Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:44, доклад

Описание работы

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ЖИВОПИСЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Доклад по истории.docx

— 27.41 Кб (Скачать файл)

Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение  
Средняя общеобразовательная школа №40 
 
 
 
 
 
 

 

«Культура Древней  Руси».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 
Вахнина Евгения 
Ученица 10 класса 
Проверил: 
Буржатова Ирина Цыреновна 
Учитель Истории 

 

 

Ангарск 
2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  • ВВЕДЕНИЕ

 

  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

  • ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

 

  • АРХИТЕКТУРА

 

  • ЖИВОПИСЬ

 

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство  – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова  «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими  и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время  его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в.Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается  легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак. Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-то за веру, за отечество, вы постойте-то за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в  дохристианские времена (упоминание о  «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка  под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

 

 

  1. АРХИТЕКТУРА.

Серьезным вкладом в историю  мировой культуры является русская  средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и  ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура  каменная связана с Русью уже  христианской. К сожалению, древние  деревянные постройки не сохранились  до наших дней, но архитектурный  стиль народа дошел до нас в  позднейших деревянных сооружениях, в  древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому. Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям. Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

 

 

  1. ЖИВОПИСЬ.

Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и  иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в  Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже  с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.). Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА 

Киевская Русь славилась  хорошо развитым ремеслом. В те годы насчитывалось от 40 до 60 ремесленных  специальностей. Уже в Х веке стал использоваться гончарный круг. Большие  успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». Было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат  и др. Своим мастерством славились  русские оружейники: в Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские  мечи. Археологические находки показывают, что кованые мечи, изготовленные  русскими оружейниками, имели хождение и за рубежом. Многочисленные ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.Особое развитие получило ювелирное ремесло, граничащее с искусством. На Руси не было равных  в применении таких  самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь (нанесение украшения  из мелких шариков), филигрань (получение  узора из серебряных проволок). Очень  часто эти приемы применялись  одновременно. Изящные украшения, подлинные  шедевры создавали древнерусские  ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием  и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад  «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира  во времена Ярослава Мудрого. До сих  пор вызывают восхищение сделанные  киевским ремесленником серьги (XI-ХII вв.). На этих серьгах более 500 серебряных колечек диаметром всего лишь 0,06 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить  себе трудно.На протяжении долгих веков  на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее  – по камню. Деревянные резные украшения  вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской  Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в  украшениях дворцов, соборов стала  примечательной чертой древнерусского искусства вообще. Прекрасной резьбой  славились утварь и посуда. В искусстве  резчиков с наибольшей полнотой проявлялись  русские народные традиции, представления  русичей о прекрасном и изящном.Всемирную  известность приобрело искусство  хохломской росписи. Золотистого цвета  деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые  и праздничные, называют просто «хохлома». Хохлома – это название старинного торгового села бывшей Нижегородской  губернии, куда привозили на продажу  деревянную расписную посуду. На протяжении веков хохломские изделия были дешевой  деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили  в него праздничность, нарядность.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура Древней Руси достигла значительных высот. Особенности  её развития заключаются в органическом соединении славяно-языческого и византийско-православного  начал. Кроме того, во времена Древней  Руси ещё не произошло обособление  привилегированного класса от народа, поэтому культура развивалась в  одном направлении. Период феодальной раздробленности XII- XIII вв. не только не уменьшил развитие культуры, но наоборот, способствовал её росту, т. к. возникающие  политические центры помогали появлению  местных школ.Русская средневековая  культура рождалась без античного  наследства, в суровых условиях непрерывной  борьбы со степью, наступавшей на земледельческие  племена, при постоянной опасности  порабощения Византией. Русское  феодальное государство окрепло  в этой оборонительной борьбе. Русская  культура развивалась очень быстро, используя богатые потенциальные  возможности славян-земледельцев. Развитие феодальных отношений и появление  городов ускорило процесс роста  культуры древнерусской народности. XI-XIII века – время высокого развития русской культуры, когда она достигает  уровня культуры передовых стран  Европы и оказывает влияние на десятки соседних с Русью народов. Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное сознание общенародных задач – таковы черты русской  культуры.Широкие мирные связи с  Востоком и Западом сделали Русь активной участницей той общей культуры Старого Света, которая складывалась в средние века, пренебрегая феодальными  рубежами. Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую  пору татаро-монгольского ига и сохранить  неисчерпаемые силы для преодоления  последствий иноземного господства. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых идей своего времени, и  пронес ее сквозь века, повторяя с любовью  и уважением: «О светло светлая и  украсно украшена земля Русьская!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .

1.  Бартенев И.А., Батажкова  В.Н. Очерки истории архитектурных  стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983.

2.  Маерова К., Дубинская  К. Русское народное прикладное  искусство. М.: Русский язык, 1990.

3.  Рыбаков Б.А. Культура  Руси./ Аверьянов Л.Я. Хрестоматия  по истории. М., 2001.

4.  Рябцев Ю.С. Путешествие  в Древнюю Русь: Рассказы о  русской культуре. М.: ВЛАДОС, 1995.

5.  Сахарова А.Н., Новосельцева  А.П. История России с древнейших  времен до конца XVII века. М., АСТ, 2000.


Информация о работе Культура Древней Руси