Культура. Искусство. Наука XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Возникновение культуры обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно, что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками . К 20 в. ряд гуманитарных наук вырабатывают научный аппарат.

Содержание работы

1. Начало_______________________________________________________ 4
2. Культура быта ________________________________________________ 8
3. Наука ________________________________________________________ 9
4. Театр, музыка, балет, кино ______________________________________11
5. Литература ___________________________________________________14
6. Живопись ____________________________________________________16
7. Русское зарубежье _____________________________________________19
8. Заключение___________________________________________________ 23
9. Литература ___________________________________________________24

Файлы: 1 файл

Реферат по истории(1888).doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

       Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним Л.М. Лисицкого) (1890-1941), известный как талантливый российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик, один из создателей нового вида искусства - дизайна. 

       Одной из ключевых фигур в искусстве ХХ века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов (1881-1941) создатель самостоятельного направления русского авангарда - так называемого аналитического искусства.

       В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантливой плёядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма. 

       В 30-е годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей. В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный памятник России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и посвященный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.

7. Русское зарубежье.

       Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции деятелей культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской власти; другие, как А. Куприн (1830-1938), проживший в эмиграции с 1919 по 1933 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.

       Первая волна русской эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру ХХ в. 

       В 1921-1952 г. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество химиков - более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, Н.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, IО.Н. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.

       В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франх, А. Изгоев, Л. Струве, Н. Лосский и др.  

       Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов - лингвисты Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты - Л. Сувчинский, Д. Сгзятополх-Мирский, Л. Савицкий. 

       Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг - сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

       От «серебряного века» к «бронзовому». Но и оставшиеся в Советской России деятели культуры оказались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия сохранить и преумножить достижения русской культуры. 

       Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом.

       Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. 

«Русское Зарубежье» — ежегодный международный кинофестиваль, учрежденный в 2007 году, уникальный кинофорум, объединяющий русских, живущих в разных странах мира, посвященный тематике российского изгнания, призванный стать значительным событием в культурной и общественной жизни современной России. На конкурс представляются игровый и неигровые фильмы. Кинофестиваль проходит в Москве, открываясь в знаковый для России день, 7 ноября, и является одним из проектов Дома Русского Зарубежья имени Солженицына А.И.. В рамках фестиваля и по его итогам вручаются две награды:1) Главный приз кинофестиваля «Русское зарубежье» — бронзовая скульптура «Философский пароход» (автор приза — Галина Шилина) за лучший фильм в каждой из категорий 2) Медаль имени Михаила Чехова (автор медали — Игорь Хамраев), которая вручается видным деятелям культуры разных стран за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Возрождается Россия, происходит это снова в муках, ошибках и слезах, но несмотря ни на что, возрождается Россия. Видно все же ангелы вспомнили о ней… Впервые в новейшей истории России в Большом зале Центрального Дома литераторов состоялся подобного рода конгресс. Открывая его, патриарх русской литературы, председатель исполкома Международного сообщества писательских союзов (МСПС) Сергей Михалков с улыбкой заметил: "Понадобились многие годы и огромные усилия, для того, чтобы мы наконец-то встретились в этом знаменитом писательском зале ЦДЛ, где когда-то, на протяжении 75 лет общались, дружили, ссорились, обсуждали свои новые произведения и даже немножко выпивали. И я рад, что мне...предоставилась возможность поздравить всех вас с открытием форума, посвященного великому русскому слову".К участникам конгресса с приветствиями обратились руководители религиозных конфессий России, мэр Москвы Юрий Лужков, президент России Владимир Путин, в послании которого, в частности, было сказано: "Здесь, в столице России, собрались представители разных стран, выдающиеся писатели современности, видные ученые-филологи, слависты. Убежден, предстоящие встречи, дискуссии будут способствовать укреплению взаимопонимания и доверия, внесут весомый вклад в создание единого литературно-художественного пространства русской словесности."В конгрессе приняли участие 140 человек, в том числе 50 участников из-за рубежа России. Русских писателей из Чехии представляли Сергей Левицкий из Праги, рассказавший о, издаваемом его писательской организацией, Альманахе, и Анатолий Розов из Брно член редколлегии журнала "Русское слово", познакомивший присутствующих с журналом, с ежемесячником "Чехия сегодня", а также рассказал в вкратце о сути проекта RuMarket.Cz. Оба участника выступили на пленарном заседании конгресса и активно работали в секции "Творчество писателей соотечественников в контексте развития мировой литературы".С руководителем МСПС писателем Сергеем Михалковым беседует Анатолий РозовОтрадно, что не только все большее количество людей пера понимает необходимость сближения и интеграции, закрывая глаза на принадлежность к различным писательским организациям и странам, но и Правительство Москвы, при чьей активной поддержке осуществился конгресс, делает ставку на писателей Зарубежья.Самое основное для писателей Зарубежья, участники конгресса отразили в декларации: Считать писателей, пишущих на русском языке, полномочными представителями русской культуры за рубежом. Способствовать изданию их произведений в России. Дать возможность писателям профессионально заниматься литературной деятельностью. Последнее станет возможным в случае, если уровень оплаты их труда будет соответствовать уровню оплаты интеллектуального труда в развитых странах.Писатели России и русского Зарубежья обратились к Президенту Владимиру Путину с просьбой: учредить ежегодный День русского слова, приурочив его ко дню рождения А.С. Пушкина.То, что писательская деятельность является только пищей для души, но не обеспечивает средства для существования, наглядно показал тот факт, что ряд участников пражской конференции соотечественников и конгресса писателей стали участниками конференции "Соотечественники и деловой мир". 
 
Участник конференции из Праги предприниматель Олег Орлов На этот ответственный форум Посольство РФ в Праге делегировало видного предпринимателя из Праги Олега Орлова, занимающегося крупными инвестиционными российско-чешскими проектами (www.obicenter.ru), и к.т.н. Анатолия Розова, руководителя брновского отделения проекта RuMarket.Cz, занимающегося вопросами предоставления чешским и европейским заказчикам высокотехнологического информационного продукта - интернет маркетинга в русском секторе Интернет (Рунет).Работу конференции возглавил Александр Чепурин директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом Министерства иностранных дел России, которое совместно с Правительственной комиссией явилось ее организатором. Именно это обстоятельство придало конференции особую значимость. Действительно, прежде всего, усилиями МИДа и его полномочными представителями за рубежом в лице Посольств РФ совместно с русскими диаспорами можно решить задачи, поставленные в Резолюции конференции. Кстати, по своему содержанию они во многом перекликаются с задачами, которые предстоит решать писателям.По мнению участников конференции, следует призвать российские компании и русскоязычных предпринимателей за рубежом использовать все имеющиеся у них возможности для содействия и поддержки русского языка, русской культуры, использовать свои информационные ресурсы (печатные издания, вебсайты и др.) для освещения объективного образа России, российских компаний в странах своего проживания. Следует наладить контакты между регионами России и деловым миром соотечественников, подключать последних к проведению презентаций регионов за рубежом. В ходе подготовки, предстоящей в 2008 году Всемирной конференции соотечественников предусмотреть создание специальных секций по проблемам делового взаимодействия регионов и русскоязычных предпринимателей за рубежом. 
В задачи Резолюции вошли предложения, подготовленные участниками встречи из Чехии. Ими же было высказано желание, чтобы работу подобной секции возглавили соответствующие инстанции Посольства РФ в Праге.Любопытно, что инициатива предоставления чешским и европейским заказчикам высокотехнологического информационного продукта - интернет маркетинга в Рунете, создание на базе проекта RuMarket.Cz специального Интернет-портала, рассказывающего деловым людям Европы о России и ее бизнес-возможностях, тут же на конференции нашла заинтересованных лиц.Первыми откликнулись русские предприниматели из Греции.Все, о чем договорились на двух встречах в Москве, действительно вселяет надежду на близкое возрождение великой страны, пережившей за последние несколько десятилетий и "развернутый социализм" и "дикий капитализм". 
Ангелы вернитесь скорее на Русь!..Пользуясь случаем поздравляем нашего коллегу Анатолия Розова со знаменательным событием. На состоявшемся после конгресса Исполкоме МСПС, ряд писателей русского Зарубежья был принят в члены этой писательской организации. В составе литературного объединения "Берлинер Литературбунд" членом Союза стал Анатолий Розов. Руководство проекта считает, что это внесет дополнительную творческую струю в идею проекта

 

 

 

 8. Заключение.

       Изучая эту тему, я поняла насколько важно её изучение. С полной уверенностью, я могу сказать, что ХХ век ознаменовался бурным расцветом русской культуры. Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное  состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.

       Да, все новшества и открытия дались России тяжело. Многие великие люди так и не были услышаны, но мы не можем умалять достоинства  Серебряного века, не можем не говорить о его величии. Мне кажется, что на пороге ХХI века мы должны больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её, и тогда нам будет легче создавать свою, новую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Литература.

 

 

  1. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 1995.
  2. Волков В.В. Концепция культурности.
  3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Макаровой. 2-е изд., перераб. и доп. М. Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998.
  4. . Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.
  5. . История России в схемах: учеб. пособие / А. С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура. Искусство. Наука XX века