Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:50, доклад
Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука , образование, идеология, литература, искусство.
Культура Древней Руси
Под культурой мы понимаем совокупность
материальных и духовных ценностей,
создаваемых человечеством в
процессе его общественно-трудовой
практики. Говоря о материальной культуре,
мы имеем в виду развитие орудий
труда, техники, машин, строительства и
т.д. К духовной культуре относятся наука
, образование, идеология, литература,
искусство.
Культура Древней Руси имела высокий уровень
развития. Многие памятники древнерусской
культуры до нас не дошли, они погибли
в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились
преимущественно церкви, соборы, иконы,
литература, предметы религиозного культа.
В основе культуры Древней Руси лежит
культурное наследие восточнославянских
племен. Влияние на нее
оказывали кочевые народы, варяги. Большое
влияние на культуру Древней Руси оказало
принятие христианства, а также Византия,
страны Западной Европы.
Письменность на Руси существовала еще
до принятия христианства (так например,
текст договора Олега с греками в 911 г.
был написан на русском и греческом языках).
К моменту принятия христианства сложился
алфавит. Принятие христианства способствовало
распространению грамотности, развитию
письменности, просвещения.
О широком развитии письменности свидетельствуют
надписана ремесленных изделиях: женщины
подписывали прялица, гончары - глиняные
сосуды, сапожник на колодках вырезал
имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами
впервые были обнаружены в Новгороде берестяные
грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде,
Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других
городах. Среди грамот есть хозяйственные
документы, письма, завещания.
При Ярославе Мудром была открыта школа
в Киеве, где обучалось более 300 детей.
Получила образование его дочь - Анна -
одна из первых грамотных женщин, ставшая
королевой Франции.
От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых
имеют точную дату написания. Древнейшая
из них - «Остромирово евангелие», она
была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского
посадника Остромира. В то время писали
на пергаменте, на специально выделанной
телячьей коже. Текст начинали писать
с большой красной буквы - заставки. Книги
украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые
листы книги переплетали, закладывали
между двумя досками, которые обтягивали
кожей. Книги стоили очень дорого,
их тщательно хранили, передавали по наследству.
Кроме переписки религиозных текстов,
переводов на древнерусский язык с греческого
и латыни, создавались также оригинальные
сочинения русских авторов. В отличие
от европейских стран, где латинский язык
был признан государственным, на Руси
писали на родном языке.
В этот период был создан целый ряд выдающихся
произведений. Среди них: «Повесть временных
лет», «Поучения Владимира Мономаха»,
«Моления Даниила Заточника» и др. В период
феодальной раздробленности ведущей идеей
в литературе была идея единства Русской
земли. Описаниями княжеских междуусобиц,
идеей единой сильной великокняжеской
власти полны «Псковская», «Новгородская»,
«Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие
летописи. Особое место среди произведений
этого периода занимает «Слово о полку
Игореве», гордость нашей литературы.
Наряду с письменной литературой широкое
распространение имело устное народное
творчество, прежде всего былины, повествующие
о ратном и созидательном труде нашего
народа.
Высокого уровня развития достигла архитектура.
Сохранилось более 60 памятников архитектуры
домонгольского периода. До конца X в. на
Руси не было монументального каменного
зодчества. Постройки были деревянными.
Одним из первых каменных сооружений была
двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы
в Киеве (Десятинная церковь), возведенная
греческими мастерами в конце X в. В середине
XI в. при Ярославе Мудром был сооружен
Софийский собор с 13 куполами и Золотые
ворота в Киеве. Затем Софийские соборы
были сооружены в Новгороде и Полоцке.
На территории Руси известно 15 каменных
храмов XI - начале XII вв. подобного стиля.
В период феодальной раздробленности
складывались различные архитектурные
стили. Большинство храмов одноглавые.
Мозаичные изображения уступают место
фрескам. Отличия в архитектуре в основном
связаны со строительным материалом, используемым
в той или иной местности. Так в Новгороде
широко
использовался известняк. Наиболее древними
памятниками Новгорода являются соборы
монастырей Юрьева и Антоньева, церковь
Спаса на реке Нередине.
В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской
земле и Галицко-Волынской Руси основным
стройматериалом был белый камень. Характерные
черты белокаменной архитектуры: изысканность,
стройность, устремленность ввысь, богатая
декоративность. Из памятников архитектуры
Владимиро-Суздальской Руси наиболее
известны Золотые ворота, Успенский и
Дмитровский соборы во Владимире, остатки
дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова
на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского,
Суздаля, Юрьева-Польского. Внутри храмов
стены были богато украшены фресками и
мозаиками. Фреска - это живопись водяными
красками по сырой штукатурке. В Софийском
соборе в Киеве сохранились изображения
сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые
сцены с изображением охоты, скоморохов,
ряженых и т.п. Мозаика - изображение, выполненное
из кусочков камня, мрамора, керамики,
смальты. Древняя Русь использовала смальту
(специальный стекловидный материал).
В мозаике выполнена огромная фигура богоматери
Оранты (Киевская София).
Украшением храмов были иконы. Также как
фрески и мозаики первые иконы на Руси
были выполнены греческими мастерами.
Самой почитаемой на Руси была икона «Владимирской
богоматери», выполненная неизвестным
греческим художником на рубеже XI-XII вв.
(хранится в Третьяковской галерее). Иконы
того времени являлись принадлежностью
храмов и были больших размеров. До нас
дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий,
Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных
княжеств-государств в живописи складывались
местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.
Монументальная скульптура языческих
времен не получила распространения, так
как преследовалась церковью. Первые светские
скульптурные памятники появились на
Руси лишь в XVIII в.
Таким образом, IX-XIII века стали периодом складывания русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей Северо-Западной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.