Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:20, реферат
Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.
Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.
Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, добыв новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов.
1.Введение
2.Ремёсла
3.Торговля
4.Налоги (дань)
5. Жилища и мебель
6.Костюм X-XIV веков (Киев, Новгород)
6.1 Мужской костюм
6.2 Женский костюм
7. Еда
8.Вывод
9.Список литературы
Нижней одеждой знати и основной
у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты. Крестьянскую
рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой
на груди и спине, которую пришивали красными
нитками. Цельнокроеный рукав для свободы
движения имел ластовицу из красной ткани.
Так как ткань была узкой (30-60 см), рубаху
выкраивали из нескольких частей. Все
швы подчеркивались декоративно красными
кантами. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали
узким поясом или цветным шнуром. В особых
случаях к рубахе надевали зарукавья и
съемные круглые воротники-ожерелья.
6.2 Женский костюм
Женская рубаха была длинной,
до ступней, с длинными, собранными в низках
рукавами и разрезом, из горловины застегивающимся
на пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов
ее украшали вышивкой или обшивали полосой
отделочной ткани. Рубашку шили из белого
полотна или цветного шелка и носили с
поясом.
Поверх рубахи надевали поневу — юбку,
состоящую из трех несшитых прямоугольных
полотнищ, укрепленных на поясном ремешке,
который образовывал напуск рубашки. Понева
была короче рубашки, и спереди ее полы
расходились. Тканью для понев чаще всего
была пестрядь с клетчатым, ромбовидным
узором.
Верхней одеждой была запона — накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу (рис. 8). Нагрудник — более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.
В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи. Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки.
Головные уборы играли
в женском костюме, как и в мужском, большую
роль. Девушки носили распущенные длинные
волосы или косу, заплетенную плоско, низко
на затылке. Прическа была украшена шелковой
вышитой лентой, деревянным или кожаным
обручем с высокой зубчатой передней частью.
Повязка называлась челокичное, обруч — венец. К ним прикрепляли
височные кольца и налобные металлические
украшения. Замужние женщины закрывали
волосы повойником из
тонкой ткани или шелковой сетки. Повойник
состоял из дна и околыша, который туго
завязывался сзади. Поверх повойника носили
полотняный или шелковый убрус белого
или красного цвета. Убрус имел форму прямоугольника
длиной 2 м и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался
цветным шелковым узором и свисал на плечо.
Другим обвязывали голову и скалывали
под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную
форму, тогда оба конца скалывались под
подбородком. Сверху знатные
женщины надевали еще
шапку с меховой оторочкой.
Женская обувь, как и мужская, представлена у князей и бояр мягкими сапогами без каблуков из цветной кожи с вышитыми носочной и нижней частями, у крестьян — лаптями с онучами.
Хлеб и мясо были двумя основными продуктами питания в рационе русских князей Киевской Руси. На юге Руси хлеб пекли из пшеничной муки, на севере был более распространен ржаной хлеб. В голодные годы к муке иногда добавляли сухие листья растения гусиные лапки. В богатых домах, а также в монастырях по праздничным дням в дополнение к обычному хлебу подавался сдобный, выпекаемый с медом и маком. Что касается мяса, то самыми обычными сортами были говядина, свинина и баранина, а также гуси, куры, утки, голуби и журавли. Конину иногда ели воины во время походов и гражданские в голодные годы. Употребляли также мясо диких животных и птиц. Как указывается в современных источниках, это были олени, кабаны, зайцы, даже медведи. В пищу шли куропатки, рябчики и другая дичь. После обращения в Христианство новая церковь, внимательно относящаяся к древним канонам, возражала против того, чтобы люди ели мясо диких животных, таких как медведь и даже заяц, считая их "нечистыми". Более того, следуя Ветхому Завету с его осуждением употребления в пищу мяса с кровью, она возражала против того, чтобы ели птиц, задушенных в силках. Однако очевидно, что в этом отношении увещевания духовенства были напрасными, так как многовековые традиции прихожан преобладали над новыми ритуалами. В эпоху Московской Руси этим церковным предписаниям следовали строже.
Церковь поощряла употребление в пищу рыбы. Среды и пятницы были объявлены постными днями и, кроме того, были установлены три поста, включая Великий Пост. Разумеется, рыба уже была в рационе русских людей до Крещения Владимира, и икра, должно быть, тоже, хотя первое упоминание о ней обнаружено в источниках двенадцатого века. Яйца, молочные продукты и овощи дополняли список съестных припасов. В дополнение к животному маслу иногда употребляли растительное, получаемое из семян конопли или льна, главным образом во время постов. Из-за границы импортировали оливковое масло.
Мало что известно о русской кухне этого времени. Мясо варили или жарили на вертеле, овощи ели вареными или сырыми. Также упоминаются в источниках солонина и тушенка. Пироги, которые позднее стали любимым русским кулинарным изобретением, упоминаются в источниках этого периода только дважды. Пшенная и овсяная каши, судя по всему, были распространенными блюдами. В княжеском хозяйстве главный повар (старейшина поваров) осуществлял контроль над огромным штатом кухонных работников, и все повара, вероятно, были хорошо обучены и искусны. А поскольку некоторые из них были иностранного происхождения (упоминаются турецкие и венгерские повара), то их кухня могла включать в себя и иностранные рецепты. Ассортимент кухонной посуды включал в себя медные чайники, таганы и сковородки, а также всевозможные ножи.
Теперь давайте перейдем к напиткам. В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. "Питие", - говорил он, - "это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.
Что касается сервировки стола, то в княжеском хозяйстве пользовались золотой и серебряной посудой, особенно в случаях государственной важности. Использовали также золотые и серебряные ложки. "Повесть временных" лет содержит характерную историю о дружинниках Владимира Красное Солнышко, которые жаловались на то, что князь позволяет им есть деревянными ложками вместо серебряных. Владимир сразу же приказал выдать им серебряные ложки. Вилок не было и предполагалось, что все должны пользоваться собственными ножами, чтобы отрезать хлеб или мясо. Для питья вполне подходили золотые или серебряные кубки и чаши. Простолюдины должны были довольствоваться оловянной или деревянной посудой, деревянными ложками, оловянными кубками и чашами.
8. Вывод
Киевская Русь была могучим государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному развитию восточных славян, значительно усиливало их в борьбе с внешними врагами.
Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.
Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.
Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, добыв новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов.
Список литературы 1)http://ru.wikipedia.org/
2)http://www.c-cafe.ru/words/
3)http://www.plam.ru/hist/
4)Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории. М., 1982.
5)Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М. — Л.,,1962.