя Менеса - город
Мемфис становится столицей
единого государства. Согласно
наиболее распространенному мнению,
к одному из названий этого
города - Хет-ка-Птах, что значит «
Усадьба двойника Птаха» - главного
бога столицы, и восходит греческое
Айгюптос и наше наименование
страны - Египет.
2.Боги Древнего Египта
Первоначальная, или примитивная,
мифология есть тот образный, поэтический
язык, который употребляли древние
народы для пояснения явлений
природы. Всё видимое в природе
принималось древними за видимый
образ божества: земля, небо, солнце,
звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья
- всё это были божества, историю
которых воспевали древние поэты,
а образы их изваивались скульпторами.
Египетская мифология ближе
всего подходит к греческой.
Греки, покорив Египет, стали интересоваться
его историей и культурой и
изучать его верования; они
придали и египетским мифам
свою окраску и отождествили
многих египетских богов с
олимпийскими богами. «На вершине
божественного египетского пантеона,
- говорит Мариэтт, известный французский
египтолог, - восседает бог единый,
бессмертный, несотворенный, невидимый
и скрытый для обыкновенных
смертных в глубине его сущности.
Он - творец, неба и земли, он
сотворил все, что существует,
и ничто не сотворено без
него. Это бог, существующий исключительно
для посвященных в таинство
святилища».
Новейшие открытия египтологии
подтвердили эти предположения.
Но вне святилища бог принимает
тысячу образов, самых разнообразных,
потому что его собственные
атрибуты, воплощенные, являются
для непосвященной толпы видимыми
богами, которых искусство воспроизводит
и как бы размножает в бесчисленных
образах, разнообразных до бесконечности.
Народы всевозможных рас
сошлись в долине Нила, и каждый
внес в религиозные верования
отпечаток своего общего характера
и ума, философского или суеверного.
Родоначальником всего живого и
божественного в египетской религии
считается бог Атум. Согласно легенде
он появился из хаоса. Затем он создал
первую божественную пару бога Шу и
богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий
пространство между небом и землей,
разделяющий небо и землю. Тефнут
- женское дополнение Шу. Эта пара
родила бога Геба и богиню Нут. Геб -
это бог Земли, или по сути сама
Земля. Нут - богиня Неба, или также
само Небо.
По представлению древних
египтян вверху находится Нут,
внизу Геб, а между ними Шу
и Тефнут. От Геба и Нут произошли
две пары - Осирис и Исида, Сетх
и
Нефтида.
Осирис и его жена Исида
являются самыми важными фигурами
египетского пантеона. Осирис являлся
богом растительности. По легенде
он родился первым из пяти
божеств, за ним родились Хор
Старший, Сетх, Исида и Нефтида.
Еще в утробе своей матери
Нут Осирис и Исида полюбили
друг друга. Когда Осирис подрос,
то он стал справедливо править
своим народом, заботился о
его культуре. Он много странствовал,
а во время его отсутствия
страной правила его жена Исида.
Его брат Сетх завидовал Осирису,
и он решил убить своего
брата. Он обманом заманил Осириса
в сундук и забив его гводями,
выбросил его в море. После
Сетх разбросал куски тела
Осириса по всему Египту. Исида
нашла все эти куски и похоронила.
Вскоре он родила сына
Осириса - Хора, который начал
войну против убийцы отца Сетха
и победил его. Осирис стал
символом умирающей и воскресающей
природы. Исида - великая богиня
- мать, символ материства, супружеской
верности. Сетх - это бог зла. Когда
на плодородные земли у реки
Нил налетал сухой, песчанный
ветер из пустыни, то считалось,
что это злобствует Сетх.
Важное место в египетском
пантеоне занимал бог Ра. Он
являлся богом солнца, богом света.
Каждый день он подымался по
небу на свой лодке, освещая
всю землю, а вечером он опускался
в подземный мир, где вел
борьбу с силами тьмы. Он всегда
побеждал и вновь каждое утро
подымался на небесный свод. Он
боролся с силами хаоса. Символом
его неизменного возрождения
являлся знак анх - это крест,
у которого вместо верхней
палочки находиться круг ( ). В средневековой
алхимии анх являлся символом бессмертия.
Бог Амон считался всесущим
божеством воздуха и ветра,
которое наполняет весь видимый
мир, дает жизнь всему живущему.
Амон считался божественным отцом
египетских фараонов. Его называют
великой живой душой, которая
стоит над всеми богами. Как
воздух и ветер душа невидима.
Амон считался также духом
оживляющим. Кроме того, Амон был
защитником угнетенных и обездоленных.
Его женой и женским воплошением
души была богиня Амаунет.
Идеалом высшей мудрости
и правды, олицетворением лучших
сторон человеческой природы,
воплощением ума у египтян
являлся бог Тот. Он помогал
богу Ра в его борьбе с
силами тьмы. Его символом была
Луна.
Бог Пта был одним из
главных богов. Его называют
владыкой истины, божеством справедливости.
О Пта говорят, что он - это
солнце и луна одновременно. Он
считался покровителем ремесел.
Иногда он считался верховным
богом, творцом всех богов и
мира.
Сын Осириса - бог Хор (или
Гор) также входил в состав
главных египетских богов. Его
олицетворением являлся божественный
орел. Он борется с убийцей
отца - Сетхом, а также является
спутником Ра и Тота. Иногда
его символом был солнечный
диск. Хор считался родоначальником
всех египетских фараонов.
В имени почти каждого
фараона присутствовало имя Хора.
Его женой и женским воплощением
была богиня Хатхор, которая была
богиней любви, веселья, пляски
и музыки. Греки отождествляли
ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира
считался бог Анубис. Он изображался
обычно в виде человека с
головой шакала. К нему обращались
родственники умершего с просьбой
о покровительстве в потустороннем мире.