Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

В развитии культуры Древней Греции выделяют четыре этапа. Первый этап получил название гомеровского (ХI — IХ в.в до н.э.) и является непосредственным предшественником античной культуры.
Своеобразие гомеровской эпохи состоит в том, что основное развитие происходит в индивидуальных, личностных нормах культуры. Происходит распад родоплеменного общества. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность

Файлы: 1 файл

культура древней греции1.docx

— 36.33 Кб (Скачать файл)

К образам  культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей  и устроителей городов, великих  певцов, поэтов и художников. Таковым  является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

- теория  индивидуального творчества (авторство  Гомера);

- теории  народного эпоса;

- синтетические  теории (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

Итак, греческая  мифология при всей сложности  и разнообразии входящих в неё  элементов имеет одну особенность  и доныне производящую столь сильное  впечатление на слушателя и читателя - высокая художественность и гуманизм образов.

В вопросе  об античном рабовладении важную роль играют работы таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также  рассуждения о всеобщем рабстве  людей и богов ритора Либания, жившего в VI в.н.э. Наличие и естественность рабства в жизни античности привели к представлению о космическом рабстве, поскольку всё в космосе устроено так, что одно, безусловно, подчиняется другом

Во времена  общинно-родового строя родственные  отношения возникали сами собой  естественным путём и на них зижделись экономические отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда; умственного и физического. Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд, то есть управлять рабами. Одновременно появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю природу и на весь мир, но и его сложная трактовка, то есть философия.

Одним из самых  замечательных явлений древнегреческой  культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые  пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло  им большое внимание. Представления  шли несколько раз в год  по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные  деньги.

 

В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые  выдающиеся греческие трагические  поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения ("Прикованный Прометей", "Персы"); Софокл, создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра", и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в Авлиде". Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением  является храм. Самые знаменитые образцы  греческой архитектуры - сохранившиеся  до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Живопись  была широко распространена в древней  Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они  почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие  чернофигурные и краснофигурные вазы.

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как  распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями  греческой культуры и культуры стран  Ближнего и Среднего Востока. Для  эллинистической культуры характерно её греческое оформление и глубокие местные традиции. В этот период получил широкое распространение  в эллиническом мире общегреческий язык - койне, ставший средством межнационального общения. Греки - воины, чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение - космополитизм (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

Знания, накопленные  в Греции и на древнем Востоке, в сочетании с успехами и практическим освоением обширных пространств  способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась  дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии - Аристарх; в создание географии - Эрастофен. Сочетание греческой медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе. Её основатель Герофил создал описательную анатомию человека. Из всех эллинистических обществ наиболее известна история Египта благодаря сохранившимся на египетской почве папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека (до 700 тыс. папирусных свитков). При дворе царей Египта Птоломеев был организован Мусейон - научное учреждение с общежитием для учёных, которых Птоломеи приглашали сюда со всего эллинистического мира. Здесь им были созданы условия для занятий наукой, философией, литературой.

Призванным  главой александрийских поэтов был  Каллимах, большой популярностью пользовался Феокрит. Александрийские учёные прославились также достижениями в области математики, естественных и технических наук. Но Александрия была не единственным центром науки и искусства. В Афинах продолжались традиции греческой философии. В период эллинизма возникли и развивались две новые философские системы - стоиков и эпикурейцев. Традиции Аристофана продолжил автор множества комедий Менандр. Крупнейшим греческим государством и центром эллинистической культуры были Сиракузы на острове Сицилия.

Имело свои выдающиеся достижения изобразительное  искусство эпохи эллинизма. Были созданы значительные памятники  архитектуры, сочетавшие греческие  и восточные традиции, для которых  характерно стремление к грандиозности  и великолепию. Характерна натуралистичность  в портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором развёртывался сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла больших успехов, но от картин, написанных главным образом восковыми красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное наследство периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.

 

Значение древнегреческой  культуры как колыбели европейской  цивилизации.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые  в той или иной  мере  нашли  своё развитие почти у всех европейских  народов.

Роль  Древнегреческой цивилизации в  истории человечества велика, сложна и многопланова. Это был не только мощный цивилизационный прорыв. Древняя Греция выступила своеобразной исторической мастерской, где были созданы многие заготовки, получившие свою дальнейшую обработку и совершенствование в пределах последующих цивилизаций. Демократия и частная собственность, свобода человека т гражданский долг, материализм и идеализм все эти важнейшие составляющие современного цивилизационного развития родились в Древней Греции. Не случайно, в истории Европы понятие возрождение связано с Античностью, с Древнегреческой цивилизацией. Люди последующих веков искали в ней точку опоры для дальнейшего развития духовного мира человека, науки и культуры, ибо важнейшее достижение Древнегреческой цивилизации расцвет человеческой личности. Именно греческому философу Протагору принадлежат слова: Человек мера всех вещей.

Парадокс  истории в том, что, опираясь на рабство, Древнегреческая цивилизация впервые  дала образец свободного человека и  свободной организации человеческой общности. Города-государства существовали и до Древней Греции. Но именно греки, как бы сделав шаг назад от власти царей, обратно к общинному устройству сумели создать демократические  сообщества-полисы, дали те образцы  демократического самоопределения  людей, которые позже служили  предметом изучения для тех, кто  задумывался о более справедливом устройстве общества.

Именно  первому в истории свободному сообществу греков мы обязаны появлением научного мышления как типа миропонимания. Греки создали основы философской  науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического  взгляда на мир. Именно они, осознав  значимость прошлого для настоящего и будущего, создали науку историю. Этика и география, психология и  тригонометрия, физика и анатомия эти  и многие другие науки обязаны  древним грекам не только своим рождением, но и своими названиями. Древняя  Греция родина многих концептуальных идей, ставших сегодня научной  истиной: атомарное строение материи, вращение Земли вокруг своей оси, планет вокруг Солнца и др. Но в наш  сегодняшний мир вошли и многие их конкретные изобретения. Трудно поверить, но первый будильник изобрел Платон, а современный счетчик такси  имеет своим прообразом механизм, созданный александрийским механиком  Годоном.

Уникален  вклад Древней Греции в мировую  культуру и искусство. Сегодня в  наших магазинах рядом с книгами  Толстого, Набокова, Хемингуэя можно  увидеть Илиаду Гомера и стихи  Сапфо. И мы воспринимаем их как естественную часть нашей современной культуры. Древняя Греция дала миру театр, жанры  трагедии и комедии. Их лучшие образцы  до сих пор не сходят со сцены, и  многие поколения открывают в  трагедиях Эсхила и Софокла, комедиях Аристофана свой сокровенный и сугубо современный им смысл. Архитектура, скульптура и живопись Древней Греции давно уже вошли в сокровищницу мировой культуры, в ряд ее высших образцов, к которым равно относятся и храм Афины-девы Парфенон, и Дискобол Мирона, и Афродита Киндская Праксителя, и Ника Самофракийская - символ ликующей победы. Говоря о древнегреческом искусстве, мы часто употребляем слово впервые. В первой половине V до н.э. живописец Полигонт первым преодолел архаическую плоскостность и скованность изображений. Его многофигурные композиции создавали иллюзию глубины пространства. Мирон первым в скульптуре сумел передать момент перехода тела от одного движения к другому. Первым живописцем в современном смысле слова, применившим светотень (основу, на которой развивалась живопись нового времени), был Аполлодор Афинский. Но, наверное, самое главное, что дала нам Древнегреческая цивилизация это тот идеал гармонической красоты человека, который при всем многообразии культуры последующих тысячелетий так и остался непревзойденным. Не скрывая от самих себя трагической изнанки бытия, греки обладали удивительной способностью радоваться жизни, видеть и воспевать ее красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Моисеева Л.А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  2. Культурология. Учебное пособие под редакцией Радугина А.А.– М., 2001.
  3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Г.В. Драча.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  4. Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.Г.  Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Оникс, 2007.
  5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Многоуровневое учебное пособие. Краткий курс.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

 


Информация о работе Культура Древней Греции