Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 10:31, контрольная работа
Конечно, ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции.
Советский
период – это сложное и
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.
Конечно, ХХ век
дал отечеству гениальных
1.Образование.
С конца 20-х
годов начинается борьба за преодоление
массовой безграмотности. В1930 г. ЦК ВКП
(б) принял постановление «Об обязательном
всеобщем начальном обучении». Правительством
вводилось обязательное повсеместное
4-х летнее обучение детей, а также
подростков. В мае 1934 г. учреждаются
общие для всей страны виды общеобразовательных
учреждений – 4-х классная начальная
школа, 7-ми классная неполная средняя
и 10-ти классная полная школа. В начале
30-х годов на базе старших классов
общеобразовательной школы
Таким образом, налицо несомненный
успех советской системы
2.Литература и искусство.
С
начала 30-х годов создаются
В духовной
жизни советского общества преобладает
диктатура партийных идеалов.
В ходе быстро набирающих
В творчестве писателей и поэтов правительство поощряло создание произведений на методе социалистического реализма . На смену многочисленным творческим группам пришли новые централизованные, легко управляемые партией союзы творческих работников.
В 1930-е года принимается постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором значилось ликвидация всех прежних объединений творческих групп. Началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др. Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей. Членство в Союзе являлось обязательным, ибо при отлучении от Союза превращало его в изгоя, произведения подобного человека не получали широкой огласки. А деятели которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства. Официальным и единственно приемлемым творческим методом был провозглашен социалистический реализм, который требовал от художника не просто описывать "объективную реальность", а "правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии". Решающей в оценке значимости произведения искусства становилась его идейная направленность. И хотя теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия, на практике утверждались определенные образцы, на которые должны были ориентироваться в своем творчестве деятели культуры . Но даже в этих неблагоприятных для творчества условиях в 30-е гг. создаются такие значительные произведения советской литературы, как роман "Жизнь Клима Самгина", пьесы "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" А. М. Горького, трилогия "Хождение по мукам" А. Н. Толстой, М. А. Шолохов публикует роман-эпопею "Тихий Дон" и первую часть "Поднятой целины". Именно в эти годы М. А. Булгаков создает свой лучший роман "Мастер и Маргарита".
Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. . В условиях насаждения культа личности Сталина портреты, скульптуры вождя становятся неотъемлемой атрибутикой художников. Хотя это и тормозило процесс свободного творчества, но все же не смогло препятствовать созданию подлинных шедевров изобразительного искусства. Среди них полотна К. Петрова-Водкина , М.Грекова, М.Нестерова.
3.Кинематограф.
В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции. Отечественное кинопроизводство окончательно вытесняет зарубежные фильмы. Главным в духовной жизни советского общества 30-х гг. являлось создание удушающей для свободного творчества, но насущно необходимой для государства "победившего социализма" атмосферы идейного единомыслия, устремленности в "светлое будущее", жизнеутверждающей "духоподъемности", пропаганда патриотизма и готовности к самопожертвованию во имя социалистической Родины.
4.Научные исследования.
В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режим.
5.Православная церковь.
С середины 20-х годов в СССР начинается мощное притеснение религии. Под руководством Ем. Ярославского массовая добровольная организация «Союз воинствующих без-божников» (1925-1947г.г.) развернула враждебную кампанию против церкви. Было уничтожено много памятников архитектуры, носивших религиозный характер. Православие, религия и вероисповедание терпят ужасные унижения и притеснения со стороны партийной власти. Имущество церквей , всё многовековое достояние: иконы, драгоценности и др., всё грабится. В крупнейших храмах России - Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве были созданы музеи атеизма. Большинство культовых сооружений, представлявших огромную историко-художественную ценность, были закрыты и разграблены, а уже в начале 30-х гг. только в Москве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе такие выдающиеся архитектурные памятники, как Чудов и Вознесенский монастыри, церковь Спаса на Бору, храм Христа Спасителя. Вся эта идеология – издержки тоталитарной общественно-политической системы, иначе говоря, возведение «вождя народов» в абсолют власти и справедливости, исходя из этого принципа, очевидно, что образ «Бога», созданный в течение целого тысячелетия и имеющий огромное доверие среди православных, может пошатнуть авторитет и мощь партийного вождя. власть выбирает путь изъятия из церковных имуществ ценностей для пополнения золотого фонда страны. Это бесправовое действие, с моей точки зрения, является актом святотатства и неуважения к духовенству и к православному населению в целом.
Самое светлое, что есть на земле русской – вера, была опошлена и унижена.
В духовной жизни советского общества в этот период устанавливается идеологический диктат партии. Непререкаемыми становятся оценки, данные лично Сталиным и другими партийными лидерами. Официальная пропаганда при помощи средств массовой информации - газет, журналов, радио - создавала образ светлого будущего, которое светский народ строит вопреки проискам враждебного капиталистического окружения. Любые сомнения или колебания в верности избранного партией пути воспринимались как политическая несознательность или идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей поколения 30-х г., рисовались как временные трудности, неизбежные в данных условиях.
Таким образом, в 1930-е г. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Были сделаны крупнейшие открытия в областях науки. Торжествовало марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы . Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.
С одной стороны,
революция сделала все
Но в общем, Хотя партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля.
источники, книги и статьи по истории России в электронном варианте
3. http://www.ido.rudn.ru/ffec/
Информация о работе Культура и духовная жизнь советского общества в 1930е года