Культура древнего Шумера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат

Описание работы

Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись. История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки.

Файлы: 1 файл

Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества.docx

— 15.45 Кб (Скачать файл)

Шумеры создали первую систему  письменности в обозримой истории  человечества. Она называется клинопись. История создания клинописи документально  прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии  возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок  обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся  с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «темный», «больной», «болезнь», «темнота»  и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и  т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как  обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых  объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно  было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как  знак чужой страны) — раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) —  вождя-жреца и т. п. Но скоро стали  прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом  со знаком ноги подсказывал чтение гена — «идущий», а знак кучи —  ба — рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа — «стоящий»  и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее  понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных  знаков превратилось в упорядоченную  систему передачи информации во времени  и на расстоянии. Это произошло  около 2400 г. до н. э.

 

К этому времени из-за невозможности  быстро проводить по глине криволинейные  фигуры без заусенцев и т. п. знаки  превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При  этом каждая черточка из-за нажима на глину  углом прямоугольной палочки  получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может  иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях  знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя  «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном  знаке баб, разница — в удобстве заучивания и в экономии места  при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и "детерминативами ", то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

 

 

 

Изучение языка некоторых более  поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до х.э.) и упоминающихся в  надписях (примерно с 2700 г. до х.э.) собственных  имен показало ученым, что уже в  то время в Нижней Месопотамии  жило население, говорившее (а позже  и писавшее) на двух совершенно разных языках — шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой  грамматикой не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточносемитский язык, который  позже назывался аккадским или  вавилоно-ассирийским, относится к  семитской ветке афразийской  семьи языков. Как и ряд других семитских языков, он вымер до начала нашей эры. К афразийской семье (но не к семитской ее ветви) принадлежал  также древнеегипетский язык, в нее  и поныне входит ряд языков Северной Африки, вплоть до Танганьики, Нигерии  и Атлантического океана.

 

Есть основания думать, что в IV тысячелетии до н. э., а может  быть даже раньше, в долине Тигра  и Евфрата еще жило население, говорившее и на других, давно вымерших языках.

 

Что касается наиболее древних месопотамских  письменных текстов (примерно с 2900 до 2500 г. до х.э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском языке. Это видно из характера ребусного  употребления знаков: очевидно, что  если слово «тростник» — ги совпадает  со словом «возвращать, добавлять» —  ги, то перед нами именно тот язык, в котором существует такое звуковое совпадение, то есть шумерский. Однако это не значит, что восточные семиты, а может быть, и носители другого, неизвестного нам языка не жили в  Нижней Месопотамии вместе с шумерами уже и в то время, и даже раньше. Нет достоверных данных, ни археологических, ни лингвистических, которые заставили бы думать, что восточные семиты были кочевниками и что они не участвовали вместе с шумерами в великом деле освоения р. Евфрат. Нет также оснований считать, что восточные семиты вторглись в Месопотамию около 2750 г. до х.э., как предполагали многие ученые; напротив, лингвистические данные скорее заставляют думать, что они осели между Евфратом и Тигром уже в эпоху Неолита. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточносемитский язык; он же преобладал в Верхней Месопотамии.

 

Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой  языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было. Очевидно, в то время  люди еще не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы  — племена, номы, территориальные  общины. Все жители Нижней Месопотамии  называли себя одинаково — «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил. Поскольку исторические события  столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения  древнейшей истории Нижней Месопотамии  археологической периодизацией. Археологи  различают Протописьменный период (2900—2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750—2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами) . От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных  документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) — из г. Урук (ныне Варка) на юге Нижней Месопотамии  и один, современный более позднему из урукских, — с городища Джемдет-Наср на севере (древнее название города неизвестно).

 

 Надпись Нарам-Суэна (Лувр)

 

Заметим, что письменная система, применявшаяся  в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Это говорит  в пользу того, что она была создана  в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.


Информация о работе Культура древнего Шумера