Культура эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых—это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание, самого Человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…... 3
1.Основные доминанты культуры европейского просвещения……………….4
2. Стилевые и жанровые особенности искусства……………………………....6
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры…………………………….10
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей.….12
Литература……………………………………………………………….............18

Файлы: 1 файл

history.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

4. Синтез этики, эстетики  и литературы в творчестве  великих                                                      французских просветителей.

 

Для мыслителей эпохи Просвещения был поистине характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в поэзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями—с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции “Энциклопедия искусств, наук и ремесел” (1751-1780), грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. “Энциклопедия” стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор и теоретик искусства.

Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Эстетические взгляды Дени Дидро неслучайно считались своеобразным манифестом просветительских представлений о предмете, роли и задачах искусства. Их теоретическим обоснованием были философские воззрения автора, состоящие в признании объективного существования природы, частью которой является и сам человек. Поэтому первоисточником, базой искусства является для Дидро сама природа, являющаяся его“первой моделью”. “Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете — первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный — вы всегда найдете в нем два прекрасных качества: истину и гармонию” (Цит. по: Гачев Д. Эстетические взгляды, Дидро. М. , 1961. С. 61). Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее, по мнению Дидро, его творчество, тем более высокой оценки оно заслуживает. Дидро обращался к деятелям искусства со страстным призывом изучать жизнь, проникать в глубинные тайны бытия, идти вглубь народной жизни, где лихорадочно бьется ее истинный пульс. Если художник учится у жизни, то, в конце концов, своими правдивыми и страстными произведениями он сам начнет “учить жизнь”, влиять на человеческие чувства и разум. Но самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. “Всякое произведение должно быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно: без этого оно будет немым” (Там же. С. 70). Отождествляя этические и эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей, Дидро провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм.

В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он использует новые выразительные средства, отказывается от традиционного развития сюжета, являясь основоположником совершенно новых литературных жанров—философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить “правду жизни” и глубину ее осмысления. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть “Племянник Рамо”, в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика —в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.

Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера “Кандид, или Оптимист” в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению самого автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму (“все к лучшему в этом лучшем из миров”), основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже “традиционный” счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: потраченные на долгие поиски истины годы не проходят напрасно как для самого Кандида, так и для его любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки в безобразную старуху.

Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так: “надо возделывать наш сад” — работать, чтобы не случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет от “трех великих зол: скуки, порока и нужды”. Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики—обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его весьма велика. Эльдорадо— воплощенное “царство разума”, основные элементы которого —просвещенная монархия, философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.

Основоположник просветительского романтизма в литературе Руссов разработанной им эстетике пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, “чувствительность доброго сердца” простых людей. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Однако, личные чувства и эмоции неизменно должны быть подчинены высшему моральному долгу. Вот почему положительные герои Руссо всегда приносят в жертву себя и свою жизнь неким моральным принципам. Отвергая рассудочную логику “здравого смысла”, Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Весь смысл искусства для него— это трогать простые человеческие сердца и воспитывать при помощи “чувствительности” истинно добродетельного человека и гражданина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него. Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе “Новая Элоиза”.

Это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев— учителя Сен-Пре и его воспитанницы Юлии —с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов, хищничества буржуа. Основная тема романа— конфликт страстной любви и сословной морали, культивируемых в “высшем обществе ”предрассудков. Юлия подчиняет свои чувства холодному велению долга перед отцом, мнением света, предпочитая брак по расчету разрыву с родителями, оберегая их от боли и разочарования. Но чувство “подлинного долга” не может заглушить “голос природы”, зов любви, и главная героиня романа погибает. Талантливое и проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями руссизма были Карамзин (“Бедная Лиза”), Гете (“Страдания юного Вертера”), Шадерло де Лакло (“Опасные связи”) и многие другие известнейшие литераторы той поры. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 

Список использованной литературы.

          1. А.Н.Бадак Всемирная история в 24 томах. Том 15. Эпоха Просвещения / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волочок. - Мн.: Харвест, 2003. - 512 c

          2. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. - Л.: Просвещение, 1992. - 288 c.

3. Бутромеев, В. П. Детский плутарх. Великие и знаменитые. Эпоха Просвещения. От Адама Смита до Эйнштейна / В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Групп, 2012. - 304 c.

4. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. Энциклопедический путеводитель. - М.: Издательство Кулагиной, 2010. - 512 c.

5.  Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения / В.Д. Алташина и др. - М.: Академия, 2010. - 240 c.

6. Шахов, А. А. Вольтер и его время. Философия эпохи Просвещения / А.А. Шахов. - М.: Либроком, 2012. - 360 c.

 

 

 


Информация о работе Культура эпохи Просвещения