Культура и духовная жизнь советского общества в 1930е года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Конечно, ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции.

Файлы: 1 файл

И.З.культура.docx

— 26.33 Кб (Скачать файл)

                                                   Введение

  Советский  период – это сложное и противоречивое  явление в развитии не только  нашей истории, но и культуры. Но что же вообще такое культура?

  Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

   Конечно, ХХ век  дал отечеству гениальных ученых  и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие  объединения, художественные школы,  направления, течения, стили. Однако  именно в ХХ веке в России  была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Образование.

 

С конца 20-х  годов начинается борьба за преодоление  массовой безграмотности. В1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «Об обязательном всеобщем начальном обучении». Правительством вводилось обязательное повсеместное 4-х летнее обучение детей, а также  подростков. В мае 1934 г. учреждаются  общие для всей страны  виды общеобразовательных  учреждений – 4-х классная начальная  школа, 7-ми классная неполная средняя  и 10-ти классная полная школа. В начале 30-х  годов на базе старших классов  общеобразовательной школы организуются техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). К концу 30-х годов 70%  взрослого населения умели  читать и писать. Серьезные успехи были достигнуты в сфере высших учебных  заведений. Необходимо было удовлетворить  огромный спрос на рабочую квалифицированную  силу . Происходит пополнение студенческой аудитории за счет представителей  рабоче-крестьянской  молодежи. В стране действовала широкая сеть различных вечерних школ, курсов, кружков, которые охватывали миллионы рабочих и колхозников. В школах вводятся новые программы обучения, включающие восстановленные предметы, - историю и географию, огромными тиражами издаются новые учебники, усиливается регламентация учебного процесса.  Высокая политическая активность, сознательность, инициативность в труде стимулировали стремление трудящихся к образованию и культуре. К концу 30-х годов новая советская интеллигенция, обученная в вузах, составила 90% от общей ее численности.

Таким образом, налицо несомненный  успех советской системы образования.

2.Литература и искусство.

С начала 30-х годов создаются разнообразные  органы отраслевого управления культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиовещанию, Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусства.

 В духовной  жизни советского общества  преобладает  диктатура партийных идеалов.  В ходе быстро набирающих темпы  репрессий происходит борьба  с противниками советской власти. Под антисоветскими воззрениями подразумевалось любое отклонение основной точки зрения, в том числе религиозные, национальные убеждения, противоречащие суждениям «вождя народов». Средства массовой информации изображали образ, грядущего светлого будущего, которое будет построено вопреки проискам враждебных капиталистов.

В творчестве писателей и поэтов правительство  поощряло создание произведений на методе социалистического реализма . На смену многочисленным творческим группам пришли новые централизованные, легко управляемые партией союзы творческих работников.

В 1930-е года принимается постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором значилось ликвидация всех прежних объединений творческих групп. Началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др. Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей. Членство в Союзе являлось обязательным, ибо при отлучении от Союза превращало его в изгоя, произведения подобного человека  не получали широкой огласки. А деятели которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские  и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства. Официальным и единственно приемлемым творческим методом был провозглашен социалистический реализм, который требовал от художника не просто описывать "объективную реальность", а "правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии". Решающей в оценке значимости произведения искусства становилась его идейная направленность. И хотя теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия, на практике утверждались определенные образцы, на которые должны были ориентироваться в своем творчестве деятели культуры . Но даже в этих неблагоприятных для творчества условиях в 30-е гг. создаются такие значительные произведения советской литературы, как роман "Жизнь Клима Самгина", пьесы "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" А. М. Горького, трилогия "Хождение по мукам" А. Н. Толстой, М. А. Шолохов публикует роман-эпопею "Тихий Дон" и первую часть "Поднятой целины". Именно в эти годы М. А. Булгаков создает свой лучший роман "Мастер и Маргарита".

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. . В условиях насаждения культа личности  Сталина портреты, скульптуры вождя становятся неотъемлемой атрибутикой художников. Хотя это и тормозило процесс свободного творчества, но все же не смогло препятствовать созданию подлинных шедевров изобразительного искусства. Среди них полотна К. Петрова-Водкина , М.Грекова, М.Нестерова.

3.Кинематограф.

В кинематографе произошла  техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции. Отечественное кинопроизводство окончательно вытесняет зарубежные фильмы. Главным в духовной жизни советского общества 30-х гг. являлось создание удушающей для свободного творчества, но насущно необходимой для государства "победившего социализма" атмосферы идейного единомыслия, устремленности в "светлое будущее", жизнеутверждающей "духоподъемности", пропаганда патриотизма и готовности к самопожертвованию во имя социалистической Родины.

4.Научные исследования.

В то же время государство  выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего  в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических  полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного  движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режим.

5.Православная церковь.

С середины 20-х  годов в СССР начинается мощное притеснение религии. Под руководством Ем. Ярославского массовая добровольная организация «Союз воинствующих без-божников» (1925-1947г.г.) развернула враждебную кампанию против церкви. Было уничтожено много памятников архитектуры, носивших религиозный характер. Православие, религия и вероисповедание терпят ужасные унижения и притеснения со стороны партийной власти. Имущество церквей , всё многовековое достояние: иконы, драгоценности и др., всё грабится. В крупнейших храмах России - Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве были созданы музеи атеизма. Большинство культовых сооружений, представлявших огромную историко-художественную ценность, были закрыты и разграблены, а уже в начале 30-х гг. только в Москве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе такие выдающиеся архитектурные памятники, как Чудов и Вознесенский монастыри, церковь Спаса на Бору, храм Христа Спасителя. Вся эта идеология – издержки тоталитарной общественно-политической системы, иначе говоря,  возведение «вождя народов» в абсолют власти и справедливости, исходя из этого принципа, очевидно, что образ «Бога», созданный в течение целого тысячелетия и имеющий огромное доверие среди православных, может пошатнуть авторитет и мощь партийного вождя. власть выбирает путь изъятия из церковных имуществ ценностей для пополнения золотого фонда страны. Это бесправовое  действие, с моей точки зрения, является актом святотатства и неуважения к духовенству и к православному населению в целом.

Самое светлое, что есть на земле русской – вера, была опошлена и унижена.

В духовной жизни советского общества в этот период устанавливается  идеологический диктат партии. Непререкаемыми становятся оценки, данные лично Сталиным и другими партийными лидерами. Официальная  пропаганда при помощи средств массовой информации - газет, журналов, радио - создавала  образ светлого будущего, которое  светский народ строит вопреки проискам враждебного капиталистического окружения. Любые сомнения или колебания  в верности избранного партией пути воспринимались как политическая несознательность или идейная неустойчивость, а  тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей поколения 30-х г., рисовались как временные трудности, неизбежные в данных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Заключение

Таким образом, в 1930-е г. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность  основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Были сделаны крупнейшие открытия в областях науки. Торжествовало марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы . Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

С одной стороны, революция сделала все сокровища  культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для  народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные  зрители и слушатели: - рабочие  и крестьяне, красногвардейцы и  матросы. Были также достигнуты определенные успехи в повышении всеобщего  интеллектуального уровня.

Но в общем, Хотя партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Спилок литературы

  1. Михайлов, И.В., Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932 //Отечественная история. - 2000. - №4
  2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php  –

источники, книги  и статьи по истории России в электронном  варианте

3. http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist-index.html  – история России с древнейших времен до 1990-х гг.


Информация о работе Культура и духовная жизнь советского общества в 1930е года